Мастер класс на тему «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего».

Цель: повышение профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Познакомить участников мастер класса с разнообразными приемами ознакомления детей с устным народным творчеством.( Пословицами поговорками).

Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Способствовать развитию мышления, творчества, образности речи педагогов ДОУ.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Приветствую Вас на моем мастер-классе посвященный теме « Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Величайшее богатство народа - его язык. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, национальная история, быт, как в пословицах и поговорках. Пословицы, как на крыльях перелетают из века в век, от одного поколения к другому. Я считаю, что именно вот эта связь поколений, как никогда важна сейчас. Давайте с вами вспомним что такое пословица и поговорка.( высказывание педагогов). Пословица- это краткое мудрое изречение имеющая поучительный смысл ( например; без труда не вытащишь и рыбку из пруда, кто не работает тот не ест, своя рубашка ближе к телу, тише едишь дальше будешь и т.д.) А что такое поговорка уважаемые коллеги ? Поговорки – это яркие меткие народные выражения дающие меткую оценку поступку, какому-то событию, человеку ( Например; два сапога пара, друзья познаются в беде, слово не воробей, лыку не вяжет, когда рак на горе свистнет и т.д.)

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат — в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я.О. Каменского: : «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».

Знакомство детей с пословицами и поговорками играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребенка , его речь. Вслушиваясь в образность народного языка дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству. Хорошо подобранные пословицы должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему. Одни пословицы и поговорки побуждают к действию другие учат « уму разуму». Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает речь. Систематическая работа над пословицами и поговорками очень многое дает детям. Во-первых они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщенный характер. А у современных детей часто наблюдается недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связанного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса. Проводя работу при ознакомлении детей с пословицами и поговорками можно создать копилку пословиц и поговорок по разным темам ; о « Родине», о « Труде»,о « Временах года» ,о « Смелости» ,о « Правде и лжи», о « Дружбе», о « Семье», о « Матери» и т.д.

Такая «копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание. Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.

Сейчас я хочу вам представить этапы ознакомления детей с пословицами и поговорками .

* Знакомство с понятием что такое пословица и поговорка

*Внимательно прочитать с детьми пословицу

* Выяснить лексическое значение непонятных и устаревших слов и подобрать слово, используемое в настоящее время.

*Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему она учит.

*Определите, к какой тематической группе ее можно отнести

* Вместе с детьми подумать, к какой житейской ситуации ее можно отнести или подобрать сказку, подходящую под эту пословицу.

Сегодня я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, несколько форм и приёмов, которые используются в работе по ознакомлению, и которые, может быть, будете и Вы использовать в своей.

А чтобы нам было интереснее работать, попрошу Вас побыть детьми старшего дошкольного возраста и приглашаю поиграть в игру «Подбери картинку к пословице». Конечно, Ваш жизненный опыт, багаж знаний остаётся с Вами, на него и будем опираться.

Посмотрите, сколько разных картинок у нас на мольбертах. Давайте рассмотрим их. Это иллюстрации к знакомым сказкам. А сейчас я буду называть пословицу, а Вы отберёте те картинки, которые, по вашему мнению, соответствуют по содержанию, смыслу данной пословицы и объясните, почему сделали именно этот выбор.

- Труд кормит, а лень портит («Морозко», «Колосок»)

- Научит горюна другая сторона («Маша и медведь»)

-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей («Лиса и заяц»)

-Злом отвечать на зло -плохо («Лиса и журавль»)

-Иванушка - дурачок, да в жизни не простачок («По-щучьему велению»)

Молодцы!

. Подбор картинок постоянно можно обновлять, так как пословиц огромное количество и тема эта неиссякаема.

Игровое упражнение « Закончи пословицу»

Хорошая книга- лучший Друг

Кто много читает –тот много Знает

С книгой жить –век не Тужить

Книга твой друг- без нее как без Рук

Книга подобна воде - дорогу пробьет Везде

Можно провести следующую дидактическую игру «Подбери героев сказок к пословицам»

Ребята, я сейчас вам назову несколько пословиц. Послушайте их внимательно:

  1. Не ищи красоты, ищи доброты.

Мир не без добрых людей.

Доброму бог помогает.

  1. Злого любить – себя губить.

Злой человек — как уголь: если не жжёт, то чернит.

  1. Без хорошего труда нет плода.

Терпенье и труд все перетрут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

О каких людях эти пословицы?(о добрых, злых, трудолюбивых) Встречали ли вы таких людей? Где? (в сказке, в жизни). Хотели бы Вы с ними общаться?

Я предлагаю поиграть ещё в одну игру. У вас на столах лежат карточки с изображёнными на них героями сказок и фломастеры. Выберете героев, к которым подходят пословицы о доброте и пометьте их красным фломастером; тех героев сказок, про которых говорится в пословицах о зле, отметьте чёрным цветом, а героев, которых характеризуют пословицы о труде отметьте синим цветом. Молодцы отлично справились с заданием.

. Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки — эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, обогащение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.

Уважаемые коллеги если представленный мной мастер-класс для вас был интересен то слово предоставляется вам.

И в заключении : Дружно хлопнули в ладоши

Вместе топнули ногой

Все во что мы здесь играли

Забираем мы с собой

Спасибо за внимание!!!

0
Экскурсия в картинную галерею
"Мастерская деда Мороза"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.02.2020

В блогах

Проект - "Мои любимые грушки"

Содержание проекта Актуальность реализации проекта: Современный мир – мир непрерывно меняющийся. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации намного выше, чем двадцать...

Сценарий выпускного праздника «Детство это я и ты»

Сценарий выпускного праздника филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова» в п. Чакино   «Детство это я и ты» 2018г. Звучит музыка дети входят...

Спортивное развлечение для детей 2 групы раннего возраста "В гости к лесным жителям"

Спортивное развлечение для детей 2 группы раннего возраста«В гости к лесным жителям»Автор: Рахманова Светлана Александровна                                                                                                                                                         Воспитатель МКДОУ детский сад «Теремок»...

Новое на сайте

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой рисования «витраж» как средство развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству. Активизация творческой деятельности педагогов. Задачи: - Познакомить...

Дидактическое пособие для детей раннего возраста. Театрализованная игра «Маша и медведь»

Дидактическое пособие для детей раннего возраста Театрализованная игра «Маша и медведь» Аннотация: Дидактическая театрализованная игра «Три медведя» предназначена для детей 2-3 лет. Игра развивает связную речь, учит драматизации, развивает интерес у детей к театрализации русских народных сказок...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. Детские творческие игры – явление...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог