Презентация для родителей "Пескотерапия как средство развития мелкой моторики рук у детей"

Секретные задания кротов

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

Ход игры: Педагог. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

Песочные строители

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Педагог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Песочные прятки

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, об-разного мышления, произвольности.

Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Первый вариант

Педагог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Упражнение «Песочная река»

Цель: снятие тревожности, развитие комм. навыков

На далекой и неизвестной планете в давние - давние времена не было воды, а был только песок. И было там огромное – огромное море из песка. Сейчас я предлагаю вам превратиться в ветер и сделать на море волны.

(дети с помощью ладоней создают на песке волны)

Песочные волны умели говорить и постоянно шептались друг с другом. Возьмите песок на ладони, попересыпайте его и представьте как песочек шепчет ваше имя. Произнесите его!

(Дети произносят свое имя приглушенно, пересыпая песок с ладони на ладонь)

“Разговор с руками”

 (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

“Ласковые лапки” (Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на песок.

Все предметы делают следы на кинетическом песке (ходят по песку), а потом ребенку предлагается оголить руку по локоть; психолог объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Необыкновенные следы» (Шиманович Ю.).

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. 

“Говори!”

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.).

Песочная Фея: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какой у нас сейчас песок?”

(Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета эта игрушка?”... “Говори!”; “Сколько у меня игрушек?”... “Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т. д.”

Для своих занятий я беру игры, предназначенные для работы на бумаге, и переделываю их для «педагогической» песочницы.

 Вот примерные игры, которые можно провести с детьми.

“Найди отличие”

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

“Кричалки—шепталки—молчалки”

(Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Надо сделать 3 силуэта ладони на песке, украшенную красными, желтыми, синими бумажками. Это — сигналы. Когда взрослый указывает на красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

Победитель злости

Цель: стабилизация эмоционального фона у детей; формирование умение справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: Педагог. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Песочный круг

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Упражнение «Следы на песке»

Цель: развитие кинестетической организации движений, умение следовать инструкции, развитие воображения.

Инструкция: «Сделай из пальчиков такую же фигуру как я»

Сначала правой рукой. Сгруппировать пальцы 5,4, 3-тий. Оставить следы на песке. Затем левой. Оставить следы. Сгруппировать 5,4,3,2 пальцы на правой и левой руке и оставить следы.

«Пройтись» по поверхности песка указательным, безымянным, затем большим пальцем, оставить следы.

Можно вместе пофантазировать: чьи это следы?

Контактные игры

Игра «Песочные каракули»

В классической игре ребенок и взрослый по очереди рисуют каракули поверх друг друга. Эту игру можно повторить на поверхности песка. Но можно предложить и другой вариант – сделать игру объемной. В игре каждый участник по очереди вносит изменения в процессе лепки. К примеру, взрослый собирает песок в кучку, малыш похлопывает по нему, взрослый режет ребром ладони кучку на две части, ребенок шлепает по одной из них ладошкой и т.д. Важно, чтобы это был спонтанный диалог, а не работа по образцу.

Игра «Ехал поезд»

Участвуют 2 – 6 детей. В пространство песочнице можно предложить любое контактное упражнение, которое включает элементы массажа. Следует выполнять те же самые движения, что и в массаже, но делать это на песке.

Воришка,

Ручеек – ручьишко –

Маленький воришка.

Хвать кораблик –

И бежать!

Ой!

Уносит!

Не догнать!

А.Олова

Волнообразные дижения ладошками по песку – «рисуем» ручеек.

Захватить в кулак горсть песка.

Постукивающие движения пальцами – «убегаем»

Свинки

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки –

Туки – туки – туки – тук!

Туки – туки – туки – тук!

И постукивают,

И похрюкивают:

«Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк! Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!»

К. Чуковский

Постукивание кончиков пальцев по песку.

Зарядка

Не ленись, моя лопатка,

Будет вскопанная грядка.

Грядку граблями пригладим,

Все комочки разобьем,

А потом цветы посадим,

А потом воды польем!

Лейка, лейка!

Лей, лей!

Грядка, грядка!

Пей, пей!

Г. Лагздынь

Сделать ямки в песке.

Бороздить пальцами песок.

Постукивать ребрами ладоней по песку.

Прикоснуться кулаками к песку.

Высыпать песок из кулаков.

Поглаживать песок.

Игра «Мина»

Участвуют 2 – 6 детей. Один из игроков закапывает свою ладонь, а второй должен аккуратно её откопать, не задев. Как только происходит касание, игрок, чья ладонь закопана в песке, может «взорвать мину», т.е поднять её из песка. С малышами игра сначала упрощается. Дети одинаково радуются находке маминой руки, и наоборот, когда мама находит их руку. Но постепенно правила игры усложняются. Игру можно проводить с большим количеством участников. Все дети могут раскапывать руку педагога или сенсорную игрушку, которая реагирует звуком на прикосновение.

Игра «Опасная горка»

Участвуют 2 – 6 детей. Предварительно из влажного или кинетического песка возводиться высокая горка. На вершину горки устанавливается, какой либо предмет: шар, кубик, зайчик, мишка и др. Задача игроков – по очереди рукой или совком отбирать песок из горки так, чтобы фигурка не падала. Падение фигурки для малышей – это сигнал, к началу новой игры. Не стоит акцентировать внимание на проигрышах и выигрышах.

Игра «Тоннель»

Участвуют 2 ребенка. Предварительно из влажного или кинетического песка возводиться высокая горка. Задача игроков – прокопать в горе тоннель. Двигаться нужно навстречу друг другу. Если горка обрушиться, игра начинается сначала.

Игра «Два барашка»

Участвуют 2 ребенка. В песочнице чертится или выкладывается тропинка. Игроки «шагают» по ней пальцами на встречу, пока не упрутся в друг друга костяшками пальцев. В таком положении немного «бодаются» и «расходятся» обратно.

На тропинке, утром рано, Повстречались два барана. Друг на друга посмотрели, Уступить не захотели.

В. Чернышев

Игра «Куча - мала»

Участвуют 2 – 6 детей. Игроки выкладывают ладошки в песочницу, педагог немного припорашивает их песком. По сигналу педагога игроки начинают тихо шевелить пальцами, а потом замирают. Важно предварительно научить детей аккуратно шевелить пальцами в песке, чтобы не попасть в глаза себе и окружающим.

Упражнение

 «Откуда берется песок»

Цель занятия: расширение знаний об окружающем мире, увеличение словарного запаса.

Задачи: активировать внимание, заинтересовать в совместной работе.

Приглашение к песочнице, рассказ психолога «Откуда берется песок».

Давным-давно, на Земле были большие – большие горы. (Совместно стоится гора). Были они высокие-превысокие. Дул сильный ветер, светило солнышко, лил дождик, вода проникала в трещины, а ночью замерзала. (Вместе с ребенком можно подуть, вылить воду). Постепенно горы под воздействием ветра, дождя и перепада температур стали разрушаться. (Выравниваем поверхность песочницы). Так образовался песок. Вскоре на песке появились первые растения, а затем выросли высокие сосны. Когда я пошла в лес, то обнаружила под ногами этот песок. Я принесла его домой, промыла, высушила и принесла его сюда, чтобы дети могли в него играть.

Упражнение «Свойства песка»

Цель: развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, расширение словарного запаса.

Задача психолога обратить внимание на ощущения ребенка. Оценить то, что чувствуют руки (холод-тепло, колючее-гладкое, мягкое-твердое, мокрое-сухое.) В зависимости от возраста ребенок может сам охарактеризовать то, что чувствует.

Упражнение «Ландшафт»

Цель: расширение знаний об окружающем мире, увеличение активного словарного запаса, развитие воображения, зрительной памяти.

Лекционный материал: «Что такое ландшафт».

Сегодня тебе предстоит узнать и выучить новое слово – ландшафт. Чтобы поскорее его запомнить мы напишем его на песке.

Географический ландшафт (нем. Landschaft, вид местности, от Land — земля и schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) — одно из фундаментальных понятий географии. По мнению Е.Ю. Колбовского наиболее близкое к термину ландшафт в русском языке слово "местность", в то же время ландшафт в польском переводе "крайобраз" очень точно передает одно из смыслов этого термина «образ края».

Мы будем считать, что ландшафт – это та местность, которая нас окружает. Если мы уедем из города то увидим лес, поля, реки и озера. А если поедем дальше, то можем увидеть горы и море, это будет совсем другой ландшафт. Сейчас ты сможешь создать свой, неповторимый, ландшафт. Каким он будет - решать тебе. Настоящему создателю, волшебнику, могут понадобиться дополнительно чудесные предметы, камни, растения, вода и многое другое ты найдешь в этой коробке.

После того как ландшафт готов, психолог просит ребенка составить рассказ о ландшафте.

Познавательные игры

«Мир саванн», «Тайга», «Пустыня»

Цель: расширение знаний об окружающем мире, увеличение активного словарного запаса, развитие воображения, зрительной памяти, умения классифицировать.

 Заранее выполняется подборка соответствующих предметов, растений и животных. Ребенку предлагается построить особый мир с последующим обсуждением. Можно задать следующие вопросы.

- Как называется этот мир?

- Кто в нем живет?

- Как животные взаимодействуют между собой?

- На какие группы их можно разделить?

Упражнение

«Волшебный мешочек».

Цель: развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, расширение словарного запаса, развитие зрительной памяти.

Ребенку необходимо угадать, кто спрятался в волшебном мешке. Предлагается на ощупь, не вытаскивая из мешка, угадать название животного. Затем животных необходимо расставить в песочнице. После того как все расставлены по местам, ребенку предлагается внимательно посмотреть на то, что получилось, запомнить какие животные населяют песочницу, кто на каком месте расположился. Сколько животных живет? (Попытаться определить интуитивно, затем сверить при подсчете.)

Упражнение

«Кто сбежал из заповедника?»

В песочнице (в зависимости от возраста ребенка) расположить от 10 до 16 фигур. После того как ребенок отвернется, психолог убирает несколько животных. Ребенка просят повернуться и угадать, кто сбежал из заповедника? Можно спросить : «Как определить, сколько животных не хватает?»

Усложнить упражнение можно попросив ребенка точно описать пропавшее животное и только после этого вернуть владельцу.

Игра

«Внимательный охотник»

Цель: развитие внимания и волевых качеств.

Перед ребенком, в песочнице, расположены животные. Психолог указывает на одно из животных и называет его. Он может указать на любого из животных, независимо от произнесенного названия. Задача ребенка – указать соответствующее животное. По мере включения ребенка в игру, темп можно увеличить.

Упражнение на развитие пространственных представлений.

Цель: развитие пространственных представлений.

Предварительно

 Выявить, усвоены ли понятия «правая» и «левая» рука. Психолог просит ребенка показать фигуры относительно какой-нибудь одной фигуры. Также, если это актуально для возраста ребенка усваиваются понятия «выше», «ниже».

Игра «Смелые поступки»

Цель: развитие воображения, фантазии, помощь в преодолении страхов.

Ребенку необходимо выбрать 2-х героев. Одного – в роли которого будет выступать сам, другого – в роли друга к которому нужно добраться. Выбрать фигуры отрицателных героев - «плохишей». Отрицательные герои постараются помешать главному герою встретиться с другом. Ребенку необходимо придумать, какой смелый поступок должен совершить герой, чтобы преодолеть трудности.

После игры ребенку можно предложить совершить смелый поступок, чтобы преодолеть страх (но не настаивать на его исполнении).

«Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

  • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
  • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
  • перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Необыкновенные следы

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны)

Песочный дождик

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Оборудование: Песочница.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец. Затем они меняются ролями.

Я пеку, пеку.

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, набор формочек.

Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

Заборчики

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, камешки.

Ход игры: Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. "Волшебные отпечатки на песке" Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т.д.

Песочные прятки

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, об-разного мышления, произвольности.

Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Первый вариант

Педагог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Кто к нам приходил?

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Оборудование: Песочница, набор формочек.

Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

Узоры на песке (1 вариант)

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..

Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной по-следовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

Норки для мышки

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, совочек.

Ход игры: Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки ру-ками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

Узоры на песке

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..

Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной по-следовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

Угадай на ощупь

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.

Отгадай загадку

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песоч-нице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.

«Знакомство с мокрым песком»

Задачи: развитие тактильных чувств, внимания, воображения, навыков расслабления.

«Здравствуй песок»

 (Шиманович Ю.)

Песочная Фея: В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит? (Психолог делит песок на 2 части и показывает способы увлажнения песка).

«Ручеек течет» - взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» - другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Психолог обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок.

Песочная Фея: Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры – вы превратились в волшебников строителей.

Упражнение «Заполни песочницу»

Предложить заполнить песочницу самому. Показать, как держать совочек.

Как перенести полный песком совочек в песочницу. Просыпанный песок собрал щеткой на совок

 Расширение словарного запаса: ведро, песок, совок, совок большой , совок маленький, щетка, название действий – набрать , снять лишний, пересыпать, подмести, разровнять песок.

Упражнение

«переноска предметов»

На поднос положил и перенес самостоятельно к песочнице контейнеры с фигурками и машинками. Цель упражнения - прямая – ребенок учится носить предметы. Косвенная – контроль и координация движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирование навыков социального поведения. Расширение словарного запаса: поднос, контейнеры, название действий – брать, носить, ставить, отнести обратно.

Пространство песочницы заполнил фигурками. Повторили названия животных и место обитания. Фигурки оставила в одном экземпляре, проявил беспокойство, куда делись остальные похожие фигурки. Достала оставшиеся фигурки ( Машинки, крабы, крокодилы, змеи). Посчитали сколько, каких фигурок одного вида. Заинтересовался и справился со счетом до трех. Показывал после заданного вопроса, кого сколько. Покажи трех крабов, покажи два крокодила.

Покажи много змей. Змей было больше пяти. Развитие сенсорного восприятия и отработка понятия длинный –короткий.

Сенсорные игры

Игра «Ныряние»

Погружение в песок рук («заныривание» ладонями). Руки двигаются сверху вниз. Игру можно проводить одной и двумя руками.

Два пловца, два удальца

 В море синее ныряют,

Два пловца, два удальца

В море ножками болтают

Игра «Дворник»

Закапывание в песок одной руки другой поглаживающими движениями («наметаем» песок одной ладонью на другую) и наоборот, осторожное очищение ладошки от песка.

Выходит дворник из ворот

И словно кисть, метлу берет.

И эту улицу, и ту

Метлой раскрасит в чистоту!

А. Орлова

Встанет дворник на заре

Подметет все во дворе.

И-и-и раз, и-и-и два —

У него в руках метла.

Игра «Отпечатки»

Оставлять на песке отпечатки ладонями, пальцами, костяшками, кулачками и др. Игру можно проводить одной и двумя руками.

Давай с тобой потопаем-потопаем, протопаем, как слоники (кулачками), как птицы (соединенными пальцами), как гусеницы (костяшками пальцев), как комарики (указательными пальцами)»

Игра «Тесто»

Поочередные движения: захват песка в кулачки, рубящие движения ребрами ладоней по песку, похлопывание ладонями по песку.

С мамой тесто мы замесим,

Чтоб испечь пирог нам вместе.

Нужно тесто поразмять,

Нужно тесто нам помять,

Нужно тесто порубить

И немножечко побить.

Игра «Змейка и червячки»

Провести по песку пальцами и ладонью волнообразные линии. Игру можно проводить одной и двумя руками.

Я — змея! —

Сказал Червяк.

А Змея:

Какой чудак!

Подрасти бы надо

Да набраться яда.

Д. Ильина

Игра «Крабики»

«Пробежаться» по песку всеми пальцами.

Игру можно проводить одной и двумя руками.

Глубоко на дне морском

Краб гуляет босиком:

Он натер сегодня пятку —

Целый день плясал вприсядку.

В. Кириленко

Игра «Человечки»

«Пройтись» по песку ладонями, а затем указательным и средним пальцами. Игру можно проводить одной и двумя руками.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Русская народная потешка

Игра «Гладь»

Разравнивание песка ладонями, пальцами, ребрами ладоней. Разравнивать можно, выполняя поочередные движения обеими руками или осуществляя их симметрично, т. е. выполняя одновременно.

Тишь да гладь,

В море бури не видать.

Только легкая волна Набежит издалека.

Игра «Дождик»

 Собрать песок ладонями, соединяя их в чашу, поднять над песочницей. Затем раздвинуть пальцы и пропустить сквозь них песок.

Дождик с самого утра Зарядил как из ведра.

Видно, КТО-ТО против правил В небе тучку продырявил.

Е. Ярышевская

Игра «Щепоть»

Брать понемногу песка в одну ладонь, а пальцами второй ссыпать его обратно в песочницу щепотью.

Суп варить я маме буду,

Посолить я не забуду.

Поперчили, посолили И на стол скорей накрыли.

Игра «Бульдозер»

 Соединить ладони у основания и раздвинуть пальцами наружу, образуя «ковш». «Ковшом» сгребать песок от себя. Затем, наоборот, соединить кончики пальцев, раздвинув ладони у основания, и сгребать песок к себе.

Кто над всклоченной землею Смело кучи разгребает?

Это маленький бульдозер Своим носом все ровняет!

М. Погарский

Игра «Горы»

 Развести руки в стороны, ребра ладоней положить на песок и начать двигать их друг к другу, собирая песок в гору. Получившуюся гору прихлопать ладонями. Затем ладони соединить и прорезать ими песчаную горку, разделив на две части. Отвести из этого положения ладони в сторону, разгребая песок. Если при этом дно песочницы не проявилось, повторить игру вновь.

Высоко стоит гора,

Покорить ее пора.

Мы полезем высоко,

Хоть идти нам нелегко.

Игра «Клад»

Предложить малышу закапывать ладонью или совком разные предметы, а затем раскапывать. Сначала это делают ребенок со взрослым. Потом один может закапывать «клад» для другого, а второй будет искать его. В качестве клада могут быть использованы теннисные шарики, крупные марблсы, шишки и др.

Мы копали и копали,

Вот так, вот так.

Ценный клад мы отыскали.

Вот такой, такой большой!

Игра «Следы-узоры»

На ровной поверхности песка катать рельефные шары и ролики, используя, например, обычный массажный мяч (его шипы оставят красивый узор на песке) или самостоятельно подготовленные материалы, например описанные ниже.

  • Из полимерной глины сделать шар, полый цилиндр и нанести на них выпуклый узор из тоненьких колбасок и колобков и/или углублений в виде бороздок. Полый цилиндр надевают на обычный карандаш, который удерживают двумя руками, водя рельефный цилиндр по песку.

2.Специальные грабельки-расчески, которые можно сделать самостоятельно. Для этого можно использовать прочный тонкий пластик. Например, крышку от пластикового контейнера разрезать на две части, с одной стороны каждой части вырезать зубья разной формы и размера. «Причесывая» песок такой расческой, можно оставить разные узоры.

3. Игрушка-волчок, заводная игрушка, неваляшка, щетка с

жесткой щетиной.

Практические игры

Игра «Огородники»

Игра проводится в юнгианских песочницах. Предложите малышу набор инструментов: лопатки, грабельки, совки, палочки. Работа с ними может носить свободный характер. Важно, чтобы малыш попробовал работать каждым инструментом. Обыграть ситуацию можно введением сюжетного компонента. Для этого можно использовать небольшие муляжи овощей, также их можно сделать из соленого теста или полимерной глины.

Роет норку хитрый крот.

Он копает огород.

Роет здесь И роет там.

В середине,

По бокам.

Е. Улъева

Игра «Пекари»

 Проводится в юнгианской песочнице с влажным природным песком или на любой поверхности с кинетическим песком. Оставлять отпечатки на влажном песке с помощью открытых формочек для вырезания плоских фигурок из теста, строить куличики с помощью формочек для песка или выпечки. Получившиеся фигурки из влажного песка можно украшать, разрезать, устанавливать друг на друга. Дополнительные возможности для подобных игр предоставляет кинетический песок, из которого можно катать колбаски и разрезать их, раскатывать скалкой в лепешки. Куличики из такого песка легко превращаются в строительный материал. Из них можно сделать даже песочный торт.

Из песка пирог спечем,

В гости маму позовем,

Пригласим и вас, друзья,

Только есть пирог нельзя.

В. Орлов

Игра «Садовники»

Для игры лучше использовать настоящую землю, которую можно смешать с песком. Проводить игру как презентацию в Монтессори-педагогике.

Вариант 1. На подносе разместить пакет с грунтом, цветочный горшок, лейку с водой, совок, луковицу. Показать детям, как аккуратно высыпать грунт, вырыть в нем ямку и поместить в нее луковицу. Затем присыпать луковицу грунтом и полить.

Вариант 2. Высевание семян салата, фасоли (предварительно проросшей), пшеницы и др. Результаты обязательно показать детям на следующем занятии и продолжить уход за растениями.

Игра «Маляры»

Предложить малышам разровнять песок с помощью разравнивателя для блинов, строительной терки (гладилки). Аналог последней можно сделать самостоятельно: к небольшой ровной пластиковой крышке (можно взять и небольшую разделочную доску) прикрепить ручку в виде пластикового шарика. Такую ручку малыш обхватит всеми пальцами, готовясь к правильному захвату письменных принадлежностей.

На ровной поверхности можно оставлять следы малярными кистями, рифлеными терками, обычными и зубчатыми шпателями, шпатлевочными лопатками. Можно использовать как настоящий инвентарь, так и детские наборы с инструментами.

Закончить «малярные» работы можно «облицовкой». Заранее нужно приготовить одинаковые квадраты из пластика или силикона, которые будут представлять собой керамическую плитку. На ровную поверхность песка выкладывать плитку впритык друг к другу. Излишки песка между швами осторожно убирать инструментом.

Маляры и плотники —

Нужные работники.

Тут закрасим, тут забьем И построим новый дом.

Игра «Папины помощники»

 Для игры использовать набор игрушечных инструментов или предметы-заместители. Игру проводить в юнгианской песочнице на влажном песке. Молоточком забивать колышки или гвоздики, отверткой вкручивать болтики в песок.

Молоток в хозяйстве нужен,

Он с гвоздями очень дружен.

Я гвоздочки забиваю,

Маму с папой забавляю.

А с отверткою в руке Сам себе я нравлюсь.

Наяву, а не во сне,

С любой задачей справлюсь.

С. Чертков

Творческие игры

Игра «Рисование из кулачка»

Вариант 1. 

Набрать в кулак песок и медленно его высыпать. Руку при этом приподнимать и опускать. Пусть малыш увидит, что песок ложится по-разному. Чем ниже рука, тем более темным и плотным получается изображение, чем выше — тем размытее и прозрачнее. Усложнить игру можно, если показать малышу, что песок можно сыпать в виде линий, каракулей. Под световой стол или поднос с прозрачным дном можно помещать изображения (прямая линия, круг, зигзаг и др.). Малышу будет интересно их засыпать, обводя и одновременно тренируя свою руку. Показ и действия ребенка можно сопровождать присказкой:

Кулачок-волшебник, ты рисуй, рисуй, рисуй!

Кулачок-волшебник, нам кружочек нарисуй!

Кулачок-волшебник, нам полоску нарисуй!

Кулачок-волшебник, ты зигзаг нам нарисуй!

Кулачок-волшебник, ты квадрат нам нарисуй!

Вариант 2. 

Набрать в кулак песок и высыпать его сквозь пальцы. Кулак при этом обращен пальцами к рабочей поверхности.

Игра «Капельки»

Нанести фон на рабочую поверхность. Выполнять отрывистые тычковые движения пальцами рук.

Дождик прошел вдоль дорожек —

Стали дорожки в горошек!

А. Орлова

Игра «Точки — запятые»

Нанести фон на рабочую поверхность. Поставить указательный палец на поверхность и покрутить им так, чтобы песок разъехался в стороны, убрать палец. Так получается «точка». Если палец оставить и немного проскользить им в сторону — получится «запятая».

Игра «Волшебные отпечатки»

Положить на чистую рабочую поверхность предмет, лучше плоский (листок дерева, цветок, костяшку от домино, вырезанное из картона контурное изображение фигуры, животного и др.). Сверху нанести слой песка любым способом, стараясь не засыпать полностью предмет. Затем аккуратно поднять предмет и вместе с ребенком рассмотреть изображение. Можно его украсить, дорисовав с помощью разных техник. Например, барашку можно сделать завитки с помощью «точек» и «запятых».

Игра «Насыпашки»

 Перед началом расчистите рабочую поверхность. Предложите малышу сыпать песок на рабочую поверхность через сито. Можно предложить сита разного размера и следить за горкой растущего песка. Интересным заданием будет насыпание песка через самодельное фигурное сито. Им может стать обычный лист картона с прорезями или точками, которые могут быть расположены хаотично или образовывать узор.

Игра «Выдувашки»

Нанести на поверхность подноса слой песка. Взять трубочку для коктейля и осторожно дуть через нее над поверхностью песка, раздувая песчинки. Так можно сделать ямки и бороздки. Важно, чтобы малыш был аккуратен: не раздувал слишком сильно и не вдувал в себя песок. Трубочку нужно держать на расстоянии от песка и следить за действиями малыша.

Игра «Песочные карандаши»

Песочные карандаши представляют собой пластиковые прозрачные трубочки с ограничителем на конце, благодаря которому песок из них высыпается медленно. Остановить высыпание песка можно, прикрыв ограничительное отверстие пальцем. Если приобрести в торговой сети песочные карандаши нет возможности, можно использовать любые узкие пластиковые флаконы со срезанным дном, через которое легко засыпать песок, а ограничительное отверстие будет закрываться колпачком.

Игра «Нарядное солнышко»

Нанести фон на поверхность стола, подноса или разровнять песок в юнгианской песочнице. Помочь ребенку нарисовать пальцем или веточкой солнце (круг) с лучиками (полоски). Предложить нарядить солнышко — выкладывать марблсы, шишки и другие материалы на рисунок. Аналогичным образом можно наряжать изображения, доступные ребенку (осьминожки, человечки).

Солнце наряжается,

В гости собирается.

Скоро выглянет в окно,

Станет все вокруг светло!

В синем море осьминожки Разминали чудо-ножки,

Ножки, значит, разминали Да вприсядку танцевали.

Т. Маршалова

Палка, палка, огуречик —

Вот и вышел человечек,

А теперь добавим ножек —

Получился осьминожек!

Э. Успенский

Игра «Песочный театр»

Песочница используется как основа для кукольного настольного театра. Это очень удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Для демонстрации инсценировки лучше расположиться с песочницей на таком расстоянии от детей, чтобы они могли только смотреть и комментировать увиденное. А для включения интерактивного компонента лучше рассадить детей вокруг одной песочницы. Важно предоставить малышам возможность самим передвигать фигурки, проговаривать фразы из сказки. Особенно интересным будет разыгрывание на песке сказок, связанных с темой урожая: «Репка», «Вершки и корешки».

Интересными приемами и занятием поделилась Э. Ульянова в журнале «Дошкольное образование» [22]. Она сочетает одновременно психологические и педагогические задания в своем проекте «Песочный дворик». Песочница в ее занятиях — это и хранительница «секретов» (дети сами раскапывают материалы для сказки), и поле для разыгрывания сказки, и место для выполнения когнитивных заданий. Дети слушают сказку «Волк и семеро козлят», наблюдают за превращениями волка, участвуют в представлении сказки и попутно учатся сравнивать фигуры и формы с образцом, находить соответствие.

Исследовательские игры

Игра «Песочная мельница»

Понадобятся поднос, чаша с песком, пустая чаша, мельница для муки, совок и щетка. Игра проводится в традициях Монтессори-педагогики. Показать малышу, как пересыпать песок с помощью мельницы из чаши в чашу. Обращать внимание не только на практическое действие, но и дать возможность наблюдать за процессом. Просыпавшийся мимо песок собрать.

Игра «Песочный лабиринт»

Для проведения игры необходимо соорудить лабиринт из вертикально пластиковых прозрачных труб с воронками наверху, установленными на плоской поверхности, которая закрепляется на контейнере или подносе. Трубы должны быть прямыми и искривленными. Сделать его можно из прозрачных шлангов и воронок или прозрачных пластиковых бутылок. Горлышки бутылки образовывают воронки, из бутылок составляется труба. Преимущество такого материала не только в доступности, но и в том, что бутылки прозрачны, а это позволит малышу увидеть весь процесс перемещения песка по лабиринту. Лабиринт может быть из 3—6 перекрещенных трубок, которые начинаются воронками. Лабиринт лучше сделать большим по размеру в виде модульного оборудования и временно закрепить у одной из стен помещения. Малышу показывают, как засыпать в воронки песок, чтобы он скатился по дорожке и высыпался в контейнер или поднос. Помимо песка, можно опускать в трубы маленькие мячики, перышки, бумажные комочки, попкорн, каштаны, горох, небольшие кубики и др. Малыш будет иметь возможность сравнить скорость и способ передвижения разных предметов по лабиринту.

Игра «Весы». Разместить в песочнице или на подносе рычажные весы. Сыпать на обе чаши по очереди песок, добиваясь равновесия. Размещать на одной чаше камни или шишки, а на другую сыпать песок.

Игра «Магический песок»

Предварительно (за несколько дней до занятия) песок обрабатывается водоотталкивающим раствором, который придает ему новые свойства. Высыпая такой песок в прозрачную емкость с водой, можно наблюдать, как он приобретает замысловатые формы, а не просто осаждается на дно. Проводить такой опыт лучше после того, как дети попробуют насыпать в емкость с водой природный песок, а затем повторят процедуру с «магическим». Игра вызовет у детей еще больший восторг, если «магический» песок будет окрашен в разные цвета.

Игра «Песочные смеси»

Ранее уже был приведен пример того, как можно смешать желтый речной песок с пеной для бритья. Делать это можно вместе с детьми во время занятия. Детям особенно нравится, как из флакона появляется пена. Такая смесь хороша для тем «Стройка», «Раскопки», «Огород», «Осень».

Если взять белый песок, добавить пену для бритья и сухие блестки, то получится смесь, похожая на снег, сверкающий в лунном свете. Также «снег» можно получить из пены для бритья и пищевой соды. Из такого «снега» можно лепить фигурки в виде снежков, снеговиков и др. Также детям можно показать, как с «приходом весны тает снег» (на полученную смесь капнуть раствор столового уксуса). Делать это лучше не в интерактивном режиме, а в демонстрационном.

Игра «Жучки»

Проводить игру лучше за световым столом с песком. Для нее понадобятся магниты и металлические фигурки, например в виде жучков. Фигурки помещаются на столе, магниты — под столом. Фигурки передвигаются с помощью магнитов. Все дети могут делать это одновременно за одним столом. Магнит можно держать в руке или прикрепить его на обычную линейку. Детям одинаково будет интересно наблюдать за перемещением фигурок и следами, которые они оставляют.

Я веселый майский жук.

Я без дела не сижу:

Над землей кружу, кружу И жужжу, жужжу, жужжу.

А. Гришин

Игра «Рыбалка»

В игре используется игровой набор с магнитной удочкой и рыбками или аналогичный, сделанный самостоятельно. Игру проводить в юнгианской песочнице в сухом песке. Разместить в песке рыбок, не закапывая их глубоко. Показать малышам, как их «вылавливать» с помощью магнитной удочки: закидывать удочку в песочницу и водить ею по поверхности.

Ловись, рыбка озорная,

Ловись — малая и большая!

Ловись, окунь и судак,

Без тебя домой никак!

Обучающие игры

Игра «Деревенька»

Подготовить заранее сенсорный короб с макетом фермы. Для этого используйте разные фигурки: домашние животные, птичник, хлев, конюшня, загон для скота, заборчики, кормушки, поилки, деревья и др. В качестве дополнительных материалов можно использовать зерна кукурузы, овсяные хлопья, сухую и свежую траву или мелко нарезанную бумагу. (Аналогичные проекты можно увидеть в Интернете.) Показать детям макет фермы, рассказать о ферме. Можно доставать по одной фигурке домашнего животного, сопровождая стихами или загадками. Затем вместе с детьми находить место фигурке животного на макете фермы. Можно воспроизвести, как кричит каждое животное, проговорить, чем оно полезно для человека, чем отличается от другого животного. Можно выставить целую семью животных, проговаривая, как называют особ женского и мужского пола, детеныша. Например: «Это корова, она дает нам молоко, из которого делают сыр, творог, масло. Она будет жить вот здесь — в коровнике. А еще с ней будет жить бык и их детеныш — теленок». В конце ознакомительной игры можно дать прослушать детям аудиозапись голосов животных и попросить назвать или показать, каких животных это голоса. Голоса животных помогут детям более образно представить животное. Лучше начинать с тихой громкости, чтобы дети не испугались. Аналогичным образом можно познакомить детей с разными темами: «Пруд», «Морские обитатели», «Город», «Лето», «Зима» и др.

Игра «Чья тень?»

Вариант 1. Предварительно нанести с помощью формочек для песка контуры на влажный песок. Лучше использовать тематические наборы формочек. Например, на одном занятии геометрические фигуры, на другом — цветы, на третьем — животных и др. Одновременно в упражнении надо использовать 3—4 формочки. Попросить детей угадать, кто (что) изображен на песке, а только потом показать им формочки, чтобы они смогли себя проверить. Самым маленьким малышам следует сразу показать формочки и попросить найти на песке соответствующие им контуры. Если требуется, показать детям, как это сделать.

Вариант 2. Перед ребенком выкладываются несколько фигур. Затем малыш отворачивается, а взрослый делает отпечаток одной из них. Малыш должен догадаться, какой фигурой он сделан.

Игры «Выше — ниже»,

«Шире — уже».

 Строить с ребенком горки в песочнице любым способом, сравнивать, какая выше, какая ниже. При этом игра проводится в три этапа: сначала следует показ взрослого, потом ребенок показывает по просьбе взрослого высокие и низкие горки и наконец строит их сам по просьбе взрослого. С более старшими детьми можно выстраивать последовательность из 3—5 гор, от самой маленькой к самой высокой. Аналогичным образом познакомить детей с понятиями «шире» и «уже», разрывая в песочнице речки и ручейки.

Игра «Больше — меньше».

Предложить ребенку пластиковые стаканчики, значительно отличающиеся друг от друга по размеру. Делая из них куличики, акцентировать внимание малыша на том, что куличики разного размера: одни больше, другие меньше. Игру проводить в три этапа. При использовании кинетического песка куличики можно аккуратно выставлять друг на друга, образуя башню с самым большим куличиком в основании. Также можно попробовать сделать это наоборот, чтобы малыш увидел, как более крупные куличики рушатся при размещении их на маленьких. Одновременно можно использовать 3—5 стаканчиков.

Игра «Бусы».

Нарисовать на песке линию, показать, как на нее выкладывать шишки, марлбсы, гальку и др. Постепенно задание может усложняться. В качестве основы ребенку можно предлагать круг, квадрат, ромб, спираль и др.

Игра «Что это?»

Игра проводится с сухим песком. Показать и дать малышу потрогать несколько фигур, например шар, кубик и конус. Затем зарыть их в песке так, чтобы малыш не видел их точного расположения. Попросить малыша найти на ощупь шар, потом — кубик.

Игра

 «Цветной сенсорный короб»

Подготовить сенсорный короб с сыпучим материалом и различными предметами одного цвета. Для каждого цвета готовится отдельный короб. Если на группу изготавливается один короб, то можно организовать с ним игру по типу «Волшебного мешочка». Взрослый достает из короба все предметы по очереди, передает их по кругу и говорит их названия и цвет. Затем короб устанавливается в свободном доступе для детей. Во время свободной деятельности они могут играть с ним сами. Постепенно можно собрать «радужную зону» из разноцветных коробов: на каждом занятии добавлять по одному коробу.

Творческая деятельность

в работе с песком

Предложенные ниже творческие работы подойдут для последней части занятия с песком, а именно на этапе продуктивной деятельности. Также они могут стать частью любого творческого или комплексного развивающего занятия с детьми разного возраста. Перед тем как предложить их детям, педагогу необходимо опробовать выполнение работы.

Продуктивную деятельность с песком условно можно представить в виде аппликации и фрески, отпечатки и слепка, поделки.

Аппликация и фреска.

 Разноцветный песок (купленный в магазине или приготовленный самостоятельно) наносится на предварительно подготовленные самоклеящиеся листы бумаги, пробкового дерева, фанеры, обычного картона.

Отпечатки и слепки.

Для фиксации отпечатков и слепков понадобятся затвердевающие материалы: гипс, соленое тесто.

Поделки на основе песка чаще носят декоративный характер. Это всевозможные баночки с узорами из разноцветного песка, а также работы, которые демонстрируют процесс пересыпания песка: баночки с гелем и песком, песочные часы, калейдоскопы и др.

Песочная аппликация.

Вариант 1. Взрослый наносит на контурное изображение клей ПВА, а ребенок засыпает его сверху песком одного цвета. Затем лист картона или бумаги переворачивается для того, чтобы удалить излишки песка. Процедура повторяется несколько раз. Для каждого участка изображения используется свой цвет песка, что в итоге позволяет создать многоцветный и красочный рисунок. Этот вариант прост в подготовке, т. к. в качестве основы можно взять любую раскраску. Но есть свои недостатки: клей может растечься, смазаться, что приведет к искажению результата.

Вариант 2. Простые узоры из линий, что делает готовую работу похожей на витраж. В качестве основы могут быть использованы мелованный картон, пробка или фанера. На этот материал малярным скотчем наносятся перекрестные линии. Делать это можно прямо во время занятия вместе с детьми и родителями. Отдельные участки между скотчем покрывают клеем ПВА и посыпают цветным песком. После просыхания скотч аккуратно удаляется. Например, «Снежинка». На мелованный картон педагог наносит скотч в виде снежинки. Оставшаяся поверхность засыпается песком темного цвета, например синим. После удаления скотча получится изображение снежинки на ночном небе.

Вариант 3. Это наиболее трудоемкий вариант для педагога. Первоначально надо взять лист самоклеящейся бумаги или подготовить самостоятельно, для чего на обычный лист картона приклеить полосами двусторонний скотч. Поверх защитной пленки перенести крупный простой рисунок и вырезать по контуру канцелярским ножом. Во время выполнения поделки дети будут поочередно снимать защитную пленку с разных участков рисунка и покрывать их разноцветным песком. Также педагог может использовать уже готовые листы из творческих наборов.

Песочная фреска

«Имбирный пряник».

 Для работы понадобятся заготовки в виде сердечек, звездочек, кружков размером 9 12 см. Заготовка может быть выполнена из двух склеенных кар

тонных фигур, между которыми следует положить ленту, образовав петлю. За нее будет удобно держать основу в процессе работы, а также с ней готовая работа может стать елочной игрушкой или подвеской. Заготовку намазывают клеем с двух сторон и опускают в песок, следя за тем, чтобы песок равномерным слоем покрыл ее всю. Далее заготовки подвешиваются для просушки. На высушенные работы взрослые помогают детям нанести точки и линии с помощью клея ПВА, в который предварительно нужно добавить белую гуашь. При высыхании такая смесь даст объем и сохранит белый цвет, как глазурь на пряниках.

Песочная фреска «Фантазия».

Сделать узор из песка на подносе или просто хаотично насыпать песок разных цветов ровным слоем. Затем на полученный из песка узор взрослый кладет лист картона с самоклеящимся слоем (см. «Песочная аппликация. Вариант 3») и плотно прижимает его. Важно, чтобы максимальная часть детской работы сохранилась на клеевом слое.

Барельеф.

Для изготовления барельефов можно использовать фигурки, вырезанные формочками из пласта соленого теста. В качестве основы для барельефа подойдет плотная небольшая картонная тарелка. На нее сначала прикрепляются с помощью клея ПВА фигурки. Затем вся поверхность тарелки вместе с фигуркой покрывается клеем и все засыпается ровным слоем песка. Излишки песка удаляются.

Слепок «Дары моря».

 В качестве основы используются формы из силикона или фольги для выпечки пирожных. Дети складывают в них плотным слоем ракушки и гальку. Затем взрослые заливают формы смесью гипса и песка так, чтобы ракушки и галька были видны. После того как гипс высохнет, работу нужно протереть губкой, смывая лишний гипс с ракушек и камней. Готовая работа вынимается из формы и может украсить собой домашние полки.

Слепок «Моя ладошка».

Приготовить чашу с влажным песком. Плотно его утрамбовать. Оставить глубокий отпечаток ладошкой

ребенка в песке, помочь малышу осторожно убрать ладонь. Если отпечаток получился нечетким, можно повторить процедуру. В отпечаток залить гипс до уровня песка. Сверху накрыть силиконовой дощечкой или прихваткой, чтобы поверхность засохшего гипса была ровной. Готовую работу можно обработать наждачной бумагой и украсить цветным песком.

Слепок «Следы».

Намазать ножку или ручку малыша клейстером (клей, приготовленный из крахмала). Оставить отпечаток на листе картона. Быстро нанести сверху цветную соль или манную крупу. Перевернуть работу, чтобы стряхнуть излишки сыпучего материала. Для того чтобы работа была более интересной, можно сделать отпечаток из двух ступней так, чтобы они образовали собой сердечко или крылья бабочки.

Слепок «Отпечатки».

 Предварительно приготовить смесь: 0,5 стакана песка, 0,5 стакана кукурузного крахмала, 2 стакана соды, 0,5 стакана воды. Полученную массу варить на медленном огне, постоянно помешивая, пока смесь не загустеет до состояния плотного пюре. Затем остудить массу и завернуть во влажное полотенце. В таком виде ее сохранить до начала работы. Во время занятия массу раскатать, вырезать крупными формочками круги и овалы, в которых сделать отпечатки разными предметами, а также ладошками и ступнями ног ребенка. Далее работы запекать длительное время при низкой температуре в духовом шкафу. Или можно подержать их в микроволновой печи 30—60 секунд и оставить высыхать.

Поделка «Баночки-насыпушки».

Подготовить емкости, например прозрачные пластиковые баночки или флаконы. Для работы понадобятся разноцветный песок, самодельные бумажные воронки, клей ПВА, палочки (можно использовать макароны). Насыпать в емкость через воронку порциями песок разного цвета. При этом баночки можно держать прямо или под углом. Если разместить палочку в банку по краю, можно добиться того, что песок начнет осыпаться, образуя рисунок — засечки. С детьми достаточно сделать несколько засечек, т. к. другие рисунки будут для них сложны. Когда работа будет закончена, нанести сверху клей ПВА и/или закрыть крышкой.

Поделка «Песочные часы».

Для изготовления песочных часов надо взять два одинаковых прозрачных флакона. В крышках сделать отверстия так, чтобы при совмещении крышек они совпадали. На занятии дети вместе с родителями насыпают через воронку в один из флаконов песок, затем закрывают его крышкой. Сверху помещают второй флакон. Место соединения плотно обвязывается вощеным шнуром или бечевой, которая затем промазывается клеем ПВА.

Поделка «Океан»

Для поделки подойдет прозрачная бутылка или банка. В нее на 1/3 заливают воду, подкрашенную пищевым красителем. Добавляют немного песка и гальки, ракушек и др. Остальной объем заполняется растительным маслом. Можно добавить пару капель жидкого мыла. Затем бутылка прочно закрывается, крышка обматывается вощеным шнуром или бечевкой, промазывается клеем. Наклоняя бутылку, малыш увидит, как плавно перетекают в ней волны и покачивается все содержимое.

0
Аппликация «Большой дом»
Игра из фетра по ФЭМП «Пчелки»
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
26.01.2021

В блогах

ОПЫТ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕНО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Как у маленького деревца, еле поднявшегосянад землей, заботливый садовникукрепляет корень, от мощностикоторого зависит жизнь растенияна протяжении нескольких десятилетий,так взрослый должен...

«Креативность дошкольников и методы её развития»

Креативность – это способность к творчеству, которая может проявляться в самых разных видах деятельности. По мнению американского психолога Поля Торренса...

Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного...

Новое на сайте

Презентация для родителей «Что такое Лепбук»

Презентация для родителей «Что такое Лепбук»

Непосредственно образовательная деятельность по театрализации для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Сказочное путешествие»

Непосредственно образовательная деятельность по театрализации для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказочное путешествие» Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, позновательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Театрализованная игра строится на основе литературного произведения; сюжет, роли, содержание определяются...

Мультипликация, как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада

Мультипликация, как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада     «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». В. А. Сухомлинский. Сегодняшний мир...

Мастер класс «Открытка ко Дню победы»

Мастер класс «Открытка ко Дню победы» Мастер класс Создаем вместе с ребенком с ОВЗ открытку ко Дню Победы Материалы: - коктейльные трубочки, - гуашь, - лист картона, - трафареты, - клей.   Ход работы:  Прямо в небо пушки бьют. Это - праздничный салют. Бах, ба, бах...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог