Я - ВОСПИТАТЕЛЬ

Конспект СОД по речевому развитию в старшей группе с применением приемов мнемотехники и кинезиологии. Тема: «Зиму провожаем, весну встречаем!»

Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ на заданную тему.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение (с помощью воспитателя) составлять описательный рассказ, определять и воспроизводить логику описательного рассказа;

- обеспечить успешное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, эффективное развитие монологической формы речи с помощью приема мнемотехники;

- обогащать словарь за счет расширения представлений о взаимоотношениях и характерах людей (персонаж Старушка - Зима);

- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе - предложение составить свой рассказ о Весне (используя прием мнемотехники) по составленной совместно с товарищами схеме;

- осваивать чистое произношение сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]).

Развивающие:

- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей (через решение проблемной ситуации – составить рассказ и помочь персонажу - Весне);

- развивать речевое творчество – рассказ по плану воспитателя, по модели:

- развивать речевой слух и внимание, речевое дыхание, моторику артикуляционного аппарата;

- развивать умение грамматически правильно использовать в речи существительные множественного числа в родительном падеже;

- развивать интонационную выразительность речи (изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания);

- развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание на весеннюю тему;

- привлечь внимание детей к объекту речи как к познанию, используя прием на словотворчество - «Придумай имя персонажу»;

- привлечь детей к участию в словесных играх;

 

Воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения, этику общения в условиях коллективного взаимодействия умение слушать товарища;

- воспитывать уверенность, самостоятельность, уважение, доброжелательное отношение к сверстникам, интерес к общению со сверстниками и взрослыми;

- воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

 

Цель применения представленных в занятии кинезиологиологических упражнений - активизация мыслительной деятельности, улучшение памяти, речи и внимания (развитие межполушарного взаимодействия) В том числе: упражнения для развития мелкой моторики готовят руку ребенка к овладению навыками письма, глазодвигательные упражнения дают возможность расширить поле зрения и улучшить восприятие, телесные кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс, понижают утомляемость, повышают работоспособность и стрессоустойчивость организма.

Предварительная работа:

- наблюдения в природе. - рассматривание весенних пейзажей. - познавательные беседы. - чтение художественной литературы, заучивание стихов, разгадывание загадок. - цикл НОД в области «Познание», «Коммуникация». - продуктивная деятельность по теме «Весна». - дидактические игры и упражнения: «Подбери слово», «Первые приметы Весны», «Почемучка», «Исправь ошибку», «Какой – какая - какое», «Составь предложение (рассказ)» - по опорным картинкам, «Подбери действие» и др. - динамические упражнения - речь с движением. - прослушивание музыкальных произведений. 

 

 

 

 

 

Ход СОД

Воспитатель (В) приглашает детей собраться на ковре.

В - Ребята, какое сегодня у вас настроение? у вас хорошее настроение? А спросите меня, какое настроение у меня?.. да, у меня прекрасное настроение…мне очень приятно видеть вас такими здоровыми, взрослыми, радостными.. сегодня у нас интересное, необычное занятие, сегодня мы с вами поговорим о ….

Звук входящей почты в телефоне.

В - Ой, ребята, одну минутку, нам пришло какое - то сообщение, прочитаем?

Читает: «Вам заказное письмо, доставлено в вашу группу, ожидает в домике для игр!»

Вместе находят и читают письмо:

«Дорогие ребята, я Весна – Красна, спешила к вам, хотела теплом, цветами порадовать, но не пускает меня в ваши края старушка. Не хочет она уходить от вас, поэтому меня и спрятала. Очень грустно мне без вас! Посылаю вам своих помощников, они помогут вам поскорее со мной встретиться!»

(В показывает изображение) В – Ребята, кого напоминает нам эта старушка, как вы её назовете?

Дети предлагают варианты, воспитатель подводит при затруднении к тому, что это - Старушка – Зима.

В - Почему, как вы думаете, она не пускает весну в наши края?

Дети – Мы живем в холодных краях, на Севере, поэтому зима у нас долгая…

В - Ребята, как вы считаете, что нам в этой ситуации делать?..

Дети предлагают разные варианты, Воспитатель при затруднении подводит к тому, что Весну надо спасать.

В - Я согласна с вами, ребята, нам нужно срочно помочь Весне. Но, скажите, пожалуйста, а можно ли исправить настроение старушки, сделать её добрее? А как это можно сделать? ….

Дети предлагают варианты, воспитатель, при затруднении, подводит к тому, что исправить настроение и сделать кого – то добрее могут добрые слова.

В – Верно, ребята, давайте скажем ей добрые слова, какая зима для вас была, за что мы можем сказать ей спасибо?

Дети рассказывают о зиме добрыми словами.

В – Да, мы скажем старушке – Зиме большое спасибо. Ребята, помните, прислала Весна к нам своих помощников – «солнечных зайчиков», а у каждого из них задание. Если все задания выполним, красивый рассказ о ней оставим, то придет в наши края весна, а если нет, останется зима,

Воспитатель достает из письма «помощников Весны» - «солнечных зайчиков» с заданиями. Дает детям в руки «солнечных зайчиков», предлагает рассмотреть и выложить на столе.

В – Ребята, для того чтобы нам говорить красиво и понятно, предлагаю размять свой язычок, повторяем без ошибок…

Дети полукругом встают возле воспитателя на ковре.

Игра «Весенние повторялки» (чистоговорки)

Задачи: активизация звуков л – ль р – рь; развитие речевого слуха и внимания, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата

Дети четко повторяют за воспитателем, предварительно договаривая слово в конце фразы.

Ла-ла-ла - туча мимо проплы…ла. Ло-ло-ло - как на улице свет…ло Лу-лу-лу - скачет лошадь по се…лу. Лы-лы-лы - вымыли по…лы.

Ли-ли-ли - мы тебя наш…ли. Ля-ля-ля - это круглая зем…ля. Ле-ле-ле - каша на сто…ле. Лю-лю-лю - я весну люб…лю.

Ра, ра, ра, - начинается иг…ра

Ры, ры, ры, – надуваем мы ша….ры

Ри, ри, ри, – поскорее посмот…ри

Ре, ре, ре, – мы играем во дво…ре

Ря, ря, ря, – занимаемся не з….ря

В - Вы и ваши язычки - большие молодцы! А можете ли вы напомнить мне, что такое слово…а что такое предложение…?

Дети – Слово состоит из звуков, мы говорим слова и понимаем друг друга – это – речь. А предложение состоит из слов.

 В - Верно, вы готовы помогать весне! Давайте, ребята, будем помнить о том, что перебивать друг друга при разговоре или ответе на вопрос – невежливо, согласны?

В - Заданий много, какое же выполнить первым? …..Верно. Рядом с «солнечным зайчиком» - цифра – номер.

(В.  просит кого – то из детей принести 1 – го «солнечного зайчика»)

Задание 1 «Приметы и явления весеннего времени года»

В - Ребята, «солнечный зайчик» просит нас вспомнить и рассказать что такое весна?....какой весенний месяц сейчас?

Дети – Весна - это время года…сейчас первый месяц весны – март…

ВА что бывает Весной?

Дети перечисляют явления и признаки весны: тает снег, греет солнце, на реках ледоход, капают сосульки (капель), прилетают птицы, просыпаются животные, на деревьях набухают почки, дни длиннее - ночи короче, появляются проталинки и первоцветы.

В – У меня есть картинки с явлениями весны, они перевернуты, выбирайте любую и расскажите, что на ней изображено –(дети рассказывают,прикрепляют на доску)

Игра на словообразование прилагательных

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных от заданного слова

В – Ребята, а как мы можем описать весну? Давайте поиграем с маленьким солнышком – кому я его в руку вложу, тот мне ответит  

- Если солнце, то весна какая?.- солнечная…и т.д. (тепло – теплая, холод – холодная, ветер – ветреная. дождь – дождливая, красота – красивая, веселье, - веселая, радость – радостная, счастье – счастливая, пришла рано - ранняя, пришла поздно - поздняя, долго ждали - долгожданная)

Дети называют прилагательные:

В - Как много вы знаете о весне, ребята, вы зиму с весной точно не перепутаете… Давайте выполним 2 – е задание…

(В. просит кого – то из детей принести 2 – го «солнечного зайчика»)

 Дети присаживаются на стульчики.

Задание 2 «Игры с солнышком»

- Ребята, «солнечный зайчик» спрашивает вас, любите ли вы солнышко? Как приятно, когда оно светит, у нас и настроение становится лучше. Давайте еще с солнышком поиграем…. глазками…согласны?

Глазодвигательное упражнение «Солнышко и тучки» (кинезиологическое упражнение)

Солнышко с тучками в прятки играло. (Повернуть головой в разные стороны).

Солнышко тучки - летучки считало. (Посмотреть глазами вправо-влево)

Серые тучки, черные тучки,

(Глазами посмотреть вверх-вниз)

Легких - две штучки, тяжелых - три штучки,

Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе во всю засияло.

(Быстро мигать глазами)

В - Замечательно! А давайте мы возьмем мяч, похожий на солнышко, и с ним поиграем…? Согласны?

 

 

 

 

 

Игра «Один - много»

Задачи: развивать умение грамматически правильно использовать в речи существительные множественного числа в родительном падеже

В - Я даю вам солнышко в руки, по очереди спрашиваю вас, а вы после своего ответа передаете мяч товарищу и т..д. Согласны?

Одно дерево – много…деревьев

Один цветок – много….цветов

Одна туча – много…туч

Одна сосулька – много…сосулек

Одна птица – много… птиц

Одна лужа – много…луж

Одна девочка – много…девочек

Один мальчик – много… мальчиков

В - Очень хорошо, ребята! Предлагаю выполнить 3 - е задание…

(В. просит кого – то из детей принести 3 – го «солнечного зайчика»)

Задание 3 Кинезиологическая динамическая пауза

«Идем искать весну»

- Этот «солнечный зайчик» предлагает нам пойти скорее весну поискать.. Пойдем?

Телесные упражнения: «Идем искать весну»

Ищем мы весну, друзья (перекрестный шаг с ладонями)

Мы идем к ней, ты и я (перекрестный шаг с локтями)

Топ – топ , прыг - прыг , чики – брики, чики – брик!

Видим дерево высокое, (упр «Дерево»)

Видим озеро глубокое ..(упр. «Ныряльщик»)

Топ – топ , прыг - прыг , чики – брики, чики – брик!

Птицы песенки поют (упр. «Птичка»)

Зернышки везде клюют (упр «Клювик»)

Тут клюют, там клюют, (упр «Клювик»)

Никому их не дают (упр «Ладошки)

Топ – топ , прыг - прыг , чики – брики, чики – брик!

В гости мы к весне пришли (перекрестный шаг с ладонями)

Дверь в избушку мы нашли (упр «Ладошки)

Постучали – раз – два – три (упр. «Молоточки)

Поскорей нам отвори…(упр «Ножницы»)

Топ – топ , прыг - прыг , чики – брики, чики – брик!

- Прекрасно справились, ребята! Давайте выполним 4 – е задание?

(В. просит кого – то из детей принести 4 – го «солнечного зайчика»)

Дети полукругом встают возле воспитателя на ковре.

Задание 4 Игра «Ждем Весну»

- У этого «солнечного зайчика» задание такое: рассказать, как мы Весну ждем…но сначала давайте её позовём….

Игра «Позови Весну»

Цель: развитие интонационной культуры речи в процессе общения - развитие умения самостоятельно изменять темп, ритм речи, силу и тембр голоса. В - Я вам буду давать «солнышко», а вы попробуете позвать весну так, как я попрошу: тихо или громко, быстро или медленно, нежно, сильно. Например: Весна, приходи! – скажи, пожалуйста, медленно…

При затруднении воспитатель произносит предложение вместе с ребенком.

 - Очень хорошо, ребята! Теперь можно и рассказать, как мы ждем Весну, сделаем это выразительно…

Дети присаживаются на стульчики.

Кинезиологическая гимнастика «Ждем Весну»

Мы весну очень ждем… (упр «Ладошки») Ей косички заплетем! (упр «Колечки) Мы весну очень ждем… (упр «Ладошки») Ей мы платьице сошьём! (упр. «Перевертыши»)

Мы весну очень ждем… (упр «Ладошки») Ей блинов напечем! (упр «Оладушки»)

Мы весну очень ждем… (упр «Ладошки») Ей мы песенку споем! Упр «Кулак – ребро – ладонь - слова в такт: «Весна идет!)

В - Молодцы, ребята! Предлагаю выполнить последнее 5 задание…

(В. просит кого – то из детей принести 5– го «солнечного зайчика»)

Задание 5 Составление рассказа о весне с помощью

приема мнемотехники

Задачи: Развитие содержательности и связности речи, монологической формы речи, речевого творчества и выразительности, с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа, развитие речевого творчества – рассказ по плану воспитателя, по модели.

С помощью приема мнемотехники - обеспечить успешное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, эффективное развитие монологической формы речи.

В - Ребята, мы с вами вспомнили признаки и явления весны, а теперь «солнечный зайчик» предлагает нам стать как настоящие писатели, я предлагаю попробовать составить полный рассказ с помощью нашей схемы, она вам очень поможет…согласны? Постарайтесь рассказать о Весне выразительно, красиво, четко, громко.

В - Ребята, не забудьте, пожалуйста, рассказывать о весне полными предложениями. (Воспитатель помогает детям при затруднении составления предложения) Дети, по желанию, с помощью воспитателя составляют полный рассказ о весне по мнемосхеме.

 

Примеры составления рассказа по мнемоквадратам: • Весной…ярко светит солнце. • Весной…тают сосульки – это капель. • Весной…бегут веселые ручьи, • Весной…тает снег и появляется трава. • Весной… появляются первые цветы – подснежники. • Весной…на деревьях набухают почки, из них появляются листочки. • Весной…из теплых краев возвращаются перелетные птицы. • Весной…просыпаются животные после зимней спячки (медведь,ёж,барсук).

В: Молодцы, замечательные рассказы о весне вы составили. Дорогие ребята, вы очень старались, как вы думаете, (…) освободила Весну – Красну? Я тоже думаю, что она к нам придет!

(Поворачивает доску. На доске большое изображение – образ девушки Весны, вокруг нее цветы, птички и т.д.)

В - Ребята, здесь еще одно послание …Весна: Я весна — красна! Бужу землю ото сна, Наполняю соком почки, На полях рощу цветочки, Прогоняю с речки лёд, Светлым делаю восход. Всюду: в поле и в лесу, Людям радость я несу. Спасибо вам, ребята, за ваши старания. Все задания солнечных зайчиков вы выполнили и помогаете мне поскорее к вам прийти.

В – Замечательно справились ребята, и Весна – Красна приготовила вам свой весенний привет - он уже ждет вас на окошке… (Раскраски на весеннюю тему)

Дети находят подарки и садятся за столы раскрашивать

0
Познавательный март в группе " Пчелки"
"Кинезиология как эффективная и доступная технолог...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.11.2022

В блогах

Игры для детей в осенний период

Игра «Добрые животные» Что дают нам домашние животные? Слушаем вопросы и стараемся на них ответить. «Бе-бе», «му-му» и «ко-ко-ко»! А кто даёт нам...

Конспект открытого мероприятия во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений на тему: «В гостях…

Задачи: Закреплять представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по...

Готов ли ребенок к школе?

Консультация для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Дошкольный возраст-это сказочная пора. У малыша появляются новые мотивы, связанные с интересом к...

Новое на сайте

Конспект НОД «Новогодний календарь»

Конспект НОД «Новогодний календарь» Цель: Развитие основных физических качеств в двигательно – игровой деятельности. Задачи: Упражнять в выполнении основных движений через игровые задания. Развивать внимание, быстроту, ловкость, координационные способности, творческое воображение. Воспитывать умение дружно, сообща действовать в коллективе, выполнять правила игры. Оборудование:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в…

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий» Задачи: Образовательные: Расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую Развивающие: Развивать...

НОД «Проказы матушки - зимы»

НОД «Проказы матушки - зимы» Цели: обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце-декабре, используя разные жанры устного народного творчества; развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы; закрепить знания правил поведения при неблагополучных...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности Одним из главных направлений педагогической работы с детьми дошкольного возраста является познание природы и окружающего мира, так как современная система дошкольного образования ориентирована...