Консультация для педагогов ДОУ

Знакомство с пейзажной живописью в рамках образовательной деятельности

 

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить нас, взрослых.

Особое место занимает живопись в развитии речи. Речь ребенка - показатель того, насколько он понял содержание произведения.

Знакомя детей со средствами выразительности в пейзажной живописи, их влияния на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста, я определила для себя цель: развивать у детей личностные представления о красоте в произведениях искусства и в окружающей жизни; видеть единство содержания и средств выразительности живописи (роль цвета, композиционного построения, расположения картин на том или ином формате полотна); развивать речь детей с помощью картин русских художников.

Для достижения данной цели я ставила следующие задачи:

  • развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • пополнять словарный запас детей специфическими изобразительными терминами;
  • обогащать речь детей выразительными средствами (эпитетами, сравнениями);
  • формировать умение высказывать свое отношение к произведениям искусства;
  • развивать художественное восприятие произведения искусства, эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведения.

Знакомя детей с пейзажной живописью, я раскрываю перед ними картину окружающего мира, при этом не ограничиваюсь только перечислением изображенных на ней предметов, а раскрываю значимость труда самого художника, своеобразием его мастерства, что побудило художника написать эту картину, знакомлю с секретами изображения, которые помогают художникам создавать картины, очень похожие на реальную природу.

Обращаю внимание детей на то, что цвет в живописи – это основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года, время суток, состояние погоды, показать настроение, которое вызвало у него общение с природой.

Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей литературными выразительными средствами, при этом использую разнообразные методические приемы: подбор синонимов, антонимов, образных сравнений. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, использую словесные, игровые упражнения, художественно-развивающие игры. Эта работа дает возможность детям почувствовать красоту и образность родного языка.

Чтобы закрепить в представлениях детей понимание связи между содержанием произведения и средствами выразительности, использую художественно-творческую игру «Составь картину». Детям предлагаются листы с разной линией горизонта и разной величины предметы (деревья, кусты, птицы, лес с закатом и т. д.), необходимые для создания пейзажа.В ходе игры ребенок приобретает умение вынашивать замыслы, у него возникает потребность выразить его в собственной творческой деятельности.

Например, предлагаю вашему вниманию план беседы о пейзаже как жанре живописи на примере осеннего пейзажа.

Задачи:

1. Развивать у ребёнка интерес к пейзажной живописи, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картине с собственным настроением и опытом восприятия природы;

2. Развивать фантазию, творческое воображение;

3. Упражнять в видении цветовой гаммы картины и поборе красок к ней;

4. Обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой, искусствоведческими терминами

5. Закреплять знания о пейзаже как о жанре живописи;

6. Воспитывать любовь к природе

Содержание образовательной деятельности

1. Вводная часть

Вывешиваю на стенде репродукции пейзажной живописи, среди которых будет «Золотая осень» И. Левитана. В этой беседе мы будем отталкиваться именно от этой картины, как пример пейзажа, легкого для восприятия детьми, но в целом, я советую делать акцент на произведении, изображающем актуальное для беседы время года — если за окном весна, пусть это будет весенний пейзаж, зима — зимний и т. д. Пока дети рассматривают выставку, можно включить негромкую музыку

2. Практическая часть

После ознакомления детей с репродукциями рассказываю им о том, что все эти картины являются примерами пейзажной живописи, поскольку на них изображена природа — лес, река, поля, деревья, небо и т. д. Далее делаю акцент на произведении И. Левитана и беседую с детьми о картине, задаю вопросы:

— Перед вами картина, которая называется «Золотая осень», написал её русский художник Исаак Левитан. (Частые дожди, пасмурное небо, изменение цвета листвы, птицы улетают в теплые края и т. д.). Перед занятием на прогулке подметить все изменения.

Следует обращать внимание на цвета, которые использовал художник в своем произведении — желтый, охра, оранжевый, темно-зеленый, коричневый и т. д. Описываем вместе с детьми все, что они видят на картине — красивые березки, луга, речка. Проговариваю с детьми, какое настроение пытался передать нам художник. Прочитать стихотворение по теме, это может быть «Уж небо осенью дышало… (отрывок из «Евгения Онегина» А. Пушкина).

3. Самостоятельная деятельность

Предлагаю детям придумать и с помощью красок нарисовать пейзаж. Пока дети выполняют задание можно использовать классическую музыку.

Дети рассказывают каждый о своем пейзаже.

 Можно прочитать стихотворение на пройденную тему. Например, А. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!

4.Рефлексия

Таким образом, те знания, чувства, переживания, полученные при рассматривании пейзажных картин, отражаются в речевом развитии детей. Пополняется словарный запас специфическими изобразительными терминами – холодный, теплый тон, слов, связанных с композиционным построением картин. Обогащается речь детей средствами выразительности поэтического языка: эпитетами, образными сравнениями. У детей развивается художественное восприятие, воображениевидение единства замысла художника и средств выразительности. С помощью живописи развивается и мыслительная деятельность детей: умение делать обобщения на основе анализа, сравнивать, объяснять, рассуждать. Полученные знания дают возможность выражать свои мысли и чувства словами. Речевой уровень детей при этом поднимается на более высокую ступень развития.

0
консультация для родителей.как помочь ребёнку 2-3 ...
День родного языка.
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
12.04.2021

В блогах

Конспект образовательной деятельности по художественной  литературе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Конспект образовательной деятельности по художественной  литературе. Русская народная сказка «Хаврошечка»     Цель: Формирование...

"Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости"

Консультация для родителей «Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости». Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И...

Работа с родителями "Мой город - Санкт-Петербург"

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИПО ТЕМЕ «МОЙ ГОРОД – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»   ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА 1 КВАРТАЛ: СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ «ЛЕТНИЙ САД (СКУЛЬПТУРА)» ЗНАКОМСТВО СО СКУЛЬПТУРОЙ ЛЕТНЕГО САДА (ЛЕГЕНДЫ...

Новое на сайте

Проект по теме: «Разнообразный мир насекомых». Проект по теме: «Разнообразный мир насекомых»

«Ползут козявки и жучки...» Проект по теме: «Разнообразный мир насекомых» «Ползут козявки и жучки…Ты их увидишь на пути - Не обижай, а отойди!» Введение. Наш детский сад «Фиалка» находится в деревне Городище Ступинского района. Рядом лес, речка Каширка...

Конспект ООД по экологии с элементами театрализованной деятельности на тему: «Приключения колобка в лесу» для…

Конспект ООД по экологии с элементами театрализованной деятельности на тему: «Приключения колобка в лесу» для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: познавательное развитие. Направление: познавательно-речевое развитие. Цель: создать условия для закрепления и пополнения знаний детей о грамотном и безопасном поведении в...

План – отчет о работе с детьми в период самоизоляции

План – отчет о работе с детьми в период самоизоляции Дата проведения Вид деятельности Задание для выполнения дома Электронный ресурс Формат занятия Количество участников 13.04.2020 «День космонавтики» Цель: расширить знания детей о мире космоса. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, планете, на которой...

Познавательно-исследовательский проект «Первые уроки здоровья»

Познавательно-исследовательский проект «Первые уроки здоровья»

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог