детский сад

социально нравственное воспитание

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе : « Экскурсия в весенний лес»

Конспект

образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим

в старшей группе : « Экскурсия в весенний лес»

Актуальность занятия:

 Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер резвились под теплыми дождями, с восторгом шлёпая по лужам после грозы, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и с любого дерева всё, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. С раннего возраста ребенок должен знать, как нужно вести себя по отношению к окружающей нас природе, к её природным богатствам, знать к чему приводит безответственное, беспечное отношение к ней. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие. Воспитание у детей чувства ответственного отношения к природе, формирование знания о нормах и правилах поведения на природе является первостепенной задачей.

Цель: Формирование представления детей о весенних изменениях в природе и бережного отношения к ней.

Задачи:

Образовательные:

Расширить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; знакомить с разнообразием родной природы, закреплять знания о деревьях, птицах, насекомых, растениях

Развивающие:

Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Активизировать словарный запас. Развивать любознательность, творчество, инициативу.

Воспитательные:

Формировать представление, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её, закрепить знание вежливых слов и умение вести себя в лесу.

Основной дидактический метод: словесный и наглядный

Частные методы и приемы:  игровая мотивация, сюрпризный момент, беседа, объяснение, показ, похвала.

Дидактические средства обучения:

 демонстрационный материал: декорации - имитация леса; лягушка; картинки – силуэты с изображением весенних птиц; насекомых – паука, комара, жука, кузнечика, червяка, бабочки, муравья; «весеннее одеяло»; зеркало, клетка со скворцом; картинки цветов – первоцветов; подарки – птица (фигурка из бумаги), изображение солнца, капли воды, дождевого червяка, зеленых листочков; кормушка, земля, семена, бабочка.

Оборудование; Музыкальный центр, музыка , звуки леса, журчание ручейка

Ход занятия

1. Вводная часть 

Мотивация

 Воспитатель: Ребята!вы любите природу ? А хотите отправиться в путешествие в лес? Давайте сегодня с вами пойдем к лесу в гости. Вот смотрите – тропинка, идите по ней друг за другом.

Дети идут по тропинке и приходят в лес.

Воспитатель: Дети! Давайте поздороваемся с лесом, ведь мы пришли к нему в гости!

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь мы свои! (С. Погореловский)

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята! А какое сейчас время года? А как вы догадались? Да, снега уже почти нет совсем, видна земля, старые листья, и в лесу пахнет свежестью, весной. Давайте послушаем шум веток, пение птиц. Они как будто говорят нам «Здравствуйте дети, мы вам верим, что вы наши друзья, мы вам очень рады».

Воспитатель: Дети! Как здесь красиво! Поднимите головы вверх и понаблюдайте, что вы там видите? Правильно: деревья, на них птицы, небо, солнце.

Птицы возвращаются из теплых краев.

Воспитатель: А как вы думаете, почему?

А какие птицы вернулись? (грач, скворец)

А чем они сейчас заняты? Строительством гнезд. Скоро они отложат свои яйца и начнут высиживать птенцов.

Дети! А чем же они будут кормить своих птенцов?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно! Насекомыми! А каких насекомых вы знаете?

Ответы детей:

Игровая ситуация: В отсутствие детей положить под «весеннее одеяло» игрушки или картинки насекомых; кузнечика, лягушку. Детям предлагают посмотреть, кто прячется под одеялом.

Воспитатель: Кто же это? Что эти насекомые и животные делают здесь? Под одеялом из листьев они спят всю зиму, с осени, до весны.

Ой ребята, а здесь еще лежит конверт. Давайте откроем его и прочтем что же здесь написано. А здесь загадки! Наверное это лес хочет, чтобы мы его загадки отгадали:

Летит, пищит, ножки длинные тащит

Случай не упустит, сядет и укусит. (Комар)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Кто под нами

Вверх ногами

Ходит не страшится

Упасть не боится. (Муха)

На поляне, возле елок

Дом построен из иголок

За травой не виден он

А жильцов в нем миллион (Муравейник)

Физкультминутка:

Муравей нашел былинку

 Много было с ней хлопот

Как бревно взвалив на спину

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей

Он ползет уже с трудом

Но зато какой хороши

Муравей выводит дом.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите какое красивое дерево. Я вам сейчас про него загадку загадаю: Стоит Алена!

Платок зеленый

Гибкий стан

Белый сарафан. (Береза)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Береза. Давайте подойдем к березке, поздороваемся, обними ее. Вот какая она толстая и высокая. А что вы видите на ее ветках – это сережки так береза цветет.

Ой, ребята, смотрите, а береза то плачет, я у нее спрошу, что случилось. Береза рассказала:

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы

И капли сока, точно слезы

Текли прозрачною струей.

Воспитатель: А разве можно так вести себя в лесу?

Ответы детей:

Воспитатель: Дети смотрите береза плачет. Стекают по белым стволам прозрачные сладкие слезы. Это березовый сок. Березовый сок вкусный и полезный напиток. Но брать его надо очень осторожно и понемногу. Если отверстие сделать большим, то потеряв много сока дерево погибнет. Сделанное отверстие надо обязательно замазать глиной, землей или пластилином. Давайте березу полечим.

Дети замазывают рану пластилином.

Воспитатель: Ребята! Береза хочет нас отблагодарить и напоить березовым соком.

Дети пьют сок и благодарят ее.

Воспитатель: Ребята, а давайте подарим березе подарки, которые мы взяли с собой.

Дети по очереди вешают подарки на березу.

1 ребенок: Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги) она будет тебе другом и спасет от гусениц.

2 ребенок: Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает расти листьям.

3 ребенок: Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.

4 ребенок: Я дарю тебе дождевого червя, пусть он сделает землю плодородной и она будет кормить тебя.

5 ребенок: Я дарю тебе зеленые листики, пусть у тебя их вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать

Дети, а давайте с вами поиграем, подарим березе солнечные лучики.

Игра «Солнечные лучики» (с помощью зеркала пускают солнечные зайчики, а дети ловят их).

Воспитатель: Ребята! Береза мне что-то шепчет, она говорит нам спасибо за подарки. Мы ей ответим волшебными словами.

Дети отвечают: На здоровье; Пожалуйста; Не за что

Воспитатель: Ну а мы пойдем дальше по лесу. Посмотрите, а в лесу уже появились первые цветы! Полюбуйтесь как здесь красиво! Что вам здесь понравилось? Чем вам хочется полюбоваться? Какие первые цветы вы знаете?

Дети отвечают: Это мать-и-мачеха, одуванчик, медуница, подснежник.

Воспитатель: Правильно! Это первоцветы! А как вы думаете, почему их так назвали.

Дети: отвечают

Игра «Цветы»

Ребенок: Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок

Дети – цветы: Не хотим, чтоб нас сорвали

И цветы из нас сплетали

Мы хотим вот здесь остаться

Будут нами любоваться.

(Дети – цветы разбегаются, водящий их ловит)

Воспитатель: Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок

Если все, и я, и ты

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны –

И не будет красоты!

Воспитатель: Ой, дети, послушайте, я слышу, как будто кто-то плачет.

Появляется мальчик, который несет в руках клетку со скворцом.

Воспитатель: Ребята посмотрите, это плачет скворец, который сидит в клетке. Дети! А это наверное тот мальчик, который сломал ветку у березы. Дети! Давайте попросим мальчика отпустить бедную птицу на свободу.

Дети: просят вежливыми словами.

Мальчик: Не отпущу, он такой красивый и так красиво поет. Унесу его домой, пусть поет мне одному.

Воспитатель: Ой – ой – ой! Ребята, какой мальчик, он не знает как вести себя в лесу, и не знает, что ловить птиц нельзя, и нельзя сажать их в клетки; не знает почему нельзя ломать ветки, топтать траву и рвать цветы. Давайте ему расскажем.

Дети: Птицы очень важны для леса, они едят гусениц, червяков, жуков, которые вредят лесу. Ведь если птиц не будет, деревья и травы погибнут. Зимой для птиц нужно вешать кормушки, чтобы в морозные дни они не голодали и не погибали от холода.

Дети также рассказывают мальчику почему нельзя рвать цветы, ломать ветки и т.д.

Воспитатель: И поэтому мы просим тебя отпустить скворца. Ведь хорошо воспитанные дети себя так не ведут.

Мальчик не хочет их слушать и качает головой.

Воспитатель: Давайте его попросим вежливыми словами.

Дети: Пожалуйста, будь так добр, будь любезен, ты же хороший, добрый мальчик.

Мальчику понравились волшебные слова и он согласился.

Мальчик: Теперь, я буду добрым и так уж и быть отпущу скворца, и ветки деревьев больше ломать не буду. А вы будете со мной дружить?

Воспитатель: Если ты будешь хорошо себя вести с нами, то будем. Ребята! Давайте возьмем его с собой в наш детский сад. Ну, а нам пора возвращаться, давайте пойдем по тропинке и вернемся в детский сад.

3. Заключительная часть ?

Рефлексия

Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие, мы приехали в детский сад. Давайте вспомним, что интересного мы видели в лесу Что вам особенно запомнилось? Понравилось ли занятие. Что больше всего понравилось?

Эмоционально- оценочная рефлексия: А сейчас кому было интересно возьмёт красное яблоко, кому было скучно желтое, а кому совсем неинтересно зеленое.

Раздаёт яблоки и благодарит детей.

Литература:

  • Акимова Ю. «Дождик для клена» - Обруч. №5 2005 с 19-22
  • Маневцова Л.М. Листок на ладони /Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ Под ред. Л.М. Маневцовой : СПб.: Детство – Перс, 2003 – 112с
  • Николаева. С.Н. Как приобщить ребенка к природе.- М. 1993 – 64с
  • РыжоваН.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000
  • СоломенниковаО,А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа. 5-6 лет. ФГОС. Издательство: Мозаика-Синтез, 2016 г.

6. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е.Вераксы, Т. С.Комаровой, Э. М.Дорофеевой. — Издание шестое (дополненное), испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. - С. 336. 

0
Рабочая программа кружка «Дружные ребята» ...
Мы делаем все необходимое, чтобы дошкольное обра...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
12.05.2021

В блогах

Сценарий утренника младшая группа 8 марта "Маша и медведь"

Праздник 8 Марта для детей 2 младшей группы 2018г.   «Маша и медведь»  Составитель: Глазырина А.А. Действующие лица: Взрослые: Мама- З.Я., Бабушка-родительница,     Медведь- Т.Г., Заяц-ребенок...

День весёлых Лягушат

День весёлых лягушек! (развлечение для детей средней группы в бассейне) Инструктор: Ребята, а сегодня - день лягушек, День весёлых попрыгушек! Вы не знали? Это странно...

Мастер-класс по каратэ

Sample Image

Цели: 1. Знакомить детей и родителей с новыми видами спорта. 2. Расширять кругозор детей о спортивных играх и упражнениях. 3. Прививать любовь...

Новое на сайте

Проектная работа «Игровые технологии - пальчиковые игры в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации»

Проектная работа «Игровые технологии - пальчиковые игры в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации»

Использование современных технологий в экономическом воспитании дошкольников (Из опыта работы)

Использование современных технологий в экономическом воспитании дошкольников (Из опыта работы) Цель: Познакомить педагогов с современными технологиями экономического воспитания дошкольников, научить применять их в работе. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной...

Конспект занятия по математике для второй младшей группы «Путешествие колобка»

Конспект занятия по математике для второй младшей группы «Путешествие колобка» Программное содержание: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный, короткий, длиннее короче, одинаковые по длине. Упражнять в умении находить один много предметов...

План выступления на педсовете

План выступления на педсовете 1. Тема: "Конструирование из природного материала" Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка неповторимы, таят в себе необыкновенные тайны и имеют свою, только им присущую форму. Способность проникать в...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог