конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»

Цель:Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе.Задачи:

Образовательные

1. Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности2. Закреплять знания детей о форме и значении листьев для дерева.

Развивающие

3.Развивать у детей творческие способности, внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.

Воспитательные

4.Воспитывать любознательность.

Материалы и оборудование:

Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья зеленые и других цветов.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.

Кисточки, краски, ½ альбомного листа по количеству детей.

Методы и приемы:

-сюрпризный момент

-практический

-наглядный

-словесные: беседа, художественное слово

- проблемно-поисковые вопросы

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза «Мы листики осенние»

Игровая

«Как листья опадают»

Познавательно - исследовательская

Исследование строения листа с помощью лупы, опыт «Почему лист зеленый»

Коммуникативная

Беседа «Осень — какая она»

Продуктивная

Рисование с помощью осенних листьев «Осенний лес»

Организация и проведение НОД

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, я профессор «Почемучкин» и сегодня приглашаю вас к себе в лабораторию Почемучек. В моей лаборатории Почемучек можно проводить различные опыты. Но сначала послушайте историю о таких же детях, как вы, только из другого детского сада.

В одном детском саду вышли дети утром на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили:

-Что случилось?

-Ничего особенного! Просто закончилось лето! - улыбнувшись, сказала воспитательница. - На дворе осень.

-А и правда! - расстроено сказал один мальчик.

- Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер. День стал короче.

- Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему! И они начали разговор про осень...

А вы, ребята, как считаете? Объясните, почему вы так считаете. (Если дети затрудняются, воспитатель использует наводящие вопросы: «А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы?)

2. Основная часть

Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором — лупой. Прошу вас, проходите в мою лабораторию занимайте места.

Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Верхняя поверхность листа. вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку своего листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Ребята, листочки можно не только рассматривать, но ещё в них превращаться. Я открою вам секрет, ведь я непростой профессор, а ещё немного волшебник. Подходите ко мне, сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в осенние листики: раз, два, три повернись, в осенний листик превратись!

Динамическая пауза «Мы листики осенние»

Мы листики осенние,На ветках мы сидели,(Плавное покачивание руками вверху над головой)

Ветер дунул - полетели,Мы летели, мы летели(Руки в стороны, движения с плавными взмахами)

И на землю тихо сели.(Медленно присесть на корточки)

Ветер снова набежалИ листочки все поднял.(Встать, руки в стороны)

Закружились, полетели(Бег с плавными взмахами рук)

И на землю снова сели,(Присесть)

Вы были очень красивыми листиками, теперь слушайте слова: раз, два, три повернись, в ребёнка снова превратись! У меня для вас есть следующее задание, занимайте места за столом.

Опыт «Почему лист зеленый?»

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Вы хотите увидеть это вещество? Как же с помощью данных предметов можно это сделать? (Если дети затрудняются, воспитатель помогает найти решение)

Взять листочек и вложить его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучать по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (На ткани появились зеленые пятна.) Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет.

Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается и наконец пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Оранжевые, красные, коричневые.)

Но вернемся к нашей истории.

-Все что вы рассказали про осень, очень интересно, — объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха.

А тем временем сильным порывом ветра во дворе подняло в воздух пыль и опавшие листья.

- Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил.

А когда ветер успокоился, воскликнул:

- Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному? У меня в лаборатории Почемучек есть место, где можно поиграть и проверить какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружится.

Эксперимент «Как листья опадают»

  1. Для этого возьмите в руку лист, который вам понравился больше всего и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и по моей команде выпустите листик из пальцев. Посмотрим чей лист опустится на пол быстрее всех. (отметить самый «быстрый» лист, обратить внимание детей на его размер).
  2. Теперь посмотрим чей лист опустится на пол медленнее всех.
  3. Сейчас пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте чей лист кружился красивее всех.

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? (Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.

- Ох-ох-ох! - вздохнул мальчик. - И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь?

И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой.

- Смотрите, как много опавших листьев, - заметила одна девочка. - Это сколько же времени нам понадобится, чтобы прикрепить все листья?

- Не тратьте время зря, - посоветовала детям воспитательница. - Ведь наклеенные листья не помогут деревьям согреться. Более того, деревья вовсе не боятся холода. Но помочь им можно. Хотите узнать как?

- Конечно, хотим! - обрадовались дети.

- Возьмите грабли и соберите сухую листву в кучу вокруг ствола дерева. За зиму листва сгниет и станет удобрением для дерева. Весной, перед началом цветения дерева удобрение будет кстати.

Дети так и сделали. А потом пожелали деревьям хорошо перезимовать.

Как же можно ещё использовать осенние листья?

Я вам открою ещё один секрет: в моей лаборатории Почемучек с помощью осенних листьев и красок можно создавать разные красивые рисунки? Давайте с вами попробуем нарисовать с помощью наших листиков Осенний лес.

Рисование «Осенний лес».

Чтобы нарисовать листиком, нам нужно взять кисточку обмакнуть её в краску нужного цвета и нанести краску на наш листик. Теперь приложите листик к листу бумаги, прижмите его. Продолжайте делать дальше, чтобы у вас получился рисунок. Чего у деревьев не хватает? Дорисуйте стволы.

Изменилось ли у вас мнение об осени?

3. Заключительная часть. Рефлексия

Обобщение осенних признаков: стихотворение «Осень»

Осень, осень,(Трем ладошки друг о друга)

К нам пришла(Зажимаем кулаки по очереди)

Много красок принесла!(Ладони на щеки)

Листья желтые кружатся,(Плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.(Ладонями поглаживаем колени)

Солнце нас уже не греет,(Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее,(Синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу птицы полетели,(«Птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.(Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем(Имитируем по тексту)

И ботинки обуваем(Топаем ногами)

Знаем месяцы осенние:(Ладонями стучать по коленям)

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.(Кулак, ребро, ладонь)

Чем вам больше всего понравилось заниматься в лаборатории Почемучек?

0
Консультация для родителей "Как правильно хвалить ...
Картотека дидактических игр для детей 4-5 лет
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
17.01.2021

Комментарии

Педагогика
30 декабря 2020
Дайте пожалуйста правильные ответы на ваш тесты

В блогах

Выпускной бал Презентация фильма: «Дом, в котором мы живем»

1-ведущий: -Дорогие гости, уважаемые родители! Ах, сколько раз в просторном зале Мы с вами праздники встречали! Но этот ждали столько лет! И вот настал...

МУЗЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ

    Чуткая  музыка  всюду  живет –                                                                  В  шелесте  трав,                                                            В  шуме  дубрав.    Только  прислушаться надо.                                              В.  Семерин Музыка для ребенка -...

Конспект НОД по экологии в старшей группе. Тема «Наши умные помощники — органы чувств»

Конспект НОД по экологии в старшей группе. Тема «Наши умные помощники — органы чувств» Задачи: 1.Cформировать у детей представление о различных средствах...

Новое на сайте

Конспект НОД в средней группе «Животные фермы»

Конспект НОД в средней группе «Животные фермы» Цель занятия: 1. Обобщить и систематизировать знания о домашних животных. 2. Совершенствовать навыки составления рассказа. 3. Прививать любовь к домашним животным. Методы: 1. Наглядные: рассматривание иллюстраций и беседа по ним. 2. Словесные: рассказ, вопросы, художественное слово. 3. Практические: изобразительная деятельность.   Ход НОД Воспитатель: Здравствуйте...

Периодизация психического развития в онтогенезе

Периодизация психического развития в онтогенезе Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным и общепризнанным...

Выпускной для подготовительной к школе группы «Самый лучший фильм»

Выпускной для подготовительной к школе группы «Самый лучший фильм» Атрибуты праздника: хлопушка, волшебный цветок – ромашка. Для игры: Портфели, тетрадки, карандаши, линейки, шарики, веточки цветов. Для сценки: платочек для бабушки, передник, для дедушки - тросточку, кепку. Герои: Пеппи Длинный...

Дидактическая игра «Укрась дымковскую игрушку»

Дидактическая игра «Укрась дымковскую игрушку» Настольная дидактическая игра «Укрась дымковскую игрушку», предназначена для детей 4-7 лет. Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и для групповой. Пособие развивает внимание, восприятие и логическое мышление. Цель: Продолжить знакомить детей с...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог