Консультация для воспитателей. Тема: «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек».

Подготовила Бутылина Оксана Александровна, воспитатель, категория высшая. Дата проведения: ноябрь 2018г.

   Цель: повышение педагогической и психологической компетентности педагогов; развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.

   В последние годы стал особенно актуален индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в зависимости от пола. Гендерное воспитание –это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенности развития детей в ходе полоролевой социализации. Известный писатель и педагог Ж.Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать.

   Актуальность вопроса гендерного воспитания детей заключается в том, что в современном обществе происходят социальные изменения, во-вторых, изменяются психологические установки общества, отсутствует дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек, построение образовательного процесса идет без учета полоролевой социализации мальчиков и девочек. Такой подход приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола. Мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности; девочки нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному решению конфликтов. И как следствие это приводит к разрушению стереотипов мужского и женского поведения, к смешению половых ролей, феминизацию мужчин и омужествлению женщин.

   Поэтому ориентироваться в настоящее время только на биологический пол, нельзя. Учеными, психологами и педагогами был введен термин «гендер» - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то как это поведение воспринимается. В результате психолого-педагогических исследований было установлено, что именно период дошкольного детства у всех детей происходит принятие гендерной роли:

- к возрасту 3 лет дети начинают понимать что они либо мальчик, либо девочка и обозначают себя соответствующим образом;

- с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что пол не изменяется и мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

   Существуют признаки несформированности гендерной идентичности: это предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола, стремление быть со взрослыми противоположного пола, подражая его поведению, активно выраженное желание изменить свой пол и имя, рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола, стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола. Если один из признаков имеется у ребенка необходимо консультация специалистов и этот факт должны узнать родители. Особенно внимательно нужно отнестись к детям из группы риска (неполные семьи), особенно к мальчикам, которые лишены мужского воспитания.

   Несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, но у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще.

- для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу;

-мужские качества традиционно ценятся выше женских: женственные мальчики вызывают неодобрение, насмешки, а «мужественная» девочка воспринимается спокойно и даже положительно;

- в период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка, а в детском саду, пребывание в котором от 8 до 12 часов – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчины, а женщина, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не может, по одной простой причине у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того воспитатель женщина не располагает детским опытом переживаний, с которым сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. У меня в группе как видно на диаграммах, представленных вашему вниманию (см. презентацию), есть дети, так называемой группы риска. Неполных семей в группе 29% из них мальчики, проживающие без отца, составляют 16%. К этим детям должно быть больше внимания, должны проводиться беседы с мамой.

   Первоочередной задачей стоящей перед дошкольными образовательными организациями должна быть задача - осуществления дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни;

- формирование полоролевых знаний у детей;

-формирование у детей представлений о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре;

- развитие нравственно-волевых качеств характерных для мальчиков (сила, выносливость, смелость ит.д.) и для девочек (нежность, доброта, терпимость и т.д.);

- формирование толерантного, дружеского отношения друг к другу;

- просвещение родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек.

   Чтобы реализовать эти задачи необходимо учитывать различия в психике и поведении детей:

-установлено, что мальчики играя, используют все игровое пространство, девочки играют в ограниченном пространстве. К сожалению, хочу отметить, что мальчики не всегда могут реализовать себя в игре, потому что нам воспитателям ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. А шумные, наполненные движениями игры мальчиков вызывают раздражение, потому что думаем что они наполнены бессмысленной беготней и могут привести к травме, следовательно их нужно прекратить. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии;

- у мальчиков быстрее утомляется левое полушарие (хуже развита речь), у девочек правое (образное мышление);

- мальчики плохо воспринимают объяснения на слух у них больше развито зрительное восприятие, у девочек больше развито слуховое восприятие;

- мальчик, задавая вопрос, ориентирован на информацию и ожидает конкретного ответа, девочка ориентирована на установление контакта с человеком;

- мальчики при несоответствии содержания и форм учебной деятельности их индивидуальным особенностям реагируют негативно, девочки, напротив лояльно;

- на эмоциональный фактор мальчики реагируют кратковременно (делая замечание, делать это нужно кратко и четко), девочкам, прежде чем сделать замечание, нужно разобраться в чем ее ошибка;

- при оценки результатов деятельности и поведения мальчикам необходимо указывать на то, что он добился результата, а девочки чувствительны к интонации, им важно, чтобы ими восхищались в присутствии других людей.

   Учитывая все вышесказанное – в играх, на занятиях, в подготовке и проведении праздников в трудовой деятельности детей, необходим дифференцированный к ним подход.

   Игра – основной вид деятельности детей, поэтому в группе отведено разное игровое пространство для мальчиков и девочек, игрушки подобраны с учетом полового признака.

   На занятиях с педагогами и специалистами также учитываются особенности детей разного пола. Используя наглядный материал, объясняя материал четко и конкретно, используя ситуации поискового характера – понимаю, что это важно для мальчиков, с девочками, если им трудно, принцип задания можно разобрать до начала работы, они лучше обучаются «от простого – к сложному», для них интересны задания развивающего характера.

   Особенно большие возможности в реализации гендерного подхода в воспитании детей осуществляются на музыкальных занятиях и во время подготовки и проведения праздников.

   Так же у нас в группе в раздевалке и в умывальной комнате есть маркеры с акцентом на гендерную идентичность.

   Важно иметь в группе литературные произведения, сказки, которые предлагают мальчикам и девочкам разные модели поведения. Малыши, впитывая их стараются подражать героям. Например, объясняя, почему сказочный король поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель поведения, а образ Золушки служит для девочки моделью для подражания.

   Что касается трудовой деятельности детей, то здесь необходимо воспитывать уважение к труду, желание помочь взрослому и друг другу. Давая поручения следует учитывать что они физически сильнее, а девочки аккуратнее и тщательнее выполнят задание. Например, у нас в группе выносят и заносят стульчики из под навеса, закрывают песочницу клеенкой – это обязанность мальчиков. Девочки убирают, аккуратно расставляя игрушки на свои места.

   В памятках педагогам при общении с мальчиками и девочками существуют определенные правила (см. приложение), но мне бы хотелось обратить ваше внимание на одну памятку: «Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка и воспитывать и даже любить их нужно по разному».

   Какими мужчинами и женщинами вырастут наши дети во многом зависит от семьи, в которой они воспитываются. Главным правилом для родителей должно стать правило – воспитывают не словом, а делом, поэтому ребенок должен подражая перенять лучшие черты родителей. (см. приложение).

   Я уверена, что в положенное время из наших ребятишек вырастут настоящие защитники и настоящие хранительницы уюта, они будут внимательны и вежливы по отношению друг к другу.

                            Литература.

  1. Берн Ш. Гендерная психология –СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  2. ЕремееваВ.Д. Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1988.
  3. Клецина И.С. Гендерная социализация – СПб, 1997.
  4. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. – «Дошкольное воспитание». №12 – 2003.
  5. Попова Л.В. «Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве» - «Детский сад от А до Я». №2 – 2004.
0
Родительское собрание "Родителям о воспитании дево...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. ТЕМА: «СОХРАНИМ ДЕРЕВЬЯ».
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
25.11.2020

Комментарии

В блогах

Новый взгляд на детскую книгу «Книга художника»

Одной из наиболее ярких современных книг для детей является книга игрушка. Она, в отличие от обычной книги, изначально предполагает наличие...

Проект для детей среднего дошкольного возраста "Гималайский медведь"

Тема проекта: "Гималайский медведь" Вид проекта – творческо-информационный Тип проекта: детско-взрослый Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель Проблема: отсутствие у детей...

Заюшкина избушка

Конспект образовательной деятельности Назарова Елена Евгеньевна Воспитатель МАДОУ д/с Калинка город Черногорск   Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе Тема: Заюшкина избушка. Цель: Создание условий для...

Новое на сайте

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий и нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий и нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками

Конспект игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Конспект игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Театр» III средняя группа Цель: Развивать коммуникативные способности детей посредством игры. Задачи: Продолжать учить выполнять роли, побуждать детей драматизировать сказку “Красная шапочка” на новый лад. Помочь детям выбрать тему игры, объединяя несколько сюжетов, способствовать развитию...

Дидактические игры, как средство эффективного знакомства детей с коми орнаментом

Дидактические игры, как средство эффективного знакомства детей с коми орнаментом Отличительной особенностью народного творчества коми является орнамент, которым украшают одежду, различные бытовые предметы. Поэтому немаловажную роль в приобщении дошкольников к народному творчеству коми является знакомство с...

Ценностный потенциал готовности педагога к позитивному взаимодействию с ребёнком как условие поддержки детской инициативы и…

Ценностный потенциал готовности педагога к позитивному взаимодействию с ребёнком как условие поддержки детской инициативы и самостоятельности В ФГООС ДО результат дошкольного образования сформулирован как целостные ориентиры, в качестве которых выступают психологические характеристики ребенка, отражающие его личностное...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог