Блог Ирины Владимировны Петровой
Коуч-сессия «Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций»
Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам. Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности.
Русские народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. И особая роль в решении этой задачи отводится детскому саду, в котором должны быть созданы условия для восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.
Основные цели духовно-нравственного воспитания в ДОУ - формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения.
В соответствии с целями выделяются задачи духовно-нравственного воспитания:
— познание и привитие народной культуры и традиций;
— раскрытие духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов;
— гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка;
— формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
— защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребёнка;
— формирование опыта духовно-нравственного поведения.
Для эффективного использования народных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима их классификация. Различают следующие традиции:
1) мировоззренческие — ориентирующие традиции:
экологические традиции: бережное поэтическое отношение к природе;
патриотические традиции: любовь к русской литературе, искусству, культуре, любовь к своему государству, городу;
трудовые традиции: уважительное отношение к труду других людей, выполнение трудовых поручений в детском саду и дома;
коммуникативные традиции: доброжелательное отношение к людям;
традиции здорового образа жизни: негативное отношение к алкоголизму, табакокурению, наркомании, правильное питание, занятия спортом.
2) позиционно-ролевые традиции включают:
— традиции уважительного отношения к старшим;
— традиции уважительного отношения к воспитателю и сверстникам;
— дружеские традиции по отношению к сверстникам;
— традиции отношения мальчиков и девочек;
3) регламентирующие традиции включают:
Данная классификация раскрывает духовно-нравственный потенциал народных традиций и позволяет осуществлять их отбор. Понятно, что всю русскую народную культуру невозможно «втиснуть» в деятельность детского сада. Поэтому, я отобрала те элементы, которые отражали бы ее сущность и, при включении в воспитательно-образовательную работу, давали бы новые возможности для повышения качества обучения и воспитания ребенка.
Работу с детьми разбила на модули.
Модуль «Фольклор». Фольклор является ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение,
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания привлекает детей, и они с удовольствием исполняют их в своей деятельности. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Одним из главных элементов устного народного творчества является песня, сопровождающая человека всю его жизнь: в труде, на празднике в быту.
Центральным компонентом устного народного творчества является сказка. Она, как и песня носит конкретно исторический характер. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм.
Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказке много пословиц и поговорок очень метких и поучительных, они делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Воспитательный аспект сказки – это ее содержание. Я не только рассказываем детям сказки, но и привлекаю их к инсценировке сказок.
Модуль «Праздники и народные традиции».
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Они объединяют в себе почти все элементы народной культуры: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность; они связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.
Во время проведения православных праздников дети знакомятся с обрядами, традициями. Такие праздники, развлечения долго живут в сердцах и памяти детей.
К праздникам в детском саду организуются выставки совместных работ детей и родителей. Это:
— выставка «Пасхальное чудо», на которой были представлены множество украшенных пасхальных яиц и различные макеты на пасхальную тему;
— выставка поделок «Наливное яблочко».
Модуль «Народные игры». Привить детям любовь к традициям своего народа помогают игры. Игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, одна из значительных сторон человеческой деятельности. Создаваемая столетиями, связанная с бытом, с родовыми и семейными отношениями, с праздниками и обрядами, игра стоит в ряду лучших творений традиционного искусства. Испокон веков в ней ярко отражался образ жизни людей.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников, имея нравственную основу, они обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе.
Практически каждая народная подвижная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. В русских народных считалках как нигде сохранились особенные черты русского характера. Благодаря этому они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, которые очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают.
Модуль «Музейная педагогика». Т. С. Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных стран, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.).
В нашем детском саду периодически оформляется экспозиция «Русская изба», где собраны предметы старины и быта крестьян, которая решает следующие задачи:
— наглядно – образно представить детям жизнь и быт крестьян;
— познакомить с посудой и утварью русской избы, назначением русской печи и других предметов быта. Дети усваивают понятие «устаревшие слова» и знакомятся с их значением: ухват, чугун, прялка, коромысло, рубель, рушник.
При ознакомлении с предметами старины и демонстрации их использования детям старшего дошкольного возраста подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами: лучина -керосиновая лампа — электрическая лампа; рубель — чугунный утюг на углях -электрический утюг. Использование таких занятий позволяет не только обучать детей, но и сохранять преемственность этических и эстетических ценностей русского народа, развивает познавательную активность детей, так как им самим нужно догадаться, для чего нужен тот или иной предмет, как он использовался. В помощь детям загадываются соответствующие загадки, предлагаются пословицы и поговорки. Кроме того, дети учатся аккуратно обращаться с предметами старины, делиться своими впечатлениями об увиденном.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
Детский сад пытается восполнить пробел в знаниях родителей о прошлом русского народа, с опытом воспитания детей в русской семье, используя групповые родительские собрания, консультации, оформление выставок, а также им предлагается список литературы, рекомендуемой для чтения детям по той или иной теме.
Таким образом, приобщение детей к русским народным традициям в нашем детском саду происходит в доступной, системной форме, а не в отрывочной работе, что позволяет создать яркие образы, воспитать вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу.
Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша важная задача. Главное наше достояние — это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить
Комментарии