Воспитателем, как и художником, нужно родиться. Карл Мария фон Вебер

Конспект занятия "Маленьким детям - большие права"

Конспект занятия для детей старшей группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

Наталья Володина  Конспект занятия для детей старшей группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

Цель: Формировать основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся дошкольников.

Задачи: Образовательные:

  • Обобщить начальные правовые знания у детей.
  • Воспитывать правовую грамотность
  • Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав и обязанностей
  • Активизировать словарь по теме.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки.
  • развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей
  • Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать уважительное отношение друг к другу.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал для оформления «правовых островов», ключ (разрезная картинка с изображением места, где спрятан клад), сладкие угощения (в качестве сокровища).

Предполагаемый результат:

-Ребёнок становится более свободным, уважает себя и других людей, понимает их чувства, переживания, поступки, мысли. Понимает права и обязанности свои и других людей;

-Владеет терминологией по правовому воспитанию;

- Дети обладают знаниями, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы;

- У них выработаны установки: убеждённость в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше;

-Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами;

-Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов;

-Активизируются интересы детей и родителей в области прав и обязанностей.

Содержание организованной деятельности.

Зал красиво украшен, на стенах висят шары, плакаты с рисунками ребят, где изображены права детей

Организационный момент:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами

(слайд 1)

- Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни!

(слайд №2)

- Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы:

-На что имеют право и на что не имеют?

-Так появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

(слайд №3)

-А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка».

Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

-Теперь рассмотрим, какие есть у вас права.

-А для этого мы отправимся в путешествие!

-Давайте поделимся на две команды и попробуем посоревноваться в наших знаниях о правах ребёнка. За каждый правильный ответ командам будет вручаться часть «Ключа» (разрезная картинка, изображающая место расположения спрятанного сокровища). В конце путешествия мы соберём картинку воедино и нас ожидает сюрприз!

-Теперь выберем капитана и дадим название командам (предложить названия: 1-« », 2-« »).

-Ребята, смотрите что я нашла сегодня в почтовом ящике! Теперь у нас есть маршрутный лист! (вручить каждой команде карту, в которой отражены пункты назначения).

-Все готовы к приключениям?

Дети: -«Да!»).

-Ну что ж, теперь можно отправляться в путешествие по островам! Поплыли!

1.Остров: «Право на жизнь здоровое развитие»

- Давайте посмотрим что есть на этом острове? (ребёнок (пупсик в коляске), полезная еда в тарелочках (муляжи), элементы спортивного инвентаря).И попробуем отгадать к какому праву ребёнка это относится?

– Верно, ребята! Важнейшее право, которое имеют все дети на планете — право на жизнь и здоровое развитие.

- Поплыли дальше!

2. Остров: «Право на имя и гражданство»

-А тут что мы видим? (копия свидетельства на рождение)

Дети: - «Документ, свидетельство на рождение»

- Молодцы, ребята! Теперь давайте разберёмся для чего нужно нам свидетельство о рождении!

- Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет?

Дети: Благодаря родителям.

-Правильно!

-Дети, имена - это слова, но слова особые. Они значат очень многое.

На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении (показать ребятам документ).

Сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Какой?

Дети: Паспорт.

-Верно! Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя.

- А теперь я проверю, кто из вас знает свое имя, фамилию и отчество. Называем по очереди.

Ответы детей.

-Смотрим на нашу карту и плывём к следующему острову!

  • Остров: «Право на семью,

любовь и понимание со стороны родителей, семьи»

- Команды, что вы видите на этом острове (семейная фотография) ?

Ответы детей.

- А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете?

Дети: с мамой, с папой.

-Да, с родителями;

- А как одним словом можно назвать вас и ваших родителей?

Дети: Семья.

– в книге прав ребенка записано, что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи. Вот как, ребята!

- ну что ж, плывём дальше!

  • Остров: «Право на дом»

-Команды, что же мы видим на этом, 4-м острове (детский рисунок с изображением дома)?

Ответы детей.

- Молодцы! Дальше в книге ПРАВ РЕБЁНКА написано следующее: «Ребенок имеет право на дом».

-У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.

Люди даже сочинили пословицы о доме:

Без хозяина дом - сирота!

В родном доме и стены помогают.

Человек без угла, что птица без крыла.

-да, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.

 (слайд №6)

- Ребята, из какой сказки эти герои?

(ответы детей).

-Ребята, посмотрите на слайд кто здесь не прав.

- Лиса не имеет право выгонять зайца из его собственного дома. Она не права.

- Ребята, давайте немного отдохнём.

- Встаем все рассыпную.

Физкультминутка:

Каждый день у нас ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз.

Все присели, поднялись.

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку

И, конечно, очень важно,

Чтоб зарядку делал каждый!

- Смотрим в нашу карту. Плывём дальше?

5.Остров: «Право на образование (обучение)»

-Команды, посмотрите, что вы видите на этом острове (книга)?

Ответы детей

- Молодцы, ребята! Это книга! Все дети имеют право, на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения, чтобы вырасти очень умными, полноценными гражданами страны и приносить пользу государству.

- Кто знает как называется наша страна?

Ответы детей.

- А какую пользу мы с вами, ребята, можем принести родной стране?

Ответы детей (с помощью воспитателя).

- Какие же вы все молодцы, ребята! Двигаемся дальше! Что нам говорит наша карта?

6.Остров: «Право на защиту от жестокого обращения»

- Команды, что же мы видим на этом острове?

(слайд с изображением двух поссорившихся мальчиков)

Ответы детей

- Верно, ребята! Давайте посмотрим в нашу КИГУ О ПРАВАХ РЕБЁНКА.В ней говорится о том, что: «Дети имеют право на защиту от жестокого обращения».

– Ребята, давайте, вспомним знакомые сказки. В каких из них одни герои обижали других.(Три поросенка, Золушка).

- Что хотел сделать волк с поросятами?

- Как обижали Золушку?

Ответы детей

А в жизни можно так поступать друг с другом? Нет, конечно.

- Почему? 

(ответы детей)

-Плывём к следующему острову!

7. Остров: «право на бесплатную медицинскую помощь»

– Ребята, посмотрите, что это такое (игрушечная аптечка, муляжи лекарств, игрушечный автомобиль скорой медицинской помощи) ?

Ответы детей

-В КНИГЕ О ПРАВАХ РЕБЁНКА указано, что в нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

(слайд с изображением доктора Айболита)

- Скажите, пожалуйста, из какой сказки этот герой 

(ответы).

Что нужно сделать, если вы вдруг заболели?

(ответы).

Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (относиться бережно к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, побольше есть овощей и фруктов).

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит

Приходи скорей лечиться

И корова и волчица

И жучок, и червячок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

(слайд с изображением доктора Айболита со счастливыми, здоровыми зверушками)

-Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу.

Пусть дети живут, смеются звонко

Подрастают с каждым днем

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду Я!

8.Остров № “Права сказочных героев”.

-Я совсем запуталась, ребята…Команды, давайте попробуем разобраться вместе:

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на дом, на неприкосновенность жилища? 

(слайд с иллюстрацией к сказке“Ледяная избушка”). 

В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, имеет право на бесплатную медицинскую помощь? (слайд с иллюстрацией из произведения К.И.Чуковского“Айболит”). 

В сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» главный герой не воспользовался своим правом, продав азбуку. Кто это был и каким правом он не воспользовался? (Слайд с изображением Буратино, продающего азбуку)

- Верно, ребята! Это Буратино, он не воспользовался своим правом на образование

 Маугли в рассказе Д.Р. Киплинга живет в лесу вместе с дикими зверями. Можно ли считать его ребенком, имеющим равные со всеми права

-Верно, каждый ребёнок имеет право на дом, на семью.

 В какой сказке по отношению к трем братьям было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка)

- Плывём дальше, ребята! Впереди у нас последний загадочный остров

9.Остров: «Волшебный сундучок»

- Смотрите, ребята! Это волшебный сундучок!

-Давайте вместе поиграем с ним!

Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека. Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя Ст.1).

Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).

Книга - О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование).

Игрушечная семейка (мама и ребёнок) - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).

Остров № 10: "Музыкальный"

Ещё потренируемся, ребятки? Капитан какой команды вперёд отгадает о каких правах говорится в наших любимых песенках, той команде и достанется последняя часть элемента заветного ключа

Звучат отрывки из детских песен, ребята танцуют под музыку и угадывают о каких правах говорится в песне.

  • "Песенка мамонтенка" (право ребенка не разлучаться с матерью);
  • "Чунга-чанга" (право на отдых);
  • "Учат в школе" (Право на образование);
  • "Песенка львенка и черепахи" (Право на отдых);
  • "Танец маленьких утят" (Право на досуг)

Остров № 11 «Таинственный»

- Ой, ребята. Смотрите! Ещё один ребус для нас! Попробуем разобраться?

Задание: ответьте на вопросы, которые помогут найти связь вашей повседневной жизни с правами человека (подобрать парные картинки и таблички с помощью воспитателя):

Что я делал(а) сегодня? Как это связано с правами человека (какие права я реализовал)

1. Ночью спал (+картинка со спящим малышом);

2. Завтракал, обедал (+ картинка завтрака, обеда в детском саду, дома);

3. Смотрел телевизор (+картинка с изображением телевизора);

4. Читал книгу (+ картинка книги, читающего ребёнка);

Таблички:

1.Право на образование

2.Право на отдых и здоровье

3.Право на здоровье

4.Право на доступ к информации и СМИ

Ребята, теперь у нас ключ! Давайте посмотрим что у нас получилось?

Собирается пазл.

Команды находят свои сокровища.

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах вы сегодня узнали?(ответы).

Вывод: Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей

СПАСИБО, РЕБЯТА!!!

1
Сценарий праздника 8 Марта для детей старшей групп...
Мастер- класс для родителей по хохломе
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.06.2021

В блогах

Мастер – класс "Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр".

Мастер – класс "Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр". огромным фактором умственного  развития ребенка».  (П. П. Блонский) «Вы хотите, чтобы ваши...

Статья по логопедии "Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и...

Литературное развлечение для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие по миру сказок К.И. Чуковского"

Литературное развлечение для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие по миру сказок К.И. Чуковского" Цель: - определить уровень усвоения детьми...

Новое на сайте

Сказка «Лягушка – Певунья»

Сказка «Лягушка – Певунья» В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, в одном пруду жила - была Лягушка. И очень она любила по вечерам песни петь. Послушать ее собирались все жители водоема. Приплывала на бережок Старая Черепаха...

Методическая разработка «Подвижные игры на занятиях по физкультуре в летний период» (Авторская разработка)

Методическая разработка «Подвижные игры на занятиях по физкультуре в летний период» (Авторская разработка) Образовательная область: «Физическое развитие». Аннотация С наступлением летнего периода физкультурные занятия, зачастую, переходят на улицу, и возможностей для проведения различных, новых подвижных игр, у педагога становится...

Конспект занятия: «Масленица - проводы Зимы» (младшая группа)

Конспект занятия: «Масленица - проводы Зимы» (Младшая группа) Цели и задачи: Познакомить с праздником Масленицей. Создать чувство единства группы, доброжелательную атмосферу в детском коллективе. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание. Закрепить знания...

Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только лучше. Константин Станиславский. Театр как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильной...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог