Консультация для педагогов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Консультация для педагогов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Знакомить ребенка с основами финансовой грамотности можно уже с 5-6 лет, когда он научится считать и будет способен понимать какие-то более – менее серьезные вещи. К этому возрасту у ребенка, наверняка, уже проснется большой интерес к такой удивительной «штуковине», как деньги, с помощью которой можно покупать в магазинах любые игрушки, сладости и гаджеты, и он сам захочет познакомиться с ней поближе, и узнать, что она собой представляет. Так что, стимул освоения финансовой азбуки у него, скорей всего, будет.

Начать можно с теоретических основ и исторической информации. Расскажите ребенку о том, как появились первые деньги, и что человечество пользовалось ими далеко не всегда. В древние времена люди использовали «бартер» (натуральный обмен). Но поскольку это было невыгодно, со временем был изобретен универсальный товар – деньги, на которой стало возможно обменивать практически все, что угодно.

Далее можно рассказать малышу о том, откуда берутся деньги, каким образом их можно заработать честным путем, что в каждой стране существует своя валюта, что в России это рубли (покажите разные купюры), что существует так же мировая валюта (доллар, евро), которая используется в международных товарно-денежных отношениях.

Ему так же будет полезно узнать, что такое бюджет, банки, кредиты, но и электронные деньги.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о плохом и хорошем. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Центральная идея – бережливость, «я - бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.д.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные направления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания;
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам;
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.;
  • Развить познавательный интерес обучающихся к вопросам;
  • Определить разницу между «хочу» и «надо».

Примеры бесед с родителями:

Ваш ребенок ведет себя бережно?

Что Ваш ребенок знает о деньгах? Различает ли он различные монеты и банкноты?

Умеет ли Ваш ребенок сам расплачиваться в магазине наличными? Был ли такой опыт?

Ваш ребенок получает карманные деньги?

Ваш ребенок самостоятельно принимает решение на что потратить карманные деньги?

Вы поощряете своего ребенка деньгами? За что?

Обсуждаете ли Вы с ребенком финансовые вопросы?

Привлекаете ли Вы ребенка к составлению семейного бюджета?

Домашнее задание родителям:

Побеседуйте со своим ребенком:

- Что такое деньги?

- Зачем нужны деньги?

- Откуда берутся деньги?

- Есть ли у тебя деньги?

- Как ты хочешь потратить свои деньги?

- Сколько тебе нужно денег?

Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, беседы с привлечением родителей, экскурсии.

Первая ступень обучения финансовой грамотности дошкольников

Что такое деньги? Какие они бывают? Чем похожи и чем отличаются друг от друга монеты. В чем разница между монетами и копейками?

Как разложить крупные монеты на мелкие и наоборот.

Цель: Познакомить детей с понятием копейка и монета. Научить раскладывать крупные монеты на более мелкие и наоборот. Отработать навык устанавливать равенство между монетами.

  • «Деньги банкноты»

Зачем нужны бумажные деньги? Сходство и различие купюр. Как разложить крупные банкноты на мелкие или монеты.

Цель: Познакомить детей с понятием банкнота. Научить раскладывать крупные банкноты на более мелкие или на монеты.

  • «Функция денег»

Для чего нужны деньги? Как они появлялись и менялись во времени. Для чего нужны детям деньги и сколько?

Цель: Познакомить детей с историей появления денег. Сформировать у детей понимания денег. Понять разницу между жизнью с деньгами и без. Познакомить с функциями, которые выполняют деньги. Сформировать понимание того, что можно купить за деньги, а что нет.

  • Игра «Денежное домино»

Развить у детей элементарное математическое представление, связанное с раскладывание крупных денег на более мелкие. Закрепить умение устанавливать равенства между монетами и купюрами.

  • «Профессии. Что это такое?»

Что такое профессии? Чем занимаются люди различных профессий.

Цель: Сформировать у ребенка понимание, что такое профессия. Научиться определять, чем занимается человек той или иной профессии. Познакомить детей с понятием : профессия, должность.

  • «Оплата труда»

Способы оплаты труда.

Цель: Познакомить детей с различными способами оплаты труда. Сформировать представление о факторах труда, влияющих на оплату труда.

  • «Семейный бюджет»

Экономические занятия в детском саду начинаются со средней группы : четырехлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими : зарплата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия старшей сестры или брата. Вводится понятие «потребности человека». Дошкольники получают начальное представление о рекламе – способе донести информацию о товаре до потребителя.

Виды экономических занятий в ДОУ.

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента. Игра – наиболее приемлемый способ обучения для дошкольников. Знания ему не навязываются: путем проб и ошибок ребенок делает для себя выводы, а педагог его направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия», викторины, соревнования.

Сюжетно – ролевые игры

Сделать экономикой доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе дети с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых – примеряют на себе функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятия. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обобщая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги – разноцветные бумажки, усвоение новой информации успешно проходит в сюжетно- ролевой игре.

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк». Традиционный магазин усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монеты. Детям будет интересно поиграть в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары.

Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товара. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку. Потратить определенную сумму на лекарства или на новую одежду. И т.д.

Настольные игры

В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром, это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут для старших групп.

Дидактические игры

Так же нужно активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установления последовательности действий для изготовления какого-то продукта. («Откуда хлеб пришел?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье» и пр.) другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»)

В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.

Познавательное занятие

В старшем дошкольном возрасте можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини- беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность – красочные картинки и фотографии.

На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность. Интересная тема для познавательного занятия – история появления денег.

Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела все необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые – шить одежду, третьи – молоть зерно и т.д. возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

Коммуникативное занятие – беседа.

Экономика – замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формирует четкие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать свое мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.

Проблемные ситуации – эффективный прием.

Примеры:

- Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономики. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствием это приведет?

- На молочном комбинате не знают точное кол-во детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много конфет, что на каждого ребенка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести?

- Что случится, если все взрослые перестанут трудиться?

Дети всегда с интересом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:

Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пеньке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалеку есть интересный дом, где можно вложить все свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям: о каком доме идет речь? Что такое сберегательный банк?

В ходе беседы воспитатель прививает дошкольникам уважения к представителям разных профессий, ценности любого труда. Уже в 5-7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, строителями и пр. – педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать детям о богатых людях, которые всего добились именно свои трудом, подчеркивая, что для этого необходимо учиться в школе, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

Чтение художественной литературы.

Знакомить дошкольников с экономикой можно средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие, бережливость, практичность и расчетливость.

- «Лисичка со скалочкой»;

- «Каша из топора»;

«Выгодное дело» и т.д.

Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок»), сущность рекламы «Лиса и Козел». Погружение в волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению знаний и умений в непринужденной форме.

Игры и сказки на экономическую тематику помогут детям научиться обращению с деньгами. Также хороший материал для занятий – стихотворения: Михалков С. «А что у вас?»; Родари Д. «Чем пахнут ремёсла?»; Маршак С. «Откуда стол пришел?», «Как напечатали книгу?».

Помимо того, при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них – маленький рассказ, аккумулирующий многовековую мудрость.

- Копеечка к копеечке – рубль набегает;

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;

- Денежки любят труд;

- Делано наспех – и сделано на смех;

- Деньги – дело наживное;

- Приобрел вещь – умей обращаться с ней;

- Каждую крошку в ладошку.

Экскурсии

Занятия по экономике можно провести в форме экскурсий. Например, воспитатель приглашает дошкольников посетить магазин или банк.

Еще один вариант – отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или вывески на витринах магазинов. Можно познакомить детей поближе с профессиями сотрудников детского сада, показав их рабочее место. Экономическое занятие можно провести в форме экскурсий.

Трудовая деятельность

Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. При этом педагог способствует формированию у детей полезных бытовых привычек, эффектному расходованию ресурсов (например, напоминает выключать воду).

Педагог постоянно обращает внимание детей на испорченные вещи – сломанные игрушки, порванные книги, показывает, как их можно починить.

Трудовая деятельность – важная составляющая экономического воспитания. Нужно добиваться у дошкольников стремления продлевать срок службы окружающих предметов – тогда они научатся беречь свои и чужие вещи. Дошкольникам с детства нужно внушать ценность вещей: ведь каждый предмет кто-то создал своим трудом. Следует искоренять в детях привычку думать, что все, что ломается, тут же легко заменяется новым.

0
Консультация для родителей «Читаем детям»
Деловая игра для родителей по финансовой грамотнос...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.03.2023

В блогах

День великой победы

Sample Image

  План мероприятий  к 9 Мая  " День  Великой  Победы" Цель : воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего...

Педагогический проект "Дикие животные"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района (МДОУ «Детский сад «Сказка») ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ...

Тема недели "Перелётные и зимующие птицы" (I и II недели)

Ноябрь Тема: «Перелётные и зимующие птицы» Сроки: 20.11– 01.12 (I неделя) Цель:  Создание социальной ситуации развития познавательного интереса в процессе совместной деятельности. Пальчиковая гимнастика...

Новое на сайте

Проект «Чем пахнут ремесла»

Проект «Чем пахнут ремесла»

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Супермаркет» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на развитие наблюдательности, речи, расширения знаний об окружающих предметах и продуктах в магазине. Игра предназначена для индивидуальной работы...

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера. Тема «Книги сказок»

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера Тема «Книги сказок» Цель: закрепление литературных знаний с помощью геометрических схем - кругов Эйлера. Задачи: развивать умение классифицировать персонажей сказок и объединять по группам; закреплять знания русских народных сказок; развивать логическое...

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда (Для детей старшего возраста)