Мастер-класс на тему: «Развитие познавательных психических процессов дошкольников и эмоционально-личностной сферы в игре».  

Мастер-класс на тему: «Развитие познавательных психических процессов дошкольников и эмоционально-личностной сферы в игре».

 

Цель: Формирование компетентного подхода у педагогов по развитию психических процессов у дошкольников посредством игр и игровых упражнений в совместной деятельности и непосредственно организованной деятельности.

Ход мастер-класса:

1 часть: Теоретическая.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодняшний мастер-класс будет посвящен развитию познавательных психических процессов у детей-дошкольников и эффективным способам их развития.

Актуальность данной темы состоит в том, что дошкольный возраст –это начальный этап формирования личности. Движущими силами развития психики дошкольника являются его потребности. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движении, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. Под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Родители, педагоги являются главными участниками в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.

Проблема состоит в том, что в последнее время наблюдается у многих дошкольников регресс в развитии памяти, внимания, воображения, мышления, речи, нарушения в сфере эмоционально-личностного развития и общения, что значительно осложняет процесс обучения и усвоения детьми программного материала и подготовку дошкольников к обучению в школе.

Это обусловлено множеством факторов: как отклонениями в развитии связанными с различными заболеваниями, родовыми травмами, так и педагогической запущенностью со стороны родителей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, обогащает мировоззрение, развивает речь.

Самым эффективным способом преодоления проблемы по нарушению познавательных психических процессов и нарушений в эмоционально-личностной сфере является игра, так как именно этот вид деятельности в дошкольном возрасте остается ведущим и самым привлекательным для детей. Кроме того, разнообразие игр (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, настольно-печатные и т.д.) позволяют решать практически любые поставленные перед ребенком задачи, развивать его навыки, умения, расширять кругозор. Через игру педагог может корректировать нарушения в развитии памяти, внимания, мышления и речи у детей с задержкой развития. Коллективные игры позволяют безболезненно преодолевать проблемы личностного и коммуникативного характера.

2 часть: Практическая.

Сегодня я хочу провести с вами, уважаемые коллеги, групповое занятие, которое обычно провожу на группах со старшими дошкольниками. Вы на себя возьмете роль детей, а я педагога. Всё занятие построено на играх и игровых упражнениях, структура занятия традиционная и состоит из 3 частей: 1- вводная, 2-основная, 3- заключительная и анализ.

Темы групповых занятий я стараюсь брать в соответствии с темами недели блочно-тематического планирования ДОУ, игровой и дидактический материал подбираю в соответствии с данными темами, но решаю при этом задачи коррекции познавательных психических и личностных процессов. Такие групповые занятия я провожу один раз в неделю, и они являются диагностическими для воспитателей групп, так как показывают проблемы детей при усвоении данного материала, а так же обучающими, воспитатели в дальнейшем активно используют те игры, которые были на занятии с детьми.

Итак, тема нашего занятия «Осень пришла – урожай принесла».

1часть –вводная.

Игра- знакомство «Комплимент»(эмоционально-личностная сфера,коммуникативные способности)

Один из играющих поворачивается к соседу слева (справа) и протягивает ему руки ладонями к верху при этом называя свое имя Татьяна(Ольга, Миша и т.д.) Сосед кладет свои руки на ладони Татьяны и называет свое имя, тогда Татьяна говорит что-нибудь приятное своему соседу, называя его по имени, например, «Оля, я очень рада с тобой познакомиться, у тебя очаровательная улыбка». Оля в свою очередь благодарит за комплимент и поворачивается к следующему соседу. Игра продолжается до тех пор пока комплимент не вернется к начинающему игру.

(Проводится игра с педагогами. Анализируется их эмоциональное состояние после игры) Подобные игры «Поздороваемся», «Передай настроение». «А я еду, а я рядом, а я с зайцем…» и т.д.

Мозговой штурм.(мышление, внимание, память, речь)

Педагог бросает мяч по очереди и задает вопрос по теме каждому из детей:

-Какое сейчас время года? Какой месяц? Какой месяц был перед этим, какой будет после этого? День недели? Какая часть суток? Что наступит после осени? После весны? После лета? Сколько дней в неделе? Какие из них выходные? Какой день недели первый, какой последний?

А теперь я буду бросать мяч и говорить фразу «Осень, это когда…», а вы продолжите фразу называя осенние приметы.

2 часть- основная

Игра «Угадай загадку и найди отгадку»(Восприятие, мышление, речь)

Педагог вносит «Волшебный сундучок» с муляжами фруктов и овощей и предлагает отгадать загадку и нащупать отгадку в сундучке, рассказать о том какой формы, где растет и какой на вкус и цвет, затем вытащить фрукт или овощ. Загадывается от 6 до 8 загадок.

Игра «Угадай, что изменилось»(внимание, память)

Перед детьми выкладывается 6-8 муляжей фруктов и овощей в ряд и дается установка на запоминание, затем дети отворачиваются. А педагог либо убирает что-то одно, либо меняет местами. На сигнал дети поворачиваются и должны угадать

Игра «Однажды с базара хозяйка пришла…»(внимание, память, коммуникативные способности)

Дети стоят в кругу, воспитатель со словами « Однажды с базара хозяйка пришла, хозяйка с базара домой принесла,,,» Воспитатель дотрагивается до детей и называет овощи и фрукты, дети их запоминают. Далее хозяйка готовит суп, дети овощи выходят в круг и называют свои овощи, встают на место; хозяйка готовит компот, в круг выходят фрукты. Потом Хозяйка выкладывает две карточки с изображением кастрюли и банки, на слова «Раз, два, три, место свое займи» дети должны образовать свои кружки из овощей и фруктов.

Графическое упражнение «Дорисуй» (развитие мелкой моторики руки, воображения)

Детям предлагается из круга, овала и треугольника нарисовать любой овощ или фрукт по желанию, а затем рассказать, что у него получилось.

3часть- заключительная

Игра «Настроение»(эмоционально-личностная сфера)

Педагог спрашивает по очереди детей, какое у них настроение после занятия, если ребенок говорит «хорошее» или «веселое» дети все изображают с помощью пантомимики его настроение. Если идут повторы, то педагог сам говорит, что его сегодня «огорчил», или « удивил», или «порадовал» тот или иной ребенок или его поступок. Если в группе находится ребенок с «плохим» настроением педагог предлагает всем детям покатать его по «Ручейку нежности».

Игра «Ручеек нежности» (коммуникативные способности, эмоционально-личностная сфера)

Игроки встают в две шеренги напротив друг друга, образуя коридор. Один из игроков проходит между детей, а остальные, поглаживая и прикасаясь к нему, говорят приятные слова, комплименты. Проплыв по «ручейку нежности» обязательно спросите игрока о его состоянии, как и что он чувствует. Игрок становиться в одну из шеренг, а следующий отправляется в «плавание».

Прощание с детьми заканчивается «башней дружбы», когда на руку педагога дети кладут свои ручки строя башню, а затем подбрасывают их вверх со словами «До новых встреч» или «До свидания».

 

 

Анализ

Сегодня вы, уважаемые педагоги, побывали в роли ваших воспитанников, и я попрошу вас поделиться вашими впечатлениями, от занятия, проведенного в игровой форме. Какие образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи вы можете выделить из хода этого занятия?

(Высказывание педагогов)

Будут ли полезны эти игры, методы и приемы в вашей практике при работе с детьми и в каких видах деятельности в режиме дня их можно использовать?

(Высказывание педагогов)

А чтобы эти игры и подобные им не забылись, я подготовила вам небольшие буклеты с играми и с удовольствием их вам вручу.

(Раздаются педагогам буклеты с развивающими играми)

Спасибо вам за работу в команде и желаю успехов в развитии познавательных психических процессов детей. Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром ...
Конспект итогового ООД в младшей группе "Путешеств...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
16.06.2021

В блогах

Развитие изобретательности у старших дошкольников в процессе технического конструирования

Развитие изобретательности у старших дошкольников в процессе технического конструирования Правительством Российской Федерации, руководителями крупных предприятий, ректорами технических ВУЗов в выступлениях и...

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области структурное подразделение «детский сад...

Новое на сайте

Дидактическое пособие по ОО «Развитие речи» «Расскажи сказку по кадрам»

Дидактическое пособие по ОО «Развитие речи» «Расскажи сказку по кадрам» для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет Аннотация: Дидактическое пособие «Расскажи сказку по кадрам» разработана для индивидуальной и совместной деятельности, образовательной деятельности воспитателя и детей...

Дидактическое пособие «Фартук для повара»

Дидактическое пособие «Фартук для повара» Аннотация: Дидактическое пособие «Фартук для повара» предназначена для детей 2-3 лет. Игра обогащает словарный запас, активизирует развитие познавательной деятельности, внимания. Цель: формирование элементарных представлений о профессии повар у детей раннего возраста. Задачи: OO «Познавательное развитие» Познакомить...

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста Числова Р.Ш., студент Елабужский институт К(П)ФУ Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент Елабужский институт К(П)ФУ Современные стандарты образования России ставят перед педагогом задачу формирования не просто целостной, всесторонне развитой, гармоничной личности...

Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста Числова Р.Ш., студент Елабужский институт К(П)ФУ Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент Елабужский институт К(П)ФУ Исследовательская активность на современном этапе развития общества является одной из ключевых черт успешной, реализованной личности. Федеральный государственный...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог