Работа с родителями.

Битюцкая Ольга Николаевна пока еще не указала никакой информации ...

кружковая деятельность в ДОУ

Программа кружка по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляции

 «Весёлый Язычок»

 Возраст детей: 4-5 лет

 Срок реализации: 4 мес.

 Содержание программы

 1. Информационная карта программы

 2. Пояснительная записка

 3. Прогнозируемый результат

 4. Перспективный тематический план занятий

Информационная карта:

 Тип: образовательная

 Вид: авторская

 Уровень: коррекционно – развивающий

 Форма проведения занятий: фронтальная

 Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, здоровье, художественной творчество.

 Направленность: эстетическая, коррекционно - развивающая

 Пояснительная записка

 Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

 Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

 Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.

 Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижно-сти и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

 Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

 1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

 Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

 2. Формирование правильного речевого дыхания;

 Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

 3. Развитие фонематического слуха.

 Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

 Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

 Задачи:

 1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

 2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

 3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .

 4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

 5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

 6. Развивать фонематические представления и навыки.

 Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

 Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.

 1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог

 2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

 4. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж. для укрепления физического здоровья детей

 5. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование)

 Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

 Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю продолжительностью 20 минут, с группой детей 18 человек.

 Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

 1. Разучивание нового артикуляционного упражнения

 2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры)

3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания

 4. Физминутка

 5. Дидактические игры

Сентябрь

1-я неделя «Трубочка» «Лопатка»

Пальчиковая гимнастика: «Дружная семья»

Игра «Это правда или нет?» (игра на развитие слухового внимания)

Рисование: "Зернышки для цыплят"

 2-я неделя «Часики» «Птенчик»

Пальчиковая гимнастика: «Очки»

Игра «Это правда или нет?» (игра на развитие слухового внимания)

Лепка: «Улитка»

 3-я неделя «Улыбочка» «Накажем язычок»

Пальчиковая гимнастика: «Замок»

 Игра «Кто кричит?» (игра на различение высоты голоса)

Рисование: «Мимоза»

 4-я неделя «Парус поднимается», «Парус надувается» 2

Пальчиковая гимнастика: «Стол» «Стул»

Игра «Кто кричит?» (игра на различение высоты голоса)

Лепка: «Гусеница»

Октябрь

1-     я неделя  «Бегемотики» «Лягушки»

 Пальчиковая гимнастика: «Заготавливаем капусту»

Игра «Поезд»  (игра для развития силы голоса)

Рисование: «Приамидка»

 2 – я неделя «Слоник», «Змея»

Пальчиковая гимнастика: «Моем руки»

Игра «Поезд»  (игра для развития силы голоса)

Лепка: «Овощи»

3 –я неделя «Лошадка», «Расческа»

Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

Игра «Три медведя»  (игра для развития высоты голоса)

Рисование: «Нарядное платье»

 4-я неделя «Часики», «Шарики»

Пальчиковая гимнастика: «Печем блины»

Игра «Три медведя»  (игра для развития высоты голоса голоса)

Лепка: «Гриб»

Итоговое: Сказка «Зоопарк»

Ноябрь

1-я неделя «Ёжик, цветы», «Футбол»

Пальчиковая гимнастика: «Флажки»

Игра «Колобок» (игра для развития высоты и тембра голоса)

Рисование: «Осьминог»

 2-я неделя «Качели», «Индюк»

Пальчиковая гимнастика: «Шарик»

Игра «Колобок» (игра для развития высоты и тембра голоса)

Лепка: «»

 3-я неделя «Месим тесто», «Качели» «Блинчики»

Пальчиковая гимнастика: «Шарик»

Игра «Лягушкина семейка» (игра для развития речевого слуха)

Рисование: «Петух»

 4-я неделя «Вкусное варенье» «» «Чашка » «Чистим зубы»

Пальчиковая гимнастика: «Ёжик»

Игра «Лягушкина семейка» (игра для развития речевого слуха)

Итоговое: Сказка «Веселая прогулка»

Декабрь

 1-я неделя «Лягушка и слоник», «Киска сердится»

Пальчиковая гимнастика: «Сорока-ворона»

Игра «Барабанщик» (игра, помогающая восприятию и воспроизведению различных ритмов)

Рисование: «Дед Мороз»

 2-я неделя «Парус», «Моляр»

Пальчиковая гимнастика: «Циплятки»

Игра «Барабанщик» (игра, помогающая восприятию и воспроизведению различных ритмов)

Лепка: «Снеговичок»

 3-я неделя «Дятел», «Грибочек»

Пальчиковая гимнастика: «Кулочок»

Игра «Раз, два, три, за мною повтори» (игра для развития речевого слуха)

Рисование: «Новогодняя елка»

 4-я неделя «Комарик», «Гармошка»  «Заведи мотор»

Пальчиковая гимнастика: «Совушка-сова»

Игра «Раз, два, три, за мною повтори» (игра для развития речевого слуха)

Лепка: «Новогодняя игрушка»

Итоговое: Сказка «Приключение язычка»

Всего: 32занятия

 Ожидаемые результаты:

 В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба) .

2
Конспект открытого занятия для детей 3- 4 лет Тем...
кружковая деятельность в ДОУ
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.09.2020

В блогах

Родительское собрание "Влияние окружающей среды на формирование мировоззрения ребенка"

Родители Эталон восприятия мира для ребёнка – это родители. Именно они формируют критерии добра и зла для своих детей, формируют понятие...

Конспект проведения занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в старшей группе…

Конспект проведения занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в старшей группе на тему «Познавательное путешествие с Звездочётом» Программное содержание: - Paзвивать...

Новое на сайте

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки»

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки» Программное содержание: 1. Художественно-эстетическое развитие Вызывать интерес к процессу лепки. Учить отрывать небольшие комочки от целого куска, раскатывать комочки в ладонях круговыми движениями. Развивать мелкую моторику рук. 2. Речевое развитие Обогащать словарный запас...

Анализ состояния условий по охране труда МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка»

Анализ состояния условий по охране труда МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка» Дата основания: 1986 год. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Кисловский детский сад «Росинка». Юридический адрес: Фактический адрес: Тел. Адрес электронной почты: сайт: www.doukislovo.ucoz.ru Учредитель:...

Как развивать творчество у дошкольников

Как развивать творчество у дошкольников Детская одаренность среди самых интересных и загадочных явлений природы находится на одном из первых мест. Долгое время одаренность рассматривали, как божественный дар и лишь в середине XIX века сформировалось представление о...

Занятие педагога-психолога с детьми «Коррекция и профилактика страхов у детей в процессе сочинения собственных сказок»

Занятие педагога-психолога с детьми «Коррекция и профилактика страхов у детей в процессе сочинения собственных сказок» Цель: оказать психотерапевтическую помощь боязливым, неуверенным в себе детям, имеющим различные страхи и комплексы; научить их преодолевать свои страхи путем развития...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог