Методическая копилка воспитателя

Дорогие коллеги! Я рада поделиться с вами своим, хотя и не богатого, опыта. Буду рада если, что то вам поможет в работе из моего богажа.
Титова Татьяна Сергеевна воспитатель МБДОУ "Рябинка" города Черногорск ...

Конспект занятия по Хакасии для детей старшего дошкольного возраста: «Тема: «Путешествие по водоёмам Хакасии»

Цель. Создать условия для развития познавательного интереса посредством ознакомления с водоёмами Хакасии.
Задачи:
1. Познакомить со свойствами солёной воды и способами её обнаружения.
2. Развивать первоначальные умения использования обобщённых способов обследования предметов.
3. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
4. Воспитывать уважительное отношение к культуре хакасского народа.
В группу «Светофорики» приходит письмо от Бараша. Дети находят его на столе. Рассматривают и просят педагога прочитать его.
Ребята, а вы любите путешествовать. Предлагаю сегодня отправиться в путешествие.
Спрашиваю, как догадались о маршруте нашего путешествия. Какое сейчас время года? А после весны, какое будет время года? Что вы очень любите делать летом? (купаться)
Давайте отправимся в путешествие по водоёмам Хакасии. Какие водоёмы вы знаете?
Интересное путешествие получится, если рядом с нами будет экскурсовод. Выясняем, кто такой экскурсовод. Ребята, а среди вас найдутся такие? (Договариваются, что экскурсоводом будут сами дети знаете?
На чем можно, отправится в наше путешествие? (Пароход, лодка, плот.)
Какие вы знаете реки Хакасии? Давайте построим корабль и отправимся в путешествие по Енисею. Ребята, а давайте, что бы гости наши не скучали, пригласим их отправится в путешествие вместе снами с нами.
Воспитатель: Уважаемые гости приглашаем вас в путешествие по водоёмам Хакасии. Обещаем, вам не будет скучно.
Река Енисей.
Воспитатель: Енисей - самая многоводная река Хакасии. Река прорывается с шумом и грохотом сквозь каменные барьеры. Енисей зовут братом океана – такой он длинный и могучий, стремительный, бурный. На нём находится самая большая в мире Саяно – Шушенская ГЭС. Уважаемые гости может вы, что ни будь, добавите к моему рассказу.
Воспитатель: Уважаемые гости, а я хочу предложить послушать легенду .
У бога Солнца было шестнадцать сыновей. Послал он их посмотреть, нет ли такого места, где он не побывал. И пошли выполнять сыновья волю отца. На пути гора. Стали братья спорить, кому из них разрубить её. Долго спорили, а гора не с места. Рассердился бог и превратил сыновей в реку с шестнадцатью притоками, которая прорубает гору.
А теперь право руля, поплывём по реке Абакан.
Воспитатель: Стоп, машина! (А что случилось?) А пусть гости нам подскажут. Что не догадались?
Река Абакан не судоходна. На ней встречаются множество отмелей и порогов. Абакан образуется от слияния двух рек малого и большого Абакана. Она заполняется за счет таяния снегов и летних дождей.
Воспитатель: А мне очень нравится легенда о реке Абакан, послушайте её пожалуйста.
Давным-давно на земле Хакасии появился медведь-великан (аба). Он уничтожал скот, нападал на людей, держал в страхе жителей. Но вот в ауле вырос молодой алып (богатырь), который отважился вступить в схватку с гигантом-медведем. Долго они боролись. Наконец, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу. Шел день, другой. Он знал, что раненый зверь далеко не уйдёт. Однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, как содрогалась земля, когда он вырывал с корнями деревья, откалывал от скал огромные глыбы и бросал их вниз. Когда взошло солнце, смелый охотник двинулся по следу и вскоре увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала мощная струя, в которую вливались новые ручьи, постепенно образуя поток. Ниже он становился рекой. Абахан (Абакан), так стали называть эту реку местные жители, ибо по-хакасски «аба» — медведь, «хан» («канн») — кровь, т.е. «медвежья кровь»
Воспитатель: Зачерпнём воды из Абакана. Ну что ж раз нельзя плыть, продолжим путешествие на автобусе.
Музыкальная физминутка. «Мы в автобусе сидим»
Остановка «Озеро Шира»
Воспитатель: Во многих древних хакасских сказаниях озеро Шира упоминается как озеро, которое лечит многие болезни. Шира слабосоленое озеро. Озеро - содержит минеральные лечебные воды. Уважаемые гости, а вы знаете почему так озеро называется. Я сейчас расскажу вам об этом легенду.
Давным-давно жила на свете девушка Шира, молодая, веселая, необычайной красоты. Был у девушки жених, которого она очень любила. Но в девушку был влюблен злой Дух, и он захотел завладеть девушкой. Ее жених не собирался просто так отдать прекрасную невесту Духу, и вызвал его на дуэль. Долгой и жестокой была их битва, но, к сожалению, злой Дух оказался сильнее и убил жениха. Девушка Шира впала в отчаянье, она не хотела становиться женой Духа. Тогда она, пошла просить о помощи свою мать Солнце. Мать Солнце сжалилась и превратила прекрасную девушку в озеро. А ее жених теперь вечно лежит около своей любимой и охраняет ее. Видите, рядом гора, это жених.
Остановка «Озеро Белё»
Воспитатель: А давайте послушаем наших гостей, что они могут рассказать нам про это озеро. Самым большим минеральным водоемом Хакасии является озеро Беле. Беле состоит из двух частей Большого Беле и Малого Беле. Эти озера среднесолёные.
Воспитатель: Уважаемые гости, скажите, а почему около озера Белё не растут деревья. Давним – давно на том месте, где сейчас раскинулась озеро Белё, рос дремучий лес. Птицы и зверя в этом лесу было очень много. И была среди них одна огромная птица, крылья которой были такие сильные, что если задевали деревья, то выворачивали их с корнем. И звери, и люди очень боялись той птицы, но убить ее никто не могли. Потому что, когда она летала, от нее во все стороны лились горячие лучи. Кого они касались – тот падал замертво. Жил в тех краях богатырь, и пришли к нему люди с просьбой, чтобы избавил он их от этой огненной птицы. Подумал богатырь и согласился. С мастерил себе богатырь крепкий лук и стрелы. Отправился черной ночью в лес, чтобы птица его не видела. Вскоре услышали люди страшный грохот – то боролись богатырь и огромная птица. Убил он птицу, но и сам погиб. Упали они на землю – все кругом затряслось. А от той страшной птицы такой огонь начался, что небу стало жарко. Земля и лес загорелись, и стало так светло, что народ закричал: «Бело! Бело! Бело!» Много дней бушевал пожар и выжег вокруг все живое. Люди бежали оттуда, и все просили у богов прекратить пожар. Смилостивились боги и послали на землю ливни, потушившие огонь. А в том месте, где упали богатырь и птица, образовались огромные озера. Возлюбленная богатыря пришла на берег, где погиб ее друг, и горько заплакала. От ее слез одно озеро стало соленым. В наши дни озера так и остались сцепленными между собой, как в схватке,. И теперь,в этих краях не растут деревья, а в память о полыхавшем пожаре за озером закрепилось название – Белё.
Остановка озеро Тус
Воспитатель: Приглашаем полечится на озере Тус.Озеро Тус - это чудо природы , вода очень – очень соленая, вся соль даже не может раствориться. Горько-соленая жижа, купаясь в этом озере можно с легкостью читать газету. Говорят, что вода Туса лечит от всех болезней. Грязь этого озера используют тоже для лечебных целей. В воде можно увидеть плавающих маленьких красненьких рачков, не бойтесь их, они очищают воду от загрязнений.
Воспитатель обращает внимание на плавающего человека. Я вам расскажу интересную легенду.
Жили - были старик со старухой. Однажды старик отправился на рыбалку. Долго он ехал по степи. Наконец показалось озеро, где водилась рыба. Закинул старик сети, а сам отправился дальше. Ехал, ехал и увидел ещё одно озеро. А день был жаркий, и захотелось ему искупаться. Когда вошёл в воду, обнаружил, что вода очень солёная, что его тело выталкивает на поверхность. Прожил старик три дня – почувствовал, что перестала болеть спина, стал бодрым. Собрался в обратный путь.
А старуха уже волнуется – старика, что то долго нет. Вдруг, видит , скачет молодой всадник. Испугалась старуха. А всадник спрыгнул с коня по – молодецки и спрашивает:
- Что ты не встречаешь меня? Посмотри, сколько рыбы привёз!
А старуха отвечает:
Да ты ли, это старик? Что с тобой случилось? Почему ты стал опять молодым? Рассказал он ей всё, как было. Заспешила, заторопилась старуха к озеру. Старик на прощание просил её не задерживаться там больше трёх дней. Ждет старик три дня, неделю, вторую, а старухи всё нет и нет. И отправился он за ней. Подъехал к озеру , смотрит, а на берегу лежит маленькая девочка. Старуха так долго купалась, что превратилась в младенца.
Воспитатель: Зачерпнем воды из озера. Дети у нас два ведра воды, одно из реки, второе из озера. Выяснить, какая вода в реке, и какая в озере. Я разлила воду по контейнерам и теперь не знаю, где какая вода. Помогите мне , найдите воду из озера. В этом вам помогут яйца.
Опыт: две емкости по 0,5 литра. Одна ёмкость с чистой водой, вторая крепкий раствор поваренной соли ( 2 ст. ложки соли на 0.5 литров воды).
1.Опускаем туда яйца. Что произойдёт? В каком контейнере яйцо не утонуло? Как вы думаете ,в каком контейнере солёная вода? Почему?
Почему яйцо не утонуло?(Соленая вода имеет высокую плотность поэтому яйцо не тонет. )Показать на примере тонкой и плотной бумаги.
2.Исследование «Как ведут себя различные предметы в солёной и пресной воде» ( пластмас, дерево, метал)
Что произошло?( предметы плавают, так как они лёгкие)
Опускаем монетку в воду. Что произошло? (монетка тонет, так как тяжёлое.)
А почему яйцо не тонет в солёной воде?(оно живое и так же как человека удерживает на поверхности высокая плотность воды)
Что мы сегодня узнали о солёной воде и пресной воде? (Дети делают вывод опираясь на схему.)
Вот и закончилось наше путешествие. Что вам понравилось, о чём вы расскажите своим друзьям.

0
Конспект занятия по Хакасии для детей старшего дош...
Отчет о работе старшей группы № 2 за 2013-2014 уче...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
11.08.2020

Комментарии

Педагогика
07 августа 2020
никак
Педагогика
07 августа 2020
здравствуйте как можно получить ответы

В блогах

Путешествие колобка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» п.ПравохеттинскийНадымского района (МДОУ «Детский сад «Сказка») ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745...

Памятка для родителей "Как вести себя с "трудным" ребенком?"

Памятка для родителей «Как вести себя с «трудным» ребёнком?»   Как вести себя с агрессивным ребёнком?   Запрет, а тем более «ор» лишь усугубляет...

«Весёлое путешествие в страну Математика»

Цели: 1. Закреплять знания детей порядкового счёта в пределах 10 (прямой и обратный счёт).2. Учить составлять и решать простые задачи на...

Новое на сайте

Исследовательско-творческий проект на тему: «Чудесное лето»

Исследовательско-творческий проект на тему: «Чудесное лето» Участники проекта: - Дети средней группы «Умники», воспитатели, родители, младший воспитатель. Срок реализации: июнь 2020 – август 2020. Актуальность проекта: Лето – удивительная пора! Сколько радости приносят малышу игры с песком и водой, солнечные ванны...

Нравственно-творческий проект на тему: «День Победы»

Нравственно-творческий проект на тему: «День Победы» Участники проекта: - Дети средней группы «Умники», воспитатели, родители. Вид проекта: краткосрочный. Срок реализации: май 2020. Актуальность проекта: 9 Мая - эта победа и этот праздник великие, потому что они символизируют победу созидания над разрушением...

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Расширение знаний об овощах, фруктах, ягодах и домашних животных»

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Расширение знаний об овощах, фруктах, ягодах и домашних животных» Группа: разновозрастная. Цель: продолжать закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягод, узнавать их по характерному признаку- цвету, форме; продолжать закреплять знания детей о...

Экологический лэпбук «Секреты знахаря»

Экологический лэпбук «Секреты знахаря» Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у грибов? Ножка, шляпка, грибница. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог