Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Подарки осени"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе

«Подарки осени».

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления детей об осенних природных изменениях;
  • закрепить знания детей о том, что осенью плодоносит большинство растений;
  • продолжать знакомить детей с внешним видом растений, качеством плодов;
  • закреплять знания детей об осенних месяцах.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к миру живой природы родного края;
  • воспитывать эстетические чувства.

Развивающие:

  • формировать экологическое сознание;
  • развивать творческие способности детей, логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Материалы:

  • муляжи;
  • иллюстративный материал с изображением фруктов, овощей;
  • шаблоны листьев;
  • разноцветные и простые карандаши;
  • ноутбук, мультимедийная доска, музыкальное сопровождение.
  • мультимедийный проектор, презентация «Осень».

Ход занятия

(Дети заходят в актовый зал под музыку А. Вивальди «Времена года»)

Воспитатель. Здравствуйте, ребята, рада вас видеть. Сегодня мы с вами поговорим, наверное, о любимой поре года многих. Это одно из самых ярких и красивых времен года. Как вы думаете, как оно называется? А чтобы вы уж точно не ошиблись, я вам предлагаю отгадать о нем загадку.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я - … (Осень)

Воспитатель. Молодцы. Сразу догадались. А какие еще признаки осени мы можем заметить уже сегодня? (Ответы детей) Конечно, вы все правильно подметили. (Стук в дверь) Ребята, кто это стучится? Сейчас посмотрим. (Воспитатель возвращается в комнату с коробкой, обклеенной разноцветными листочками). Интересно, кто бы это мог нам такую нарядную коробку оставить? (Ответы детей) Возможно, вы правы. А что внутри коробки? (Воспитатель смотрит внутрь) Ребята, да тут задания для вас. Вот послушайте: «Здравствуйте, ребята, я услышала, что вы так интересно обо мне говорите, и я вам припасла несколько заданий, которые вам необходимо выполнить, а выполнив их, вы от меня получите сюрприз. Осень» Вы оказались совершенно правы. Это осень решила нас порадовать. Ну, что, ребята, будем выполнять осенние задания? (Ответы детей). Тогда послушайте первое.

Дидактическая игра «Щедрая осень»

Воспитатель. Вам нужно правильно дать ответы на вопросы осени.

  • Какие подарки осени можно вынести из сада? (Фрукты: яблоки, груши, персики…)
  • Урожай каких даров осени собирают на огородах? (Овощи: картофель, свеклу, морковь…)
  • Что собирают осенью в поле? (Зерновые культуры: кукурузу, подсолнечник, рожь…)

Воспитатель. Так, с первым заданием вы легко справились. Действительно, осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают; капусту – срубают, картошку – выкапывают; огурцы, помидоры, перец – снимают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов. В лесу также очень много полезных и вкусных ягод, грибов созревает именно осенью. Их можно заготовлять на зиму: грибы солить, варить варенье и компоты из ягод.

Воспитатель.  Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы)

Воспитатель. А первый у нас какой месяц? (Сентябрь).

Воспитатель. Правильно, сентябрь. В этот период осень называют ранней. Дни стоят ещё теплые, созревают овощи на огороде, солнышко еще немного греет, люди собирают урожай, ещё цветут цветы, деревья начинают менять свою листву. Октябрь – это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени, после него наступает зима.

(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени: ранняя, золотая, поздняя)

Воспитатель. Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них? (Первая картинка солнечная, весёлая).

Воспитатель. А на второй картинке? ( Эта картина уже не такая весёлая).

Воспитатель. А на третьей картинке? (Хмурая, дождливая)

Воспитатель. Какое время года изображено на первой картине? А на этой?

Воспитатель. А какое время года на третьей картине? Почему, как вы думаете, про осень нарисованы три разных картинки? (Ответы)

Воспитатель. А вот и второе осеннее задание для вас. Загадки любите разгадывать? (Ответы детей) Замечательно, значит, вы с успехом справитесь с этим делом.

Загадки про фрукты и овощи

Само оно с кулачок,

 Имеет красный бочок,

Дотронешься — гладко,

А откусишь — сладко. ( Яблоко)

Этот фрукт, как неваляшка,

Одет в желтую рубашку.

В саду покой нарушив,

С дерева сорвалась… (Груша)

Она душистая такая,

Мякоть сладкая какая!

Полюбили мы отныне

Королев поля… (Дыни)

Сидит бабушка на грядках,

 Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук)

Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом…(Картошка)

В огороде есть жёлтый мяч.

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

 В нем вкусные есть семена. (Тыква)

 

Зеленые поросятки выросли на нашей грядке,

К солнцу — бочком, хвостики у них — крючком.

Наши поросятки с нами играют в прятки. (Огурцы)

За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь — гладкая,

Кушаешь — сладкая. (Морковь)

Вверху — зеленая,

Внизу — красная,

В землю вросла.

 А что же это? (Свекла)

В огороде все росла,

Сама маленька, бела.

Знает нотки “фа” и “соль”.

Ну, конечно же, … (Фасоль)

Хоть чернил не видал,

Фиолетовым он стал,

Гордый сам от похвал

Такой важный… (Баклажан)

Он бывает очень разный –

Зеленый, желтый, красный.

И жгучий он и сладкий,

Стоит знать его повадки.

Сам он главный среди специй!

Вы узнали? Это… (Перец)

В желтых пирамидках

Много зерен аппетитных. (Кукуруза)

Воспитатель. Вот сколько вкусностей в загадках приготовила нам осень. И все их без труда отгадали. А теперь вот третье осеннее задание, изобразительное.

«Нарисуй листочек по шаблону и укрась деревце».

Воспитатель. Ребята, вам нужно обвести свои шаблоны, чтобы на цветном листе получился контур листочка какого – то дерева. Давайте сейчас вспомним, какие деревья потеряли эти листики. (Клен, дуб, береза, тополь, рябина) Приступайте к заданию, ведь вам нужно свои листочки вырезать и прикрепить к тому дереву, с которого они слетели. (Дети обводят шаблоны, вырезают листочки, прикрепляют их к деревьям)

Воспитатель. Вот какие теперь яркие, нарядные, красивые деревья стали. А какие деревья вовсе не сбрасывают листья? (Хвойные) Как же называются их листочки? (Хвоя) Размножаются такие деревья тоже с помощью семян.

Воспитатель. А сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка «Осень пришла»

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она. (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла, и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна, (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась, (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Воспитатель. Ребята, вас ждет еще одно интересное задание. Осталось нам с вами вспомнить знакомые пословицы и поговорки об осени. Я буду начинать говорить их, а вам нужно будет продолжить ту или иную пословицу или поговорку, ведь мы их с вами знаем немало. Согласны? Слушайте внимательно.

Осенние пословицы и поговорки

Упал с дерева один лист – жди осени

Осенью и воробей богат.

Август варит, сентябрь — к столу подает.

Холоден сентябрь, да сыт.

Сентябрь без плодов не бывает.

Осень идет и дождь за собой ведет.

Не от добра дерево лист роняет.

Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.

Весной дождь парит, а осенью – мочит.

Придет осень, за все спросит.

Осень — запасиха, зима — подбериха.

Осень — погод восемь.

Воспитатель. Молодцы, нигде не ошиблись. Посмотрите, ребята, насколько разнообразно это время года. И напоследок мне бы хотелось прочитать вам стихотворение о хозяйке нашего мероприятия. А вы закройте глазки и представьте эту картину.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

 

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

 

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

 

Воспитатель. Как вы думаете, это стихотворение веселое или грустное? (Ответы детей) Почему? (Ответы) Молодцы, вы верно это подметили. 

А наше занятие окончено, но помните, что у природы нет плохой погоды, каждое время года прекрасно по – своему, поэтому мы все их любим.

                                                               (Звучит музыка А.Вивальди)

0
Сертификат
Обучение рассказыванию.
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
21.10.2021

В блогах

Конспект занятия по гендерному воспитанию детей "Дружат в нашей группе девочки и мальчики"

Конспект НОД по гендерному воспитанию детей. Образовательная область «Социализация». Тема «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» (старшая группа) Цель: создание условий для...

НОД в средней группе по теме: "Пожарная машина"

Конспект образовательной деятельности в средней группе по теме "Пожарная машина" Бочкарева Валентина Николаевна АНО ДО Планета детства "Лада"д/с № 198 "Вишенка" Цель:-...

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

 Время стремительно бежит вперед, ставя перед нами новые цели и задачи. Многое приходится переоценивать заново, на многие вещи смотреть иначе...

Новое на сайте

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы. Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс. Задачи. 1. Повысить...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, учить рассуждать, анализировать, делать выводы. Какие же опыты провести...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный...

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»