Сайт для воспитателей детских садов




Автор Шагивалеева Люция Равилевна пока ничего не указал(а) о себе ...

Консультация для воспитателей «Коррекция лексико - грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Коррекция лексико - грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В настоящее время в массовых детских садов число детей с ОНР резко увеличилось. ОНР характеризуется нарушением основных компонентов речевой системы - звукопроизношение, фонематический слух, лексики и грамматического строя речи. 

Эти нарушения затрудняют процесс полноценного овладения детьми программой детского сада, а в дальнейшем – и процесс школьного обучения.

Необходимо сказать о важности преодоления нарушений лексической системы именно в старшем дошкольном возрасте, так как, к этому возрасту, ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка.

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь — это слова обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — употребление их в речи.

Грамматический строй — это взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях (нарушение устной речи). Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Розой .Евгениевной Левиной, четвертый уровень представлен в работах Татьяны Борисовны Филичевой.

Для детей I уровня характерна лепетная речь (и даже она может отсутствовать). У детей, имеющих зачатки речи, активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов. Структура слов нарушена. Пассивный словарь шире активного. Фразы нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, жестами.          

Коррекционная работа предполагает уточнение и расширение словаря, развитие слоговой структуры слов, формирование фразы (простое двусоставное предложение), большое внимание уделяется формированию понимания грамматических форм.

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: учить подбирать действия к именам существительным по способу подачи голоса.

Описание: педагог предлагает назвать действие по подачи голоса.

Например: Лягушка как кричит: Ква-ква-ква.

Корова как кричит: му-му-му.

Собака как кричит: Гав-гав.

Кошка как кричит : Мяу-мяу ит.д.

Для детей II уровня характерна искажением слов, нарушением слогового образа слова, наблюдается перестановка и сокращение слогов.

Активный словарь беден, состоит из самых употребительных в быту слов. Предлоги дети не используют, произношение многих слов искажено. Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизация словаря.

Коррекционная работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словаря, дети знакомятся со словоизменением и словообразованием, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж (родительный, дательный, творительный), род (женский, мужской).

Стул без чего?-без ножки, спинки; чайник без чего? – без носика, ручки; машина без чего?- без колеса и т.д.

Мальчик даёт корм кому? (кошке, собаке, гусю, петушку,)

Девочка нарисовала кого? (собаку, кошку, медведя, белку)

Словарь обогащается антонимами. Основной задачей на данном этапе является формирование фразовой речи: развитие структуры предложения, его грамматического и интонационного оформления. Переход от простого двусоставного нераспространенного предложения к распространенному идет постепенно.

У детей III уровня фразовая речь в целом сформирована, остаются элементы аграмматизма (искажение слов) в виде неправильного употребления множественного числа существительных и прилагательных в косвенном падеже, неправильного употребления существительных и прилагательных в сочетании с числительными. Остается несформированной связная речь.

«Кто чем питается?» — наборы картинок с изображением животных, птиц и их корма (употребление существительных в творительном падеже);

«Кто чем защищается?» — картинки, изображающие животных, птиц и части тела (употребление существительных в творительном падеже);

«Кто у кого?» — картинки с изображением животных, птиц и их детенышей (употребление существительных в родительном падеже, составление сложносочиненных предложений);

«Что из чего?» — набор картинок с изображением предметов без какой-либо детали (употребление существительных ед. и мн. числа в родительном падеже).

У детей 4 уровня  – незначительная, остаточная несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов. Все пробелы в развитии языковых компонентов выражены в нерезкой форме: страдает правильное воспроизведение слогового образа сложных слов, артикуляция звуков, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, связная речь.

Коррекционная работа по лексико-грамматическому строю речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

1)обогащение словаря;

2)формирование словоизменения;

3)формирование словообразования.

Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употреби­тельным. Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы: «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Зима», «Новый год» и т. д.

В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Необходимо уточнить знания детей о различных материалах и их свойствах, продуктах питания и растениях. Привлекается внимание детей к образованию новых слов с помощью суффиксов, при этом подчеркиваются звуковые и смысловые различия между ними. Например, стол деревянный – он из дерева, кораблик бумажный – он из бумаги. Детей учат понимать обобщенное понятие слова. Только после этого предлагается самостоятельно образовать относительные прилагательные от существительных со значениями соответственности с продуктами питания (молочный, шоколадный), растениями (дубовый, сосновый).

Таким образом, развитие у детей, имеющих речевые нарушения, лексико-грамматической стороны речи, является одной из центральных задач коррекционной педагогики.

1
Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей г...
Конспект индивидуального занятия Тема: «Постановк...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
17.09.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

План развлечения 2016-2017 г. старшая группа
04 сентября 2019
Спасибо, очень интересный материал.
Сценарий утренника в младшей группе «У нашей мамы праздник!»          
02 сентября 2019
Спасибо за Ваши замечательные сценарии, за творчество и любовь к профессии! С уважением Ирина Юрьевн...
Картотека утренней гимнастики
26 августа 2019
Спасибо за картотеку для гимнастики очень интересная и пригодилась в работе с детьми .
Публикация "Творческий проект для группы среднего возраста " В гостях у любимых сказок"
21 августа 2019
Здравствуйте! Нам очень приятно и здорово было работать по этому проекту. Надеюсь, кому-нибудь из ва...

В блогах

    Святки           Вторая младшая группа «Непоседы», МБДОУ №74 "Семицветик", г. Шахты Ростовская область       &n...
 А вот что рекомендуют специалисты по части закаливания детей. Пусть всегда будет солнце! Родители должны знать назубок: солнечный свет совершенно необходим для нормального развития ребенка. Возн...
Дидактические игры. (Раздел «Здоровье»)   Игра-этюд «Я сама!» Социализация. Здоровье. Коммуникация. Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки; формировать начальные представления о здорово...
Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком» Задачи : знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому наз...

Новое на сайте

Проект «Путешествия по странам мира»

Проект «Путешествия по странам мира»

Консультация для родителей «Что такое характер?»

Консультация для родителей «Что такое характер?» Родителей очень часто волнует вопрос, а какой же характер будет у нашего ребенка? Будет ли ребенок послушным, или наоборот шалуном, а может малыш будет гиперактивным? Так все же...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Одуванчики…

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Одуванчики на лугу» для детей второй младшей группы Цель: создание условий для изготовления предметной аппликации, состоящей из нескольких частей. Задачи: Обучающие: Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию...

Формирование познавательных интересов и действий дошкольника в различных видах деятельности

Формирование познавательных интересов и действий дошкольника в различных видах деятельности Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, телевидение, интернет. Прямо сейчас идёт технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top