Автор: Белокопытская Светлана Александровна ...

Кружковая работа с младшими дошкольниками "Озорные ручки"

 

                         Пояснительная записка:

     Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

     Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор, показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

     Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

    Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Кружок « Озорные пальчики » направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале тематических недель. Сюда же включены и выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, прищепки, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.

Цель работы кружка:

Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память и способность согласовывать движения и речь.

Задачи кружковой деятельности:

Научить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком).

Развить  в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–

двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

Форма работы с детьми:

 Форма работы может быть разной:  со всеми детьми, с подгруппами, индивидуально. Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-4 года.

Срок реализации программы:

1 год (12 месяцев). Еженедельно.

 

Перспективный план:

Сентябрь

1-я неделя

Тема: По выбору детей «Солнышко»

Утром солнышко встаёт выше, выше, (Руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (Руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(Делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живётся

(Хлопаем в ладоши)

2-я неделя

Тема: «Здравствуй детский сад»

В нашей группе все друзья,

(ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший-это я,

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(Сжимают и разжимают кулачки)

3-я неделя

Тема: «Наши игрушки»

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

(загибают пальчики поочередно)

Игры с конструктором.

  4-я неделя

Тема: «Я и моя семья»

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.)

  Октябрь

1-я неделя

Тема: «Осеннее настроение»

Раз, два, три, четыре, пять

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листья дуба соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(имитируют сбор листочков)

2-я неделя

Тема: «Вкусны дары осени»

Что за скрип?

Что за хруст?

В огороде вырос куст.

Как же быть без хруста?

Если я капуста!

Мы капусту рубим — рубим,

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим — солим,

Мы капусту жмем — жмем. (Имитация движений.)

3-я неделя

Тема: «Оденем куклу на прогулку»

Игры с пуговицами (Застегивание и расстегивание)

4-я неделя

Тема: «Если хочешь быть здоров»

Игры с прищепками (развитие мелкой моторики)

Ноябрь

1-я неделя

Тема: «Дом, в котором мы живем»

Молоточком я стучу ( постукивать кулачками друг о друга)

Дом построить я хочу ( соединить кончики пальцев обеих рук)

Строю я высокий дом(  поднять выпрямленные ладони вверх)

Буду жить я в доме том ( похлопать ладонями)

2-я неделя

Тема: «Мама, папа, я – дружная семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама, (пригибать пальцы начиная с безымянного)

Это – я, (затем мизинец)

Это - Бабушка моя, (указательный)

Это – папа (средний)

Это – дед (большой)

И у нас разлада нет.

3-я неделя

Тема: «Домашние птицы и животные»

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок. 

(Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

(Показать все пальчики, «играя» ими.)

4-я неделя

Тема: «Осень»

Листья осенние тихо кружатся,

( плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

( плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

( трем ладошки друг о друга)

Будто опять   закружиться хотят.

 (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

Декабрь

1-я неделя

Тема: По выбору детей. «Снеговик».

Давай, дружок!

Смелей, дружок! (лепят снежок)

Кати по снегу свой снежок (катят).

Он превратится в толстый ком, (показывают шар руками)

И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).

Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).

На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)

Увы – и нет снеговика. (Пожимают плечами, руки в сторону.)

2-я неделя

Тема: «Зимушка-зима, в гости к нам пришла»

Раз, два, три, четыре, (Загибать пальцы, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили («Лепить, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показать круг, сжать ладони вместе.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозить пальчиком.)

Раз – подбросим. Два – поймаем. (Подбрасывать и ловить «снежок».)

Три – уроним (Ронять воображаемый снежок.)

И… сломаем. (Хлопнуть в ладоши.)

3-я неделя

Тема: «Праздник для кукол»

Игры с крупами. Рисование манной крупой.

4-я неделя

Тема: «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (хлопки в ладоши)

В снежки играть, на лыжах бегать, (поочередно соединяют большой палец с        остальными)

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться ( имитировать пуками скатывание с горки)

Январь

3-я неделя

Тема: «По снежной дорожке»

Медведь в берлоге крепко спит, (руки сложены лодочкой под щечкой)

Всю зиму до весны сопит.

Спит зимою бурундук, (загибаем поочередно пальцы)

Колючий ежик и барсук

Только заиньке не спится, (делаем зайчика)

Убегает от лисицы. Кисть руки переворачиваем вниз и «убегаем»

Мелькает он среди кустов,

Запетлял — и был таков (разводим руки в стороны)

4-я неделя

Тема: « Елочка»

Перед нами елочка( сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»)

Шишечки,( показывают кулачки)

Иголочки,( указательные пальцы)

Шарики,(пальцы сжимают в круг)

Фонарики, (показывают «фонарики»)

Зайчики, (показывают «ушки зайца»)

И свечки,( прижимают ладони и пальчики друг к другу)

Звезды, (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)

Человечки. (ставят средний и указательный пальцы на колени)

Февраль

1-я неделя

Тема: «В гостях у Айболита»

Игры с бусинами «Собери бусы»

2-я неделя

Тема: « Транспорт»

Один-два-три-четыре-пять,

Буду транспорт я считать:

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт (загибают пальчики)

3-я неделя

Тема: «Животные и их детеныши»

У мамы кошки есть котенок, ( «Кошка» - указательный и мизинец вытянуты и чуть

согнуты, средний и безымянный сжаты в кулак)

 У мамы козы - козленок, («Коза» - указательный и средний)

 У собаки есть сынок- ( «Собака» - выпрямить ладонь, согнуть указательный и

отогнуть большой в сторону)

 Не собачонок, а щенок! (Показываем «Собака» левой рукой). 

4-я неделя

Тема: « Папин праздник»

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.

Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи.

Смыкаются в кольцо и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой    руки, выпрямляя их.

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

Март

1-я неделя

Тема: По выбору детей.  «Мамины помощники»

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем. (Движения по тексту)

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем

2-я неделя

Тема: «Наши мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

(Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.)

От ветерка качается,

(Движения руками вправо-влево.)

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей.

Игры с  прищепками.

3-я неделя

Тема: «Весна пришла»

Птичка, птичка, прилетай!

Весну - красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

(Дети показывают движениями кистей рук, как летит птичка).

4-я неделя

Тема: «Мои любимые сказки»

Тянут, тянут бабка с дедкой, (Дети вытягивают большие пальцы.)
Из земли большую репку. (Указательные.)
К ним пришла тут внучка, (Средние.)
Подбежала Жучка,( Безымянные.)
Кошка тоже потянула. (Мизинцы.)
Хоть держалась крепко, (Берут репку.)
Вытянута репка! (Поднимают руки вместе с репкой.)

Апрель

1-я неделя

Тема: «Продуктовый магазин»

В сахарницу сахар насыпаем,( Сгибать одновременно большие пальцы обеих рук).
Хлеб и булку в хлебницу кладем. (Сгибать одновременно указательные и средние пальцы рук.)
Молоко в молочник наливаем,( Сгибать одновременно безымянные пальцы рук.)
А в солонку соли наберем.( Сгибать одновременно мизинцы)

2-я неделя

Тема: «Времена года»

Дождик песенку поет, (сжимаем кулачки)

Только кто ее поймет? (пожимаем плечами)

Не поймем ни я, ни ты, (на обеих руках разгибаем указательные)

Но зато поймут цветы, (разгибаем средние)

И зеленая трава, (разгибаем безымянные)

И весенняя листва. (разгибаем мизинцы)

Лучше всех поймет зерно —

Прорастать начнет оно. (разгибаем большие)

3-я неделя

Тема: «Рыбы»

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями)

Рыбка, рыбка, озорница, (погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок "круглыми" ладошками)

Рыбка спинку изогнула, (Выгнуть кисти, пальчики вниз)

Крошку хлебную взяла, (имитировать движение пальчиками)

Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)

Рыбка быстро уплыла. (спрятать ручки)

4-я неделя

Тема: «Цветы цветут»

Игры с мелкими игрушками.

Май

1-я неделя

Тема: «День Победы»

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую! (дети переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)

2-я неделя

Тема: «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

(Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная    с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем.

Прячьтесь! Спрятать руки за спину.

3-я неделя

Тема: «Цветы цветут»

Посадили зернышко,
(щепотка)
Вырастили солнышко.
(растопырить ладони)
Это солнышко сорвем,
(ладоши раскрыть)
Много зерен соберем.
(собирать с другой ладони зерна)

4-я неделя

Тема: «Лето»

 Вот и лето наступает

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)

Всех на отдых приглашает

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать

(Круговые движения кистями, «солнце»)

И на море отдыхать

Июнь

1-я неделя

Тема: По выбору детей. « Радуга».

Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг маховым движением)

Над деревьями (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)

Домами (руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной (нарисовать волну рукой)

И немножко надо мной. (дотронуться до головы)

2-я неделя

Тема: «День защиты детей»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

3-я неделя

Тема: «День России»

Горит на солнышке Флажок,

Как будто я Огонь зажег. (А. Барто)

Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

4-я неделя

Тема: «Неделя сказок»

                Будем пальчики считать,

              Будем сказки называть:

              (Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)

              Эта сказка - «Теремок».

              Эта сказка - «Колобок».

              Эта сказка - «Репка»:

              Про внучку, бабку, дедку.

           (Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)

             «Волк и семеро козлят» -

              Этим сказкам каждый рад!

              (Показывают большой палец.)

Июль

1-я неделя

Тема: «Веломарафон»

Две педали крутят ноги, (раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)
Мчат колеса по дороге (вращаем согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу -
Влево, (имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево )
Вправо покачу. (вправо)
То вперед, (кулачками обеих рук совершаем круговые движения)
А то назад (назад)
Нажимаю тормоза (обеими ладонями жмем на стол)

2-я неделя

Тема: «День семьи»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

3-я неделя

Тема: «День Красоты»

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер —

Пусть прохладою повеет.

4-я неделя

Тема: «День Нептуна»

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить! (Народная потешка)

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить! (Народная потешка)

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу.

Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

Август

1-я неделя

Тема:  По выбору детей. «Воздушный шарик».

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.)

2-я неделя

Тема: «Неделя здоровья»

-Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

                                                         3-я неделя

Тема: «Праздник цветов»

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

(Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения)

  4-я неделя

Тема: «Спас»

Катилось яблочко по огороду (Сложить руку в кулак и покрутите кулаком.)
И упало прямо в воду – 
Бульк! (Уронить ручки  вниз)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Литература:

1.«Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997г.

2. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.3. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г.4. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.5. Интернет ресурсы.

                      

 

 

0
Подвижные игры для адаптации детей к ДОУ
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПДД
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
09.07.2020

Комментарии

Мастер-класс «Мнемотехника»
16 июня 2020
Очень интересный мастер - класс. Спасибо.
Педагогика
11 июня 2020
А как можно получить ответы?

В блогах

Организация различных форм совместной деятельности взрослых и детей в экологическом развитии

Организация различных форм совместной деятельности взрослых и детей в экологическом развитии. Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с...

Спартанская и афинская воспитательные системы.

Др.Греция состояла из небольших рабовладельческих гос-в (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония (гл.город- Спарта) и Аттика (гл.город- Афины),где сложились...

Новое на сайте

Классификационная работа познавательно-исследовательской деятельности

Классификационная работа познавательно-исследовательской деятельности

Рабочая программа 3-4 года

Рабочая программа 3-4 года

Досуг, посвященный 23 февраля «Богатыри земли русской» для детей старшего возраста

Досуг, посвященный 23 февраля «Богатыри земли русской» для детей старшего возраста Цель: воспитывать в детях гордость за своих за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа. Задачи: учить отвечать на поставленные вопросы связано...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста «Победи свой страх»

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста «Победи свой страх» Цель: снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения средствами арт-терапии.Задачи: коррекция взаимоотношений детей; преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; снижение чувства тревоги; повышение самооценки; развитие воображения. Ход занятия: 1. Ритуал приветствия. Цель: настрой на работу. Дети встают...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог