Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада»

 

Кто-то сказал, что все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования.

Образовательная область и «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательно-исследовательской детской деятельности.

Поэтому наибольшую актуальность приобретает необходимость включения в содержание дошкольного образования детской поисково - исследовательской и проектной деятельности.

Эксперимент- один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким-либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Цели и задачи экспериментирования в средней группе

Цель: организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

  • формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);
  • развитие исследовательского типа мышления;
  • обучение грамотному построению плана исследования.

2. Развивающие задачи:

  • совершенствование мелкой моторики рук;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
  • развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);
  • совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.

3. Воспитательные задачи:

  • закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
  • воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
  • создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;
  • привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
  • развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.

Виды опытно-экспериментальной деятельности

1. Иллюстративное экспериментирование

Детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что куличи лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.

2. Поисковое экспериментирование.

Результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети знают, что растения пьют воду, но как жидкость движется по стеблю и листьям, им неизвестно. Для выяснения это вопроса проводится эксперимент с подкрашенной водой и листьями китайской капусты: листья оставляют на ночь в стаканах, а утром видят, что они приобрели цвет той жидкости, которую «пили» ночью. Ребята приходят к выводу, что потребляемая корнем или срезом вода движется в растениях снизу вверх.

3. Познавательное экспериментирование.

На занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Этот вид экспериментирования является практической составляющей обучающего метода решения познавательных задач. В качестве примера можно привести игру-эксперимент «Освобождение бусин из ледяного плена». Перед ребятами ставится задача высвободив бусинки изо льда. Дети выбирают способы растапливания ледяных кубиков (теплом пальцем и ладоней, дыханием, около батареи, в горячей воде, на солнечном подоконнике, тем самым узнают о способах нагревания и передачи тепла.

Формы организации опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментированию могут быть посвящены различные режимные моменты в детском саду:

  • занятия НОД,
  • время на прогулках,
  • тематические досуги,
  • самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности, музыкальных
  • физкультурой
  • совместной деятельности с семьёй (на консультациях воспитателем раздаются инструкции и описания проведения различных опытов в домашних условиях и на улице).

Виды экспериментирование

Игры дидактические и игры-эксперименты.

Экспериментальные занятия в средней группе могут быть полностью построены в игровой форме: вымышленный персонаж просит помощи у ребят или создаёт проблемную ситуацию, озвучивает задания, направляет ход рассуждений, построение выводов и т. д. ;

моделирование.

Дети моделируют такие природные явления, водопад, вихрь, торнадо, извержение вулкана.

Моделирование позволяет понять детям, что в основе масштабных природных явлений лежат простые законы физики;

опыты и эксперименты.

Тематика экспериментов подбирается педагогом в соответствии с календарным планированием по образовательной деятельности: в тёплое время года дети изучают свойства растений, воды, воздуха, зимой исследуют снег и лёд. Воспитатель проводит инструктаж по технике безопасности, если запланированы опыты с магнитами и магнитной крошками, мелкими деталями, химическими веществами (зелёнка, марганцовка, красители).

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

По количеству детей:

Индивидуальное (1—4 ребенка);

Групповые (5—10 детей);

Коллективные (вся группа).

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек

Занятие по экспериментированию в средней группе

продолжительность не более 20 минут.

1. организационный момент — 1 минута;

2. мотивирующее начало занятия — 4 минуты;

3. речевые или познавательные задания — 2–3 минуты;

4. игровая или двигательная активность — 4–5 минут;

5. практическая деятельность — 5–6 минут;

6. подведение итогов — 1 минута.

Для профилактики переутомления чередуются задания из образовательных областей:

1. игровой (дидактические и сюжетные игры,

2. двигательной (физкультминутки, подвижные игры, танцевальные паузы,

3. эстетической (прослушивание музыкальных фрагментов и художественных текстов, рассматривание иллюстраций в книгах и мини-выставок,

4. речевой (проведение познавательных и дидактических бесед,

5. познавательной (проведение опытов и экспериментов, наблюдение процессов, исследование образцов и макетов).

Трудовые поручения выполняются воспитанниками перед проведением опытов (принести названные воспитателем инструменты и материалы) и в конце занятия (привести в порядок рабочие места и демонстрационный стол, аккуратно сложить нарукавники и халаты).

Обязателен этап рефлексии после подведения итогов эксперимента: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие, свойства каких объектов им хотелось бы изучить на следующих занятиях.

Тематика практических исследований

«Вода» • Расширение представлений о свойствах воды: наблюдение за степенью плавучести объектов в пресной и солёной воде,

изучение процесса испарения воды, исследование процесса движения молекул в холодной и горячей воде (при помощи растворения кристаллов

марганцовки или пищевых красителей);

  • игры-эксперименты с водой: переливание жидкости на скорость, действия с водяными игрушками (мельницей, брызгалками).

«Снег и лёд» • Экспериментирование со снегом во время прогулок: наблюдение за изменением снега под куском фольги и чёрной тканью в солнечный день;

  • опыты по определению условий перехода от твёрдого состояния к жидкому и наоборот;
  • игры-эксперименты по созданию построек и фигур из снега и льда.

«Воздух» • Расширение представлений о свойствах воздуха: откуда берётся, как используется человеком, имеет ли форму, цвет и запах;

  • игры-эксперименты по выявлению силы и направлению воздушного потока.

«Песок, глина, грунт» • Расширение представлений о различных видах почвы;

  • экспериментирование в игровой форме: рисование и лепка из глины и песка, игры в песочнице;
  • экспериментирование с «живым» песком.

«Свет и тень» • Опыты с различными источниками света: солнцем, лунным светом в зимнее время на вечерней прогулке, лампой или фонариком, свечой;

  • опыты по расщеплению света на цвета спектра, моделирование радуги;
  • игры-эксперименты в рамках театра теней.

«Звук» • Опытная деятельность по формированию представления о причинах возникновения звука (колебание предмета);

  • игры-эксперименты: «Угадай, что так звучит?», «Как можно сымитировать этот звук?».

«Живая природа» • Экспериментирование с проращиванием семян;

  • опыты по наблюдению за изменением природных объектов под воздействием воды (шишки, ветки с почками, стебля с бутоном).

«Магнит» • Игры-эксперименты с магнитом: притягивание металлических предметов через различные материалы (лист бумаги, картон, ткань, лист дерева,

передвижение металлического предмета на поверхности стола, под которым водят магнитом, притягивание предметов, находящихся на дне сосуда

с водой;

  • экспериментирование с магнитной стружкой (действие от обратного: при помощи металлического предмета собирается рассыпанная стружка).

«Краски» • Формирование представлений о свойствах различных видов красок: акварели, гуаши, акриловых и масляных красок;

  • экспериментирование со смешиванием красок, получением новых оттенков и цветов;
  • экспериментирование с рисованием на различных материалах: бумаге сухой и мокрой, снегу, ткани.

«Космос» • Экспериментальная деятельность по изучению соотношения размера планет, возникновения электрических разрядов,

смены дня и ночи и времён года, формирования облаков в атмосфере;

• игры-эксперименты: «Вращение планет», «Солнечное затмение», «Свет далёких звёзд».

0
"В поисках живой воды" конспект занятия в подготов...
Проект "Откуда хлеб пришел"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
16.06.2021

В блогах

Обобщение опыта работы на высшую квалификационную категорию Тема: «Воспитание и развитие культуры поведения у…

Обобщение опыта работы на  высшую квалификационную категорию Тема: «Воспитание и развитие культуры поведения у детей дошкольного возраста»                                            Выполнила Погонцева О.И.                                                воспитатель...

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ

 «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ» (практика). Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности...

Профилактика пожарной безопасности.

Советы родителям при беседе с детьми. Большинство «детских пожаров» случаются в дошкольном возрасте. Именно поэтому, основы безопасности и первые знакомства с...

Новое на сайте

Дидактическое пособие по ОО «Развитие речи» «Расскажи сказку по кадрам»

Дидактическое пособие по ОО «Развитие речи» «Расскажи сказку по кадрам» для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет Аннотация: Дидактическое пособие «Расскажи сказку по кадрам» разработана для индивидуальной и совместной деятельности, образовательной деятельности воспитателя и детей...

Дидактическое пособие «Фартук для повара»

Дидактическое пособие «Фартук для повара» Аннотация: Дидактическое пособие «Фартук для повара» предназначена для детей 2-3 лет. Игра обогащает словарный запас, активизирует развитие познавательной деятельности, внимания. Цель: формирование элементарных представлений о профессии повар у детей раннего возраста. Задачи: OO «Познавательное развитие» Познакомить...

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста Числова Р.Ш., студент Елабужский институт К(П)ФУ Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент Елабужский институт К(П)ФУ Современные стандарты образования России ставят перед педагогом задачу формирования не просто целостной, всесторонне развитой, гармоничной личности...

Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста Числова Р.Ш., студент Елабужский институт К(П)ФУ Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент Елабужский институт К(П)ФУ Исследовательская активность на современном этапе развития общества является одной из ключевых черт успешной, реализованной личности. Федеральный государственный...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог