Конспект занятия по экологии на тему: «Живет повсюду красота»
ГАУ СО СРЦ
«Возвращение»
г. Саратова
Конспект занятия по экологии на тему:
«Живет повсюду красота»
Специалиста по реабилитационной
работе с несовершеннолетними
Деминой Елены
Программное содержание: закреплять умение детей различать и называть первые весенние цветы, выделять характерные их признаки. Уточнить и систематизировать знания о месте произрастания растений и их значении в жизни насекомых и людей. Воспитывать осознанное бережное отношение к первоцветам, развивать творческое воображение, умение изображать цветы в технике граттажа.
Совершенствовать монологическую речь. Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями, правильно согласовывая слова в роде, числе и падеже.
Предварительная работа: чтение легенд о подснежнике, примуле и адонисе («120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких»), «Голубая перелеска» Н. Павлова, «Цветок-загадка» П. Дудочкина, «Первоцвет» Б.Александрова. дидактические игры: «Что за цветок?», «От какого цветка лепесток?», «Опиши цветок», «Узнай по описанию». Сочинение загадок о первоцветах. Рисование подснежников, декор. Цветов. Оригами: «Бумажные цветы».
Ход занятия:
Дети собираются вокруг специалиста.
-Ребята, вы никогда не задумывались, что такое красота?
Что красивого: в музыке? (звуки)
В картине (колорит красок)
У вазы – форма
У одежды – фасон.
Цветы – это тоже красота?
Игра «Хорошо – плохо».
(Цветы – это хорошо или плохо, что вам в них нравится и что нет?)
-Какое настроение возникает у человека, который видит что-то красивое?
Изобразите мимикой лица: удивление, восторг, радость.
Зачем нужна красота? (она приносит человеку радость)
Однажды, размышляя о красоте я услышала такую сказку, хотите я вам ее расскажу?
Садитесь поудобнее.
Кто знает давно это было или недавно. Может это было тогда, когда деды ваших дедов учились говорить первое слово, а может еще раньше. Но это было. А иначе откуда мог взяться этот обычай дарить друг другу цветы в знак любви и внимания.
А ведь когда-то все было иначе. В одно городе без названия ни на окнах, ни во дворах, ни на улицах не было ни одного цветка. Люди носили серую одежду, не слышалось ни шуток, ни смеха, ни песен. Это было еще ничего, но даже дети не играли во дворах, а чинно сидели у окон и глядели на улицу.
(Включается музыка)
Но однажды, в центре города на маленькой круглой площади появилась девушка с корзинкой цветов. (Входит девочка)
- Купите! говорила она.
- Зачем они нам. Разве из них можно сварить суп или приготовить жаркое.
- Купите, посмотрите какие красивые!
- Красивые! Да что в них красивого?
До самого заката предлагала цветочница прохожим цветы, а когда улицы опустели, присела рядом с корзиной и заплакала.
- Что случилось?
- Вот! Никто не купил ни одного цветка.
- А разве красоту можно продать? ЕЕ надо дарить. Подари мне цветок.
Но что же с твоими цветами случилось, они все рассыпались.
(цветочница плачет)
- Ребята, давайте поможем цветочнице собрать лепестки к серединкам цветов.
Игра «Собери цветок».
- А что за цветы у тебя в корзине, они такие маленькие, нежные?
- Не знаю! Я их только сегодня сорвала на одной поляне, им так холодно, ведь еще лежит снег.
- А я знаю – это первоцветы.
- Что такое первоцветы?
- Какие условия нужны для жизни первоцветов? (свет, влажная почва)
- А тепло? (этим цветам не обязательно много тепла, они очень стойкие и могут выдерживать заморозки)
- А что помогает цветам выстоять ранней весной? (корень, там скопилось много витаминов, необходимых для роста цветов и чтобы перезимовать). Зачем нужны первоцветы?
- Хорошо будет первоцветам дома в вазе? Почему? (они очень быстро погибнут)
- Что было бы, если мы все стали рвать первые весенние цветы?
Обобщение:
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы.
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
- Цветочница, а ты хочешь побольше узнать о весенних цветах, тогда я приглашаю тебя вместе с ребятами на поляну цветов.
Закройте глаза.
Был очень хороший весенний денек. Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был теплым. И никак не верилось, что весна только-только началась.
- Вот мы и на поляне. В такой день можно увидеть много цветов.
1. Показываю картинку с цветком примулы.
Ребята, расскажите про этот цветок.
Его еще называют «баранчиками», потому что листья его покрыты бархатистым пушком. Они мягкие на ощупь, как шерстка молодого барашка. А еще этот цветок называют «ключики», потому что цветы собраны как бы в связку ключей. Цветы желтые, яркие, высоко подняты на стебельке. Стебель высокий, выходит из прикорневых листьев яйцевидной формы с волнистыми краями. Листья богаты витаминами и могут быть использованы для приготовления салатов и супов.
Растение лекарственное. (легенда о цветах примулы).
2.Показываю ветреницу дубравную.
Листья небольшие, цветы белые с голубизной. Зовут ее так за то, что цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра. Растет на светлых полянах. Цветки закрываются на ночь и во время дождя. Цветок ядовит.
3.А сейчас послушайте загадку, кто отгадает?
В тенистых лесах,
На лугах заливных
Его мы встречаем
В разгаре весны
Когда зацветет красивый на вид
Но будь осторожен – цветок ядовит. (Чистяк)
Этот цветок растет в сырых леммах, лугах. Цветет в конце апреля. Листья округлые, сердцевидные.
- С каким растением можно спутать чистяк? ( с ветреницей дубравной).
- А как их можно отличить? (по лепесткам и форме листьев)
4. Мать-и-мачеха.
Растет в огородах, всюду, где есть невысокий бугорок. Весной стебель чешуйчатый, листья появляются, когда отцветут цветы. Называют ее так потому, что сверху листья гладкие и холодные, как мачеха, а снизу – мягкие и теплые, как мать.
Растение лекарственное.
5.Горицвет – Адонис.
Он назван так в честь юноши – Адониса, о котором сложена легенда. Это редкое, исчезающее растение. Оно занесено в красную книгу.
6.Медуница.
Это прозвище недаром
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка
От простуды излечиться
Вам поможет – медуница.
7.Подснежник.
Как появился подснежник? (легенда)
Ребята, а вы знаете, что цветы умеют танцевать, покачиваясь на ветру. Давайте и мы потанцуем.
Физминутка «Вальс цветов».
- Ребята, из чего состоит цветок? (корня, стебля, листьев и цветка)
Помогите разобраться от какого цветка листья, стебли и корни.
Игра «От какого цветка?».
Давайте придумаем свой необычный цветок. Вы закроете глаза и будете говорить стоп, а я буду считать.
- Как можно назвать такой цветок?
- Где его можно встретить?
- А я предлагаю вам нарисовать свой необычный цветок для нашей цветочницы.
Рисование граттаж.
- Спасибо вам за цветы, я их подарю жителям своего города.
До свидания (дарит рисунки гостям)
Сегодня мы с вами говорили о цветах самых первых, а на следующем занятии мы поговорим о «летающих цветах».
Комментарии