конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»
Цель:Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе.Задачи:
Образовательные
1. Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности2. Закреплять знания детей о форме и значении листьев для дерева.
Развивающие
3.Развивать у детей творческие способности, внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.
Воспитательные
4.Воспитывать любознательность.
Материалы и оборудование:
Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
Листья зеленые и других цветов.
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.
Кисточки, краски, ½ альбомного листа по количеству детей.
Методы и приемы:
-сюрпризный момент
-практический
-наглядный
-словесные: беседа, художественное слово
- проблемно-поисковые вопросы
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Динамическая пауза «Мы листики осенние» |
Игровая |
«Как листья опадают» |
Познавательно - исследовательская |
Исследование строения листа с помощью лупы, опыт «Почему лист зеленый» |
Коммуникативная |
Беседа «Осень — какая она» |
Продуктивная |
Рисование с помощью осенних листьев «Осенний лес» |
Организация и проведение НОД
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, я профессор «Почемучкин» и сегодня приглашаю вас к себе в лабораторию Почемучек. В моей лаборатории Почемучек можно проводить различные опыты. Но сначала послушайте историю о таких же детях, как вы, только из другого детского сада.
В одном детском саду вышли дети утром на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили:
-Что случилось?
-Ничего особенного! Просто закончилось лето! - улыбнувшись, сказала воспитательница. - На дворе осень.
-А и правда! - расстроено сказал один мальчик.
- Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер. День стал короче.
- Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему! И они начали разговор про осень...
А вы, ребята, как считаете? Объясните, почему вы так считаете. (Если дети затрудняются, воспитатель использует наводящие вопросы: «А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы?)
2. Основная часть
Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором — лупой. Прошу вас, проходите в мою лабораторию занимайте места.
Исследование строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Верхняя поверхность листа. вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку своего листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Ребята, листочки можно не только рассматривать, но ещё в них превращаться. Я открою вам секрет, ведь я непростой профессор, а ещё немного волшебник. Подходите ко мне, сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в осенние листики: раз, два, три повернись, в осенний листик превратись!
Динамическая пауза «Мы листики осенние»
Мы листики осенние,На ветках мы сидели,(Плавное покачивание руками вверху над головой)
Ветер дунул - полетели,Мы летели, мы летели(Руки в стороны, движения с плавными взмахами)
И на землю тихо сели.(Медленно присесть на корточки)
Ветер снова набежалИ листочки все поднял.(Встать, руки в стороны)
Закружились, полетели(Бег с плавными взмахами рук)
И на землю снова сели,(Присесть)
Вы были очень красивыми листиками, теперь слушайте слова: раз, два, три повернись, в ребёнка снова превратись! У меня для вас есть следующее задание, занимайте места за столом.
Опыт «Почему лист зеленый?»
А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Вы хотите увидеть это вещество? Как же с помощью данных предметов можно это сделать? (Если дети затрудняются, воспитатель помогает найти решение)
Взять листочек и вложить его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучать по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (На ткани появились зеленые пятна.) Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет.
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается и наконец пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Оранжевые, красные, коричневые.)
Но вернемся к нашей истории.
-Все что вы рассказали про осень, очень интересно, — объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха.
А тем временем сильным порывом ветра во дворе подняло в воздух пыль и опавшие листья.
- Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил.
А когда ветер успокоился, воскликнул:
- Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному? У меня в лаборатории Почемучек есть место, где можно поиграть и проверить какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружится.
Эксперимент «Как листья опадают»
- Для этого возьмите в руку лист, который вам понравился больше всего и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и по моей команде выпустите листик из пальцев. Посмотрим чей лист опустится на пол быстрее всех. (отметить самый «быстрый» лист, обратить внимание детей на его размер).
- Теперь посмотрим чей лист опустится на пол медленнее всех.
- Сейчас пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте чей лист кружился красивее всех.
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? (Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.
- Ох-ох-ох! - вздохнул мальчик. - И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь?
И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой.
- Смотрите, как много опавших листьев, - заметила одна девочка. - Это сколько же времени нам понадобится, чтобы прикрепить все листья?
- Не тратьте время зря, - посоветовала детям воспитательница. - Ведь наклеенные листья не помогут деревьям согреться. Более того, деревья вовсе не боятся холода. Но помочь им можно. Хотите узнать как?
- Конечно, хотим! - обрадовались дети.
- Возьмите грабли и соберите сухую листву в кучу вокруг ствола дерева. За зиму листва сгниет и станет удобрением для дерева. Весной, перед началом цветения дерева удобрение будет кстати.
Дети так и сделали. А потом пожелали деревьям хорошо перезимовать.
Как же можно ещё использовать осенние листья?
Я вам открою ещё один секрет: в моей лаборатории Почемучек с помощью осенних листьев и красок можно создавать разные красивые рисунки? Давайте с вами попробуем нарисовать с помощью наших листиков Осенний лес.
Рисование «Осенний лес».
Чтобы нарисовать листиком, нам нужно взять кисточку обмакнуть её в краску нужного цвета и нанести краску на наш листик. Теперь приложите листик к листу бумаги, прижмите его. Продолжайте делать дальше, чтобы у вас получился рисунок. Чего у деревьев не хватает? Дорисуйте стволы.
Изменилось ли у вас мнение об осени?
3. Заключительная часть. Рефлексия
Обобщение осенних признаков: стихотворение «Осень»
Осень, осень,(Трем ладошки друг о друга)
К нам пришла(Зажимаем кулаки по очереди)
Много красок принесла!(Ладони на щеки)
Листья желтые кружатся,(Плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся.(Ладонями поглаживаем колени)
Солнце нас уже не греет,(Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее,(Синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу птицы полетели,(«Птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится.(Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем(Имитируем по тексту)
И ботинки обуваем(Топаем ногами)
Знаем месяцы осенние:(Ладонями стучать по коленям)
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.(Кулак, ребро, ладонь)
Чем вам больше всего понравилось заниматься в лаборатории Почемучек?
Комментарии