Сайт для воспитателей детских садов




Автор Либельт Алина Эдуардовна пока ничего не указал(а) о себе ...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»

Актуальность. В дошкольном возрасте внимание акцентируется на реализации игровой деятельности, которая позволяет детям развивать духовный, физический потенциал, а также способствует формированию внимания, памяти, воображения, ловкости и т.п., то есть дошкольник развивается как личность. В процессе игровой деятельности происходят значимые преобразования в психике ребенка, что способствует подготовки к новым жизненным этапам, которые ребенок проигрывается в рамках игры.

Особое место у детей старшего дошкольного возраста занимает сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры относится к наиболее спонтанному виду игровой деятельности, при этом весь процесс игры строится на коммуникации, что положительно сказывается на развитии личности старшего дошкольника.

Сюжетно-ролевая игра позиционируется как вид игры, который строится на взаимодействии детей и взрослых. Данному виду игровой деятельности отличается следующими характерными особенностями:

- эмоциональная насыщенность;

- самостоятельная и активная позиция детей;

- творческий подход.

В процессе применения сюжетно-ролевой игра «Супермаркет» дети не только учатся правильно взаимодействовать с другими людьми в общественном месте, но и формируют представления относительно правил поведения в аналогичных местах. При этом в процессе игры дошкольники знакомятся с особенностями профессиональной деятельности продавцов, что способствует расширению социальных представлений детей.

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет».

Задачи:

  1. Знакомить детей с трудом продавца, кассира, администратора, охранника.
  2. Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде.
  3. Развивать навыки диалогической и монологической речи.
  4. Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, инициативы организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.

Целевые ориентиры (предполагаемые результаты): сюжетно–ролевая игра «Супермаркет» поможет детям развить фантазию, воображение. Формирует навыки играть в коллективе. Воспитывает уважение к работникам магазинов и супермаркетов.

Этапы работы по проекту, мероприятия по проекту:

Этапы

Совместная деятельность воспитателя и детей

Деятельность воспитателя

1 неделя – подготовительный этап

   Подготовительный

Обрисовка сюжетной канвы

Рассматривание иллюстраций с изображением здания супермаркета, кассы, продавцов, товаров.

Изучение методической литературы. Подбор информации о супермаркете, об обязанностях его работников.

Организационная работа

Чтение художественной литературы: стихи о профессии продавца.

Продуктивные виды деятельности: изготовление денег для покупателей и кассира, фото работников супермаркета на бейджики.

Беседы с детьми (с рассматриванием иллюстраций): «Что такое супермаркет?»

«Кто работает в супермаркете?»

«Что такое касса?»

«Правила работы с кассой».

Дидактические игры: «Ягоды-фрукты», лото «Магазин», «Найди свою покупку».

Придумывание воспитателем материала для игры: для кассира;

для охранника;

для продавцов.

Разработка конспекта игры «Супермаркет».

Работа с родителями

Изготовление совместно с родителями муляжи продуктов, стеллажи.

Консультации:

«Как привить ребенку дисциплину», «Создаем условия для игры в супермаркет дома».

2 неделя – Основной этап

           Основной

Систематизация информации

Организация игрового пространства:

Касса (бумажные купюры, мелочь, пакеты).

Отдел «Овощи-фрукты» (муляжи овощей и фруктов).

Отдел «Сладости» (муляжи шоколадок, конфет, печенье, торта, пирожных).

Отдел «Напитки» (коробки из под чая, сока, напитков).

Отдел «Хлебобулочный» (разные выпечки из соленого теста).

Отдел «Молочный» (упаковки из под молока, стаканчики для сметаны, баночки от йогуртов).

Обеспечение  руководства. Подготовка фартуков и бейджиков для работников супермаркета.

Игровая деятельность детей

Повторение диалогов продавцов, кассира с покупателями.

Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета.

3 неделя – Заключительный этап

Разыгрывание сюжетно-ролевой игры «Супермаркет». Повторение правил поведения в общественных местах.

Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.

                                                 

Анализ игры:

Тема: «Супермаркет».

Игровой замысел: игра в магазин, где основное внимание уделяется отдельным ролям основного плана.

Содержание и сюжет: детям предлагается обыграть следующие сюжеты: 1. Работа каждого субъекта игрового процесса (администратор, кассир, охранник, продавец. покупатели). 2. Покупка необходимого товара.

Построение ролевого диалога

Администратор  

Распределяет товар по отделам, следит за порядком.

Продавцы

Общаются между собой о количестве проданных товаров, их качестве

Покупатели

Рассказывает о качестве предлагаемых товаров, рекламируют их, советуют что купить

Роли, атрибуты: одежда: для продавцов-консультантов, охраны, покупатели; бейджики, касса, деньги, чек, ценники, весы, картинки  с изображением отделов, кошельки, сумки, игровое оборудование для отделов «Хлебо-булочный», «Сладости», «Овощи-фрукты», «Молочный», «Соки».

Конспект игры

 Ребята,  мы будем сегодня играть в игру «Супермаркет». Но перед игрой хотела бы узнать:  Вы были в супермаркете?  С кем вы были?  В каком  супермаркете были?  Что там продается?  Кто работает в супермаркете? (Администратор - делает заявки на получение товаров, беседует с покупателями о том, какие товары они ещё хотели бы покупать в их магазине. Кассир - «выбивает» чек, проверяет весь ли товар оплачен, вручает чек покупателю, берет с покупателя деньги и выдает сдачу. Покупатель- приходит в магазин, сообщает продавцу, что бы он хотел купить, беседует с продавцом о качестве товара, расплачивается с кассиром деньгами) .

Дальше воспитатель задает вопросы с помочью показа:  Что это?  (Это касса. Это чек. Это деньги.) Молодцы!

А сейчас отгадайте мои загадки:  1.В магазине папа с Настей

                                                                  Покупают к чаю сласти.

                                                                 Шоколадный торт «Причуда»

                                                                  Очень любит тётя  Люда.

                                                                  Три эклера, пять колец

                                                                  Завернул им ….продавец.

  1. Носит он тяжелые грузы,

                                                                 Будь –то мебель иль арбузы.

                                                                 Утром ведь он рано встал,

                                                                  За день очень он устал.

                                                                 «Дайте кто-нибудь мне стульчик»-

                                                                   Скажет вам уставший …. грузчик.

  1. Моет окна и полы,

                                                                   Пыль не спрячется в углы.

                                                                   Как увидит грязь- поморщится,

                                                                   Вот такая чистюля…. уборщица.

  1. Ребята, а как вы хотели бы назвать наш супермаркет? А теперь давайте выберем работников для супермаркета. А я буду администратором супермаркета. Продавцы вставайте на свои рабочие места и приведите их в порядок. Оставшиеся дети будут покупателями, возьмите все что необходимо покупателю (сумки, кошельки, деньги).

Директор: Уважаемые покупатели, наш супермаркет «Азбука вкуса» открывается! Приглашаем вас за покупками!

Покупатели начинают заходить в супермаркет.

Продавец питьевых напитков:

А сейчас вы в магазине -

Все продукты на витрине:

Чай, конфеты, колбаса -

Разбегаются глаза.

Подходите, покупайте,

Деньги в кассу отдавайте!

Продавец сладостей

Если в доме нет сластей,

Не зови к себе гостей,

Веселиться невозможно

Без конфет и без пирожных.

Продавец хлебобулочных изделий

Каравай пахучий, знатный,

Кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом,

С сыром, рыбой, ветчиной

И с икрой, кружком колбасным

Белый хлеб или ржаной.

Продавец молочных продуктов

Здравствуйте, уважаемые покупатели! Наш магазин предлагает продукцию молочного консервного комбината. Наш завод выпускает продукцию более 20 видов: молоко, сметану, сгущенное молоко, кефир, ряженку и многое другое. Покупайте нашу продукцию!

Администратор подходит к покупателям и беседует с ними: Скажите, что вы купили? Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятия «овощи» и «фрукты».)

Охранник: Здравствуйте! Возьмите, пожалуйста, корзины!

 Покупатель: подскажите пожалуйста где находится «Хлебобулочный» и  отдел «Фрукты- овощи»?

Охранник: «Хлебобулочный» отдел находится возле отдела «Сладости», а рядом с «Хлебобулочным» отделом находится отдел «Фрукты-овощи».

Покупатель: Спасибо!

Покупатель подходит к продавцам отделов и спрашивает о свежести и о цене товара: Мне нужно купить 1 грушу. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш? Скажите, к вам завезут виноград? ( Педагог даёт образец поведения покупателя). А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? (Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов). Затем покупателе выбрав нужный товар подходят к кассе, занимают очередь, здороваются с кассиром, отдают ему корзину с товаром.

Кассир: Вам в пакет положить?

Покупатель: Да.

Кассир пробивает весь товар и кладет в пакет: С Вас 5 рублей.

Покупатель достает с сумки кошелек и отдает деньги.

Кассир берет деньги: Возьмите, пожалуйста, Вашу сдачу.

Покупатель: Спасибо!

Кассир: Спасибо за покупку, приходите еще!

Директор: Уважаемые покупатели, наш магазин на сегодня закрывается. Ждем вас завтра за покупками! Продавцы, пока покупатели рассчитываются приводите в порядок свои отделы.

Затем все дети встают вместе и прощаются.

             


Приложения

Приложение 1

РППС игры

 


Приложение 2

Краткие рекомендации для родителей

Для детей дошкольного возраста необходимо постепенно усложнять сюжетно-ролевую игру, поскольку необходимо развивать у детей умений работать в коллективе; договариваться; идти на компромисс; учиться точно отображать характерные черты игрового образа. Сюжетно-ролевая игра для дошкольников должна включать сюжет не отдельных моментов, а уже более серьезные мероприятия, праздники и т.п.

Необходимо отметить, что содержание игровой деятельности дошкольников должно иметь мотивы, цели, задачи. Такой подход возможен при расширении тематике игр, углублении знаний о каких-либо праздниках с целью их реализации.

Для детей дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра должна соответствовать следующим характеристикам:

  • опираться на содержание, в рамках которого отражаются различные общественные явления;
  • имеется содержательность цели игры;
  • присутствует разнообразие ролей и сюжетов;
  • акцентируется внимание на проявлении нравственных чувств.

В процессе выбора игрового сюжета необходимо, чтобы дети принимали непосредственное участие, поскольку проявление интереса со стороны детей положительно сказывается на результатах игровой деятельности, при этом ребенок будет заранее знать сюжет, что позволит ему спланировать свой образ.

Разнообразное содержание сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

В дошкольном возрасте выполнение смысла игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли, которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношений к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что дошкольники неохотно выполняют роли, которые по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей ДОО, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Исполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

В дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности и интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам.

Для реализации игры необходимо соблюдение установленных правил, наличие социального мотива игровой деятельности, эмоциональное включение детей в процесс игры. В процессе игры возможно интеллектуальное развития детей, а также развитие воображения и речевой активности.

0
Итоговое, интегрированное занятие по теме «Помощни...
Дидактические игры по развитию ЗКР для старшей гру...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.08.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Перспективное планирование по познавательному развитию (ФЦКМ)
12 августа 2019
Добрый вечер. Скопировала себе Вашу перспективу. Спасибо.
Дидактическая игра
10 августа 2019
Спасибо, хорошая подборка. Как ВЫ думаете, с какого возраста необходимо начинать постоянную работу с...
Паспорт экологической тропы
08 августа 2019
Прекрасный материал!
Педагогика
31 июля 2019
Добрый день Как можно узнать правильные ответы на вопросы?

В блогах

Тема: Еж колючий, елка тоже. Цель: познакомить детей с диким животным – ежом, местом обитания, образом жизни, меню; учить сравнивать ежа и елку; развивать словарный запас, дать понятия гладкий, мягкий...
Что и как читать с детьми раннего возраста Многие родители слишком мало значения придают совместному чтению вслух. А ведь это не просто развлечение, не дань традиции перед сном, это – очень важный сем...
+v+v «ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ » С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ( ИКТ) для старшего дошкольного возраста          Познакомить детей с инструментами рояль, виолончел...
Памятка для родителей Что нужно знать, общаясь с ребенком с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) Поступки ребенка не умышленны. При общении с ним следует избегать частого потребления сл...

Новое на сайте

Конструкт непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с…

Конструкт непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миромТема: «Япония – страна восходящего солнца»

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Настольная дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Вершки и корешки» Дидактическая игра «Вершки и корешки» разработана для самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности воспитателя и детей. Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в...

Сценарий праздника «Прощай, лето»

Сценарий праздника «Прощай, лето» Цели: Создать веселое, праздничное настроение у детей разных возрастных групп в рамках праздника, посвященного Дню России. По средствам метода интеграции активизировать детей разных возрастных групп с помощью звучания музыки. Создать комфортные...

Проект: «Как узнать время?»

Проект: «Как узнать время?» Проект: «Как узнать время?» Образовательная область Программные задачи Необходимые ресурсы Познавательное развитие     "Путешествие в прошлое часов" "Как увидеть время?" Экспериментальная деятельность: "Водяные часы" , "Время течет" Создать условия для развития познавательной активности в...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top