Консультация для родителей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям, праздникам, обычаям родного края – Дагестан»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребенка» детский сад «Ласточка»

 

Консультация для родителей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям, праздникам, обычаям родного края – Дагестан»

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

                                          

                                        

                                   

                               Подготовила: Воспитатель Якумагомедова Ш.Т.

                                       

                                     

 

                  Дагестан – республика России, которая расположена в самом южном крае страны. Кроме того, она является многонациональной и объединяет 102 народности. Среди них как коренное, так и заезжее население. К коренным национальностям относят аварцев, агульцев, андийцев, кубачинцев, даргинцев, лакцев, рутулов, лезгинов, табасаранцев, цезов и других. Культура и традиции народов Дагестана очень разнообразны, они формировались на протяжении долгих лет и передавались из поколения в поколение. Каждый из этих народов имеет свои особенности и отличия, которые придают им самобытности. -

Культура - как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе

Ребёнок - будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение своего народа. В условиях возрождения культуры Дагестана возникает потребность в теоретической основе и методических разработках проблем национального воспитания в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. Проблема освоения ребёнком национальной культуры до настоящего времени рассматривалась ограниченным кругом педагогов. Можно сказать, что только в недавнее время проблема приобщения детей к национальной культуре народов Дагестана стала привлекать более пристальное внимание педагогов дошкольного образования.

Таким образом, обращенность образования к культуре Дагестана - это поиск путей выхода из духовного кризиса.

.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы традицийобычаев культуры дагестанского народа. Одной из важных задач воспитания детей мы определяем приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого народа актуально для многонационального Дагестана, потому что в современном обществе именно народ способен обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций дагестанского народа, но и как приобщение детей к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры своего народа.

На протяжении многих лет в нашем саду ведется работа по приобщению детей к национальным традициям Дагестана!

Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если

педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог - ребёнок - родитель»;

-дидактическая модель приобщения к традициям дагестанского народа будет реализовываться через субъектно-субъективное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность;

-усвоение знаний о крае и традициях народов, населяющих наш многонациональный Дагестан, у старших дошкольников рассматривается, как приобщение представлений о традициях, развития интереса к ним и реализации имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

Цель проекта:

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к истории своего родного края, народа в процессе ознакомления с праздникамитрадициямиобычаями народов Дагестан

Задачи проекта:

  • Развивать у детейэмоциональное отношение и интерес к культуре своего края;
  •  Знакомить детей с дагестанскими праздникамиобычаями, обрядами которые отмечают в разные времена года: «Праздник сбора урожая», «Праздник первой борозды», «Навруз - Байрам», «Праздник цветов»«День Чабана»; и т. д.
  • вызывать у детей желание знакомиться с устным народнымтворчеством через заучивание потешек, стихов, считалок.
  • развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомленияс предметами декоративно - прикладного искусства дагестанской культуры;
  • воспитывать у детейчувство причастности к культуре народов Дагестана, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием своего народа;
  • воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов нашей Республики.

Вид проекта: творческо-информационный

Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к малой Родине. Можно ли воспитать любовь к своей малой Родине простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории,традиций и культуры своего народа. Как и чем богата культура дагестанского народа, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна суметь донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей малой Родине, своему народу через музыкальное воспитание дошкольников.

Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к этой теме уже в дошкольном возрасте Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к корням своих предков.

Во время чтения детям дагестанских сказок, заучивания стихов и прибауток заметила как начинают блестеть глаза детей, в душе загорается интерес к народному творчеству дагестанского народа. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с дагестанской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздникитрадиции и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов сельской жизни. В обряде все это соединяется.

Объект изучения:

  •  дагестанские праздникитрадицииобычаи, обряды,костюмы,посуда,игры,танцы,музыка,фольклор и т. д.

План работы:

  1. Изучение дагестанской литературы.
  2. Проведение бесед с детьми.
  3. Привлечение родителей к работе по проекту.
  4. Разработка сценариев развлечений.

Этапы проекта

  1. Работа с детьми по всем видам образовательной деятельности
  2. Организованные формы обучения на занятиях.
  3. Просветительская работа с детьми и родителями.
  4. Совместная работа с педагогами ДОУ.
  5. Самостоятельная деятельность детей.

Участники проекта:

1 .Дети дошкольного возраста.

  1. Музыкальный руководитель.
  2. Воспитатели групп.

Предполагаемые результаты:

  • Устойчивый интерес у дошкольников к культуре народов Дагестана.
  • Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно - прикладного искусства разных народностей Дагестана.
  • Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Срок проекта: долгосрочный

Что удалось достичь, на стадии развития проекта.

В ходе реализации совместного проекта достигнуты определённые результаты:

  • созданы: предметно-развивающие уголки по группам «Уголок родного края!»в котором собраны предметы быта, символика, олицетворяющая Дагестан.
  • сформированы устойчивые знания и интерес к истории дагестанских народных праздниковобычаевтрадиций.
  • создан устойчивый интерес к устном - народному, декоративно- прикладному искусству;
  • установились взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации проведения совместных фольклорных - праздников, развлечений, обрядов.
  • вовлечение каждого ребенка в творческую - поисковую деятельность;
  • собран наглядный материал: иллюстрации, картины, фотографии костюмов народов Дагестана;
  • подобранна фонотека, СД, аудио записи дагестанской народной музыки.

Методическая копилка:

  1. Разработки сценариев, занятий, развлечений
  2. Конспекты бесед.

3 .Подборка музыкального материала (игры,загадки,стихи,потешки)

  1. Изготовление атрибутов, костюмов с привлечением детей и родителей.
  2. Подборка консультационного материала работы с родителями.
  3. Изготовление поделок.
  4. Роспись дагестанской глиняной посуды.
  5. Детские работы по ИЗО отображающие свой родной край.

Итогом образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении

должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта дагестанского народа, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Итогом нашей совместной работы с детьми и родителями станет самостоятельная возможность продолжать овладевать и узнавать культуру и быт своего народа, толерантно относиться к людям разных национальностей.

Литература:

  1. «Народная педагогика Дагестана!»Мирзоев Ш. А.
  2. «Фольклор и литература Дагестана!»Гасанова Р. Х.
  3. «Дети гор!»Кондрашова В. В.
  4. «Сказки народов Дагестана!»Махмудов Х. Х.
  5. «Система комплексных занятий по ознакомлению детейстаршего \ дошкольного возраста с народно-прикладным искусством Дагестана!» Байрамбекова М. М.
  6. «Музыкальное воспитание дошкольников!»Агабекова С. С.
  7. «Дагестанский фольклор!»Хидирова Э. С.
  8. «Национально хдожественная культура!»Гамзатов Г. Г.
  9. «Народнаякультура-летопись мира!» Сулейманов О. О.
  10. «Фольклор и литература народов Дагестана!»Далгатов У. Б.

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями дагестанского народа

«Мой любимый Дагестан

  1. Познакомить детей с историей Дагестана.
  2. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.

- «Наш горный край-Дагестан

- Развитие речи: «Красота и богатство Дагестана

- Рисование: «В Дагестане живут люди разных национальностей!»

- Музыка: «День единства народов Дагестана

- Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов великих дагестанских поэтов.

- Рассматривание карты Республики Дагестан --- Оформление альбома «Мой край!».

- Чтение произведений Р. Гамзатова, Ф. Алиевой и других поэтов РД

  1. Познакомитьродителей с содержанием работы по проекту в старшей и подготовительной к школе группе.
  2. Экскурсия в музей.
  3. Подборка иллюстраций, фотографий о Дагестане.
  4. Чтение литературы.
  5. Совместные рисунки, выставки родителей и детей.

«Многонациональная республика Дагестан

  1. Закрепить знания детей о том, что в Дагестанеживут люди разных национальностей: аварцы, кумыки, даргинцы, лакцы. и т. д.
  2. Познакомить детейс историей аварского народа.
  3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детейк истории аварского народа.

-Развитие речи «Чтение аварской сказки».

-Рисование «Балхарские узоры"

-Лепка: "Самые прекрасные кувшины!"

-.Беседа "Великий поэт Дагестана"

-Музыка: Развлечение на тему: Поговорим о творчестве Расула Гамазатова!

  1. Ознакомитьи привлечь родителей к работе по проекту.
  2. Экскурсия в музей Р. Гамазатова
  3. Подборка материала
  4. Чтение литературы
  5. Организация выставка по творчеству Р. Гамзатова

" Самое красивое горное село"

  1. Формировать знания детей о своем народепознакомить с особенностям
  2. Закрепить знания об особенностях сельского быта
  3. Чем занимаются люди села.
  4. Развивать эстетические чувства.

-Аппликация «Узоры для осеннего ковра!»

-Рисование «Мое село!»

-Лепка «Мой любимый ослик!»

-Развитие речи. Пересказ сказки.

- Музыка: Развлечение на тему: «Осень в Дагестане

  1. Совместная деятельность родителей и детей. Выставка рисунков «Мое село!»
  2. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.
  3. Чтение литературы.
  4. Самостоятельная деятельность родителей и детей, составление альбома о жизни своего села

I«Национальная табасаранская одежда»

«Табасаранские ковры»

  1. Познакомить детейс особенностями национальной табасаранской одежды.
  2. Просмотр иллюстраций.
  3. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.
  4. Закреплять знания о табасаранских узорах.
  5. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям табасаранского народа.
  6. Экскурсия в музей народно-прикладного искусства. -

Рисование «Табасаранский ковер!»

-Аппликация «Бабушкин подарок. Джурабки для внука!»

-Развитие речи. Описательный рассказ

-Музыка: Слушание музыки Р Фаталиева, разучивание танца

«Маленькие ковровщицы!»

- «Музыкальная сказка» Друзья пастуха!»

  1. Совместное изготовление украшений с детьми и родителями для оформления костюмов к танцам,к сказке.
  2. Обшить куклу в национальный табасаранский костюм.
  3. Выставка работ «Табасаранские ковры!»(совместная работа родителей и детей)

Дагестанская кухня

  1. Закрепить знания детей о традициях гостеприимства дагестанской семьи.
  2. Расширять знания об особенностях национальной дагестанской кухни.
  3. Воспитывать внимание, интерес детей к традициям дагестанского народа: предложить гостю самое почётное место в жилище, угостить вкусными блюдами.

-Рисование: «Праздничный стол»

-Аппликация: "Коврик для гостей"

-Лепка: "Любимое угощение!"

-Музыка: "В гости к Бабушке Аминат!"

-Музыкальная сказка: "Цингил, цингил-воробушек!"

  1. Подборка открыток и рецептов национальной кухни. Создание семейных альбомов.
  2. Помощь родителей в подготовке к занятию (приготовление семейных национальных блюд)
  3. Участие родителей в развлечении: "В гости к бабушке Аминат!"
  4. Участие родителей и детейв подготовке атрибутов, костюмов по сказке.
  5. Подбор музыки.

Подвижные народные игры «Самый ловкий джигит», «Перекати яйцо», «Джигитовка», «Ты, джигит и я и джигит», «Сорока, «Перепрыгни костер»,

Дидактические игры «Укрась дерево», «Прокати яичко с горки»и т. д. Сюжетные игры «Праздник первой борозды в ауле», «Первый подарок малышу», «Собираем урожай»

 

 

0
Осень в гости к нам пришла
Конспект занятия по лепке «Ёжики» в средней группе
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
31.05.2020

Комментарии

Педагогика
27 мая 2020
И мне плиз ответы
ТРИЗ – игры для дошкольников (материал для педагогов)
27 мая 2020
Спасибо за вашу работу. Только начинаю ТРИЗить.
Мастер-класс с родителями
26 мая 2020
Интересный мастер-класс для родителей!Возьму на заметку.

В блогах

Сценарий новогоднего утренника в средней группе

Сценарий новогоднего утренника в средней группе Ведущая: С вьюгой, ветром и морозом Зимний праздник к нам идёт. И, конечно, Дед Мороз нам...

Отчет о проведении природоохранном месячнике "Не забываете птиц зимой"

« Не забывайте птиц зимой» Покормите птиц зимой, Бросьте горстку крошек, И пускай снуют порой Стайки у окошек. Бросьте горсточку зерна...

Перспективный план экспериментальной деятельности в подготовительной к школе групп

  Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и...

Новое на сайте

Конспект развлечения «Берегите лес»

Конспект развлечения «Берегите лес» (Старшая группа) Цель: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе Задачи: - расширять представление детей о лесе и его обитателях; - обучать правилам поведения в лесу; - развивать познавательную активность; - формировать сплоченность детского коллектива; - воспитывать гуманное отношение...

Квест ко дню России для смешанной группы «В поисках символа России»

Квест ко дню России для смешанной группы «В поисках символа России» Цель: Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: - создавать условия для расширения знаний о символах России (флаг, герб, гимн, о празднике День России);- способствовать созданию...

Конспекты НОД «Мужественные профессии. Женские профессии»

Конспекты НОД «Мужественные профессии. Женские профессии»

Активные методы работы с семьей в детском саду

Активные методы работы с семьей в детском саду С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации, непосредственно воспринимающего и прямо регистрирующего все факты об объекте с точки зрения целей. Наблюдение — процесс...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог