Сайт для воспитателей детских садов




Автор Шагивалеева Люция Равилевна пока ничего не указал(а) о себе ...

Консультация для воспитателей «Коррекция лексико - грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Коррекция лексико - грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В настоящее время в массовых детских садов число детей с ОНР резко увеличилось. ОНР характеризуется нарушением основных компонентов речевой системы - звукопроизношение, фонематический слух, лексики и грамматического строя речи. 

Эти нарушения затрудняют процесс полноценного овладения детьми программой детского сада, а в дальнейшем – и процесс школьного обучения.

Необходимо сказать о важности преодоления нарушений лексической системы именно в старшем дошкольном возрасте, так как, к этому возрасту, ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка.

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь — это слова обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — употребление их в речи.

Грамматический строй — это взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях (нарушение устной речи). Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Розой .Евгениевной Левиной, четвертый уровень представлен в работах Татьяны Борисовны Филичевой.

Для детей I уровня характерна лепетная речь (и даже она может отсутствовать). У детей, имеющих зачатки речи, активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов. Структура слов нарушена. Пассивный словарь шире активного. Фразы нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, жестами.          

Коррекционная работа предполагает уточнение и расширение словаря, развитие слоговой структуры слов, формирование фразы (простое двусоставное предложение), большое внимание уделяется формированию понимания грамматических форм.

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: учить подбирать действия к именам существительным по способу подачи голоса.

Описание: педагог предлагает назвать действие по подачи голоса.

Например: Лягушка как кричит: Ква-ква-ква.

Корова как кричит: му-му-му.

Собака как кричит: Гав-гав.

Кошка как кричит : Мяу-мяу ит.д.

Для детей II уровня характерна искажением слов, нарушением слогового образа слова, наблюдается перестановка и сокращение слогов.

Активный словарь беден, состоит из самых употребительных в быту слов. Предлоги дети не используют, произношение многих слов искажено. Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизация словаря.

Коррекционная работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словаря, дети знакомятся со словоизменением и словообразованием, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж (родительный, дательный, творительный), род (женский, мужской).

Стул без чего?-без ножки, спинки; чайник без чего? – без носика, ручки; машина без чего?- без колеса и т.д.

Мальчик даёт корм кому? (кошке, собаке, гусю, петушку,)

Девочка нарисовала кого? (собаку, кошку, медведя, белку)

Словарь обогащается антонимами. Основной задачей на данном этапе является формирование фразовой речи: развитие структуры предложения, его грамматического и интонационного оформления. Переход от простого двусоставного нераспространенного предложения к распространенному идет постепенно.

У детей III уровня фразовая речь в целом сформирована, остаются элементы аграмматизма (искажение слов) в виде неправильного употребления множественного числа существительных и прилагательных в косвенном падеже, неправильного употребления существительных и прилагательных в сочетании с числительными. Остается несформированной связная речь.

«Кто чем питается?» — наборы картинок с изображением животных, птиц и их корма (употребление существительных в творительном падеже);

«Кто чем защищается?» — картинки, изображающие животных, птиц и части тела (употребление существительных в творительном падеже);

«Кто у кого?» — картинки с изображением животных, птиц и их детенышей (употребление существительных в родительном падеже, составление сложносочиненных предложений);

«Что из чего?» — набор картинок с изображением предметов без какой-либо детали (употребление существительных ед. и мн. числа в родительном падеже).

У детей 4 уровня  – незначительная, остаточная несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов. Все пробелы в развитии языковых компонентов выражены в нерезкой форме: страдает правильное воспроизведение слогового образа сложных слов, артикуляция звуков, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, связная речь.

Коррекционная работа по лексико-грамматическому строю речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

1)обогащение словаря;

2)формирование словоизменения;

3)формирование словообразования.

Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употреби­тельным. Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы: «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Зима», «Новый год» и т. д.

В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Необходимо уточнить знания детей о различных материалах и их свойствах, продуктах питания и растениях. Привлекается внимание детей к образованию новых слов с помощью суффиксов, при этом подчеркиваются звуковые и смысловые различия между ними. Например, стол деревянный – он из дерева, кораблик бумажный – он из бумаги. Детей учат понимать обобщенное понятие слова. Только после этого предлагается самостоятельно образовать относительные прилагательные от существительных со значениями соответственности с продуктами питания (молочный, шоколадный), растениями (дубовый, сосновый).

Таким образом, развитие у детей, имеющих речевые нарушения, лексико-грамматической стороны речи, является одной из центральных задач коррекционной педагогики.

0
Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей г...
Конспект индивидуального занятия Тема: «Постановк...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
19.07.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Сценарий праздника «Я живу в России!»
11 июля 2019
Спасибо за труд!Отличный сценарий!
Летние игры с детьми 2 - 3 лет
23 июня 2019
Очень интересные игры! Спасибо!
Педагогика
16 июня 2019
Здравствуйте, можете прислать ответы на тест

В блогах

Познавательный проект «Кто такие эти птицы?» Автор: Колесова Елена Васильевна, воспитатель МКДОУ Воздвиженский детский сад «Звездочка» Воскресенского района Нижегородской области. Участники: Дети сред...
Значение риторики в развитии ребенка.   В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется культура речи...
Конспект занятия сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе на тему «Путешествие в Рачейский заповедник». Разработала : Мещерякова Е.А. воспитатель МБДОУ «Детский сад №62» г.о. Самара Самара 2015 ...
Закаливающие мероприятия для детей в детском садуЗакаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на пов...

Новое на сайте

Экологический проект «Сохраним природу вместе»

Экологический проект «Сохраним природу вместе»

Итоговый педагогический совет 2018-2019 учебного года

Итоговый педагогический совет 2018-2019 учебного года Вступительная часть (итоговый пед. совет сопровождается презентацией, на которой отображены основные данные). - Упражнение-приветствие «Дело в шляпе» Педагог-психолог предлагает каждому педагогу написать записки с приветствием и не подписывать их. Затем собирает...

КВН в подготовительной группе «Животные Арктики и Саванны»

КВН в подготовительной группе «Животные Арктики и Саванны»

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Влияние родителей на формирование личности ребенка Фундаментальную основу формирования личности ребенка и его эмоциональную сферу восприятия – закладывают родители. Это касается не только воспитания, общения и дисциплины в адрес ребенка, но...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top