Консультатации для музыкальных занятий с дошкольниками

 

Музыкально-педагогическое сопровождение

образовательного процесса в условиях

реализации ФГОС

Музыкальный руководитель МБДОУ

Детский сад «Солнышко»

Ковергина Галина Васильевна.

 

Музыкально-педагогическое сопровождение содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Оно может успешно использоваться и как форма обучения, и как толчок к самостоятельной музыкальной деятельности у детей. В связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды для художественно эстетического развития дошкольников. Интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, деятельностный подход, приоритет игры, всё это требует новых подходов к музыкальному  образованию дошкольников.

В связи с введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г., вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам и музыкальным руководителям ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности

Художественно-эстетическое развитие является обязательной частью основной программы дошкольного образования. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для приобщения детей к музыкальному искусству. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать его к эмоциональным переживаниям, активному творчеству, формировать нравственные качества, помогать чувствовать и понимать прекрасное.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Музыкально-педагогическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности музыкального руководителя, поскольку достижение образовательных целей без музыкально-педагогического сопровождения будет неполным.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и т.д.); удовлетворение потребностей детей в самовыражении-все это основные цели и задачи образовательной области «Художественно эстетического развития».

В образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» входит:

     - Приобщение к искусству.

     - Изобразительная деятельность.

     - Музыкальная деятельность.

При организации непосредственной образовательной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников огромную роль играет предметно- пространственная среда. С ее помощью рационально используется пространственные возможности музыкального зала и помещений - раздевалки, групповые комнаты, спальни. В каждой возрастной группе имеется «Музыкальный уголок», где создана благоприятная развивающая предметно- пространственная среда. При ее создании педагоги ориентировались на следующие принципы:

принцип целесообразности и рациональности, принцип доступности и открытости, принцип соответствия возрасту. принцип активности, самостоятельности и музыкального творчества; принцип стабильности –динамичности развивающей музыкальной среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип учета половых и возрастных различий детей.

Образовательный процесс по условиям ФГОС предусматривает такую организацию деятельности педагога и развивающей среды, когда каждый ребенок сможет заниматься любимым делом. Для удобства, все групповое пространство (всех групп и музыкального зала) распределено на зоны: учебную и игровую. В каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные зоны, которые доступны детям. Музыкальный зал, где собственно и происходит в основном музыкально- эстетическое образование детей, имеет многофункциональные вариативные, трансформированные зоны, что соответствует условиям ФГОС.

Подбор музыкального оборудования и материалов (репертуара, музыкально-дидактических игр) для дошкольников определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста возможностями.

Как воспитателями, так и музыкальными руководителями реализуется важное условие, предусмотренное ФГОС- полифункциональность игрового и музыкального оборудования: предметы-заместители. Игры с правилами в младшем возрасте только начинают формироваться. Для этого в группах и музыкальном зале имеется игровое оборудование, которое имеет полифункциональное значение (например, музыкальные игрушки- персонажи, строительные наборы, модули и др.) 

Для безопасного нахождения детей в группе (в музыкальном зале) вся мебель и стульчики расставлены по периметру помещения, все предметы мебели, музыкальные инструменты с закругленными краями, что соответствует требованиям ФГОС..

Развитие и совершенствование художественно- эстетической  основы развития системы дошкольного образования основывается на трех моментах:

1. Целостное представление о ребенке дошкольного возраста.

Мы учим ребенка тем или иным знаниям (восприятию музыки), умениям и навыкам (пение, музыкально-ритмическим движениям) и непременным условием создания программы, направленной на формирование эстетического, художественного вкуса у дошкольников является главная ее основа- это представление о ребенке с учетом его психологических закономерностей развития в этом возрастном периоде.

2. Представление о целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.

Ребенок учится не только на занятии. Поэтому художественно-эстетическое развитие системы дошкольного образования предполагает учет самых разных аспектов жизнедеятельности малыша (игровой, трудовой деятельности, театрализованной, музыкальной и др.). В противном случае образовательная программа не будет способствовать его развитию или просто окажется бесполезной.

3. Представление об индивидуальных траекториях развития в дошкольном периоде детства.

Дошкольники так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и это далеко не всегда надо объяснять отсутствием способностей, нежеланием петь, играть, избалованностью или другими подобными причинами. Чем больше проявляется и развивается индивидуальность детей к восприятию музыки во всех ее аспектах, тем более эффективна система художественно-эстетического развития дошкольников.

В своей работе я определяю музыкально-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание музыкально-эстетических условий для успешного художественно-эстетического воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать музыкально– педагогические условия для полноценного развития и музыкального воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Особое внимание мы уделяем развитию мотивационной сферы детей (это потребность в любознательности, познании мира посредством восприятия музыки, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в музыкальном творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои музыкальные умения и знания, достижения и т. п.) Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.

Раскрытие творческого потенциала детей, организация качественного музыкального досуга, закладывание азов музыкальной культуры – всё это зоны ответственности музыкального руководителя детских дошкольных организаций. Практика моей деятельности показала, что благодаря взрослым (музыкальным руководителям, педагогам дошкольного учреждения, родителям), каждый ребёнок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться.

0
Поделки детей из природного материала
занятия с дошкольниками
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
03.08.2020

В блогах

Памятка для родителей: «Играйте вместе с детьми»

Памятка для родителей: «Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы посредством арт -терапии детей…

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы посредством арт -терапии детей дошкольного возраста» Возраст обучающихся: 4-7 лет Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога...

Сценарий утренника для детей средней группы "Милые мамы"

Ведущий: Добрый день, дети, мамы, бабушки! Мы рады вас видеть в нашем зале в этот прекрасный, весенний день. Весна шагает по...

Новое на сайте

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества; создание праздничного настроения у детей и взрослых. Задачи: 1. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. 2. Формировать...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. – Беседы, экскурсии к дороге, изготовление светофора из бросового материала, рассматривание дорожных знаков. Материал. – Дорожные знаки...

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки»

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки» Герои: Хозяюшка, внук, Коза, козленок, Курица, 2 цыпленка. Гости в зале, детей нет. Звучит музыка «Утро в деревне» или «Петушок, погромче пой». Выходит Хозяюшка. Хозяюшка: (поет) Утром только зорька над землей встает, Звонко...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог