Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей старшего возраста"

Консультация для родителей:

«Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»

 

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает?

 Какой же должна быть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть: грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой.

Это идеал. А что же получается на самом деле?

Проблемы наших детей -

В наше современное время дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка возникает множество проблем.

Проблемы с речью:

  • Односложная - Состоящая из одних простых предложений речь
  • Бедная речь - Недостаточный словарный запас
  • Слова – «паразиты» - Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых
  • Грамотные вопросы - Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
  • Составление рассказов - Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
  • Не могут логически объяснять
  • Речь не выразительна - Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
  • Плохая дикция - Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

Составлению творческих рассказов

Составлению рассказов по картине, по серии картин

Пересказам

А помогают нам в этом вот такие схемы. Пример: схема описательного рассказа о семье.

 Разучиваем стихи, скороговорки, чистоговорки.

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?».

Что дома делать надо:

В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь, обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).

Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников

Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений

Игра «Увеличение - уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться, разговаривать.

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с невероятным сюжетом.

Игра «Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Придумай продолжение» 

Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло»

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

Игра «Веселые рифмы»

Подберите к словам рифмы. Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги – пироги…

Почаще говорите ребенку:

Что бы мы без тебя делали?!

Я радуюсь твоим успехам

Ты очень многое можешь!

Ты самый любимый!

0
Познавательно – творческий проект«Спорт – это жизн...
ООД Художественно-эстетическое развитие (аппликаци...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.05.2022

В блогах

Практическое занятие для родителей по художественно - эстетическому развитию ( старший возраст). Из опыта работы…

Информация об опыте. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика всё больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству раз­вития в целом...

Лэпбук « Изучаем цвета»

Sample Image

Нет сомнения в необходимости изучения цветов с самого детства. Лэпбук поможет интереснее и плодотворнее добиться легкости в изучении цветов. Стихи...

Сценарий Новогоднего праздника "Снегурочка в гостях у ребят" для 2-ой мл. группы

Действующие лица: 1. Ведущая – 2. Снегурочка – 3. Лисичка – девочка из подготовительной группы 4. Снеговик – мальчик из подготовительной группы 5. Петрушка –...

Новое на сайте

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое путешествие»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и заданий развивающей направленности, умение применить на практике и оперировать полученными знаниями. воспитывать любовь к математике 1...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты»

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта: Актуальность проекта:Весна – чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще всего...