Сайт для воспитателей детских садов




Конспект СОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Вот оно какое, наше лето!»

Конспект СОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему:

«Вот оно какое, наше лето!»

Цель: Совершенствование навыков составления связного последовательного рассказа с наглядной опорой в виде графических схем и мнемотаблиц.

Задачи:

Образовательная:

-Совершенствовать умение детей составлять связный, полный и выразительный рассказ, четко выстраивать композицию рассказа, подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков.

-Формировать понятия «слова – действия», «слова - признаки»,  «предложение», умение составлять сложные предложения.

-Закреплять знание признаков лета, умение разгадывать загадки, представления о живой и неживой природе.

-Активизировать и обогащать  словарь по теме: «Лето».

-Совершенствовать навыки рассказа путем работы с мнемотаблицами.

-Формировать активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа.

-Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающая:

-Развивать навыки составления рассказа.

-Развивать связанную речь, диалогическую и монологическую речь, логическое мышление, воображение, память.

-Развивать речь, как средство общения, умение вступать в речевые контакты со взрослым и друг с другом.

Воспитательная:

-Воспитывать культуру речевого общения, умение слушать товарища.

-Воспитывать уверенность, самостоятельность, уважение, доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.

-Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

Активизация и обогащение словаря: обогащение – народные названия летних месяцев.

 

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением летней природы в разные месяцы, картинки цветов; мнемотаблица «Расскажи – ка. Цветы».

Ход СОД

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Звучит песенка из м/ф «Дед Мороз и лето»

Воспитатель собирает детей на ковре

- Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Ну конечно о лете…

 Предлагает разгадать загадку:

-Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это вы все меня, я … (лето)

- Какие приметы лета вы знаете?

- Назовите летние месяцы.

Собираются вокруг воспитателя на ковре.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

Называют приметы лета, летние месяцы

Основная часть

- Я предлагаю вам поближе узнать лето…

(Подходят к мольберту с иллюстрациями. Воспитатель обращает внимание детей на пейзажи летней природы в разные месяцы.)

- В давние времена месяцы назывались совсем по – другому, Люди наблюдали и за поминали , что в происходит в какой – то месяц, какая погода, что растет и расцветает, спеет, как ведут себя животные и птицы и много других примет. А потом давали месяцу название по приметам вот, например, первый летний месяц июнь раньше  и сейчас имеет в народе много названий. Часто его называют - «хлеборост». Как вы объясните это название?

- Другое название июня - «изок», так в далекие времена россияне называли  кузнечика. Потому  одна  из примет июня  - это громкое стрекотание кузнечиков.

- Летом цветёт очень много растений, поэтому еще  июнь в народном календаре называют «разноцвет». И вы, конечно, знаете и любите цветы…

Воспитатель предлагает разгадать загадки, показывает фотографии угаданных цветов.

- Листок - стрелочкой,

Цветок - тарелочкой,

А стебель-былинка

Завит, как пружинка. (Вьюнок)

(Воспитатель напоминает детям, что на вопросы следует отвечать полным ответом).

- Верно, а какой это цветок, где он растет, когда? (Вьюнок растет летом в полях и на лугах. Вьюнок  - цветок луговой, полевой,) Как можно назвать цветы, которые растут летом? (Цветы, которые растут летом  - летние цветы)

- На воде растёт цветок -

Белоснежный лепесток. (Водяная лилия).

- Как можно назвать лилию, какой она цветок, если растет и живет в воде? (Лилию можно назвать -  водный цветок)

- На кустах в саду растёт,

Запах сладкий, словно мёд.

Но нередко льются слёзы

Тех, кто рвёт их. Это... (розы).

- А какой это цветок, где он растет? (Роза растет в саду, это садовый цветок)

- Верно, молодцы…

- Красивые цветочки

Расцвели в саду,

Запестрели красками,

А осень на носу. (Астра).

- А эти садовые цветы как можно назвать еще, если они цветут почти осенью (Астры можно назвать  - осенние цветы)

- Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак)

Что можно сказать об этом цветке? (Мак – летний цветок, растет   в полях и на лугах, он полевой или луговой цветок)

- Над лугом парашютики

Качаются на прутике. (Одуванчики) А об этом, первом весеннем цветке в нашем крае, что можно сказать?

(Одуванчик появляется весной, цветет летом на лугах, это луговой цветок)

Воспитатель предлагает детям менемотаблицу, вспомнить, как по ней следует работать, что означает каждый символ в таблице.

- Ребята, посмотрите на таблицу, подумайте, о каком цветке вы хотели бы рассказать (с помощью таблицы), составьте рассказ…

Воспитатель предлагает составить описательные рассказы о летних цветах по мнемотаблице

Приглашает 2 -3детей с рассказом о выбранном цветке.

- Молодцы, ребята, а сейчас предлагаю вам отдохнуть…

- Летом идут теплые дожди. Давайте поиграем с летним дождиком.

Физкультминутка «Шлепаем по лужам»

– Встаньте в круг, сейчас мы вместе будем выполнять движения под музыку. Повторяйте за мной:

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Шлепаем по лужам.
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Зонтик нам не нужен.
Нам не страшен сильный дождь!
Лето наступило!
Ну, промокли мы. И что ж?
Будем мыться с мылом!

- Молодцы, ребята! (Выставляются иллюстрации с изображением луга.)

-А кто из вас, ребята, был на лугу? Много ли цветов вы там видели? Да, луговые цветы и растения просты, но красивы и полезны, многие из них помогают людям, т.к. они лекарственные. Какие вы знаете лекарственные растения? Можно ли собирать букеты на лугах? Почему?

- Особенно сильное и бурное цветение на лугах, в парках, лесах бывает в конце июня, начале июля.  Это время цветения липы и других полезных деревьев и растений.  В народе месяц июль называли «липец». Ну, а цветение растений всегда сопровождают насекомые? Какие это насекомые? Верно, без тружениц пчел растениям не обойтись. И июль – это месяц самой активной работы для пчел. А что вы, ребята можете рассказать о пчелах? Какая у них работа? Полезные ли это насекомые? А где живут пчёлы? Что необходимо знать и помнить  при встрече с пчелой? Опасен ли укус пчелы для человека или животного?

- Молодцы, вы много знаете о пчелах. А знаете ли вы других насекомых?

- Где живут муравьи? Где живет пчела? Где живет оса?

Воспитатель проводит дидактическую игру «Эхо», предлагает повторить чистоговорки про насекомых.

ЗА -ЗА - ЗА - вот порхает стрекоза.

ЧОК - ЧОК -ЧОК - по листу ползёт жучок.

ВЕЙ - ВЕЙ - ВЕЙ – прибежал к нам муравей.

Ечик – ечик – ечик – прыгает кузнечик.

Вей – вей – вей – несет травку муравей.

Ла – ла – ла – кружится пчела.

Чки – чки – чки – порхают бабочки.

Ок – ок – ок – сели на цветок.

Воспитатель обращает внимание детей на пейзажи летней природы в разные месяцы.

- А еще Июль — время птенцов выводить, на крыло ставить. Что это значит? Верно, июль – время, когда птенцы начинают учиться  и самостоятельно вылетать из гнезда.

- Ребята,  о каком летнем месяце мы с вами еще не беседовали? Верно – об августе…последнем месяце лета.

Воспитатель обращает внимание детей на пейзажи летней природы в разные месяцы.

- В народе август называют — «жнивень», «густарь», «разносол», «серпень». Что напоминают вам эти названия? Как вы думаете, почему люди именно так называют август?

Воспитатель с детьми, вместе, объясняют названия августа.

- А еще август поднимает птицу на крыло: стаи скворцов первыми с шумом проделывают крутые взлёты и виражи. По утрам и вечерам стайки грачей кричат на гнёздах, а днём — на добыче. В августе лето бежит навстречу осени. Август очень щедрый месяц: на весь год люди запасают хлеб, добывают корма для животных.

- Что именно заготавливают люди в августе? Какие заготовки делают ваши родители из ягод, фруктов и овощей, грибов? Что надо знать и помнить при сборе ягод и грибов в лесу?

Рассматривают иллюстрации

Слушают воспитателя

Участвуют в беседе

Отвечают на вопросы.

Присаживаются на стульчики

Отгадывают загадки.

Рассматривают изображения цветов

Отвечают на вопросы

Отгадывают загадки.

Рассматривают изображения цветов

Самостоятельно рассуждают, Отвечают на вопросы

Рассматривают таблицу

Называют символы

Выбирают цветы

Составляют рассказ

Рассказывают о цветах при помощи мнемотаблицы

Слушают рассказы своих товарищей.

Повторяют слова за воспитателем.

Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами.
Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой. 
Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.
Тянутся вверх, раскинув руки. 
Пожимают плечами. 
Улыбаются. Показывают, как намыливают руки.

Активно выполняют упражнения физкультурной минутки.

Рассматривают иллюстрации

Слушают воспитателя

Участвуют в беседе

Отвечают на вопросы.

Произносят чистоговорки,

Отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрации

Слушают воспитателя

Участвуют в беседе

Отвечают на вопросы.

Заключительная часть

- Ребята, понравился ли вам наш разговор о лете? Что нового вы для себя сегодня узнали? Какие старинные названия летних месяцев вы запомнили?

- Я желаю вам хорошего и безопасного  летнего отдыха! Наблюдайте за природой,  и вы узнаете много интересного. А лето очень подходящая пора для того, что бы набраться новых впечатлений, сделать много открытий, и стать здоровее!

Благодарит и хвалит детей за старание.

Выражают свои эмоции.

Отвечают на вопросы.  

Обмениваются впечатлениями.

 Конспект СОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему:

«Вот оно какое, наше лето!»

Цель: Совершенствование навыков составления связного последовательного рассказа с наглядной опорой в виде графических схем и мнемотаблиц.

Задачи:

Образовательная:

-Совершенствовать умение детей составлять связный, полный и выразительный рассказ, четко выстраивать композицию рассказа, подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков.

-Формировать понятия «слова – действия», «слова - признаки», «предложение», умение составлять сложные предложения.

-Закреплять знание признаков лета, умение разгадывать загадки, представления о живой и неживой природе.

-Активизировать и обогащать словарь по теме: «Лето».

-Совершенствовать навыки рассказа путем работы с мнемотаблицами.

-Формировать активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа.

-Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающая:

-Развивать навыки составления рассказа.

-Развивать связанную речь, диалогическую и монологическую речь, логическое мышление, воображение, память.

-Развивать речь, как средство общения, умение вступать в речевые контакты со взрослым и друг с другом.

Воспитательная:

-Воспитывать культуру речевого общения, умение слушать товарища.

-Воспитывать уверенность, самостоятельность, уважение, доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.

-Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.

Активизация и обогащение словаря: обогащение – народные названия летних месяцев.

 

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением летней природы в разные месяцы, картинки цветов; мнемотаблица «Расскажи – ка. Цветы».

Ход СОД

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Звучит песенка из м/ф «Дед Мороз и лето»

Воспитатель собирает детей на ковре

- Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Ну конечно о лете…

Предлагает разгадать загадку:

-Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это вы все меня, я … (лето)

- Какие приметы лета вы знаете?

- Назовите летние месяцы.

Собираются вокруг воспитателя на ковре.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

Называют приметы лета, летние месяцы

Основная часть

- Я предлагаю вам поближе узнать лето…

(Подходят к мольберту с иллюстрациями. Воспитатель обращает внимание детей на пейзажи летней природы в разные месяцы.)

- В давние времена месяцы назывались совсем по – другому, Люди наблюдали и за поминали , что в происходит в какой – то месяц, какая погода, что растет и расцветает, спеет, как ведут себя животные и птицы и много других примет. А потом давали месяцу название по приметам вот, например, первый летний месяц июнь раньше и сейчас имеет в народе много названий. Часто его называют - «хлеборост». Как вы объясните это название?

- Другое название июня - «изок», так в далекие времена россияне называли кузнечика. Потому одна из примет июня - это громкое стрекотание кузнечиков.

- Летом цветёт очень много растений, поэтому еще июнь в народном календаре называют «разноцвет». И вы, конечно, знаете и любите цветы…

Воспитатель предлагает разгадать загадки, показывает фотографии угаданных цветов.

- Листок - стрелочкой,

Цветок - тарелочкой,

А стебель-былинка

Завит, как пружинка. (Вьюнок)

(Воспитатель напоминает детям, что на вопросы следует отвечать полным ответом).

- Верно, а какой это цветок, где он растет, когда? (Вьюнок растет летом в полях и на лугах. Вьюнок - цветок луговой, полевой,) Как можно назвать цветы, которые растут летом? (Цветы, которые растут летом - летние цветы)

- На воде растёт цветок -

Белоснежный лепесток. (Водяная лилия).

- Как можно назвать лилию, какой она цветок, если растет и живет в воде? (Лилию можно назвать -   водный цветок)

- На кустах в саду растёт,

Запах сладкий, словно мёд.

Но нередко льются слёзы

Тех, кто рвёт их. Это... (розы).

- А какой это цветок, где он растет? (Роза растет в саду, это садовый цветок)

- Верно, молодцы…

- Красивые цветочки

Расцвели в саду,

Запестрели красками,

А осень на носу. (Астра).

- А эти садовые цветы как можно назвать еще, если они цветут почти осенью (Астры можно назвать   - осенние цветы)

- Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак)

Что можно сказать об этом цветке? (Мак – летний цветок, растет   в полях и на лугах, он полевой или луговой цветок)

- Над лугом парашютики

Качаются на прутике. (Одуванчики) А об этом, первом весеннем цветке в нашем крае, что можно сказать?

(Одуванчик появляется весной, цветет летом на лугах, это луговой цветок)

Воспитатель предлагает детям менемотаблицу, вспомнить, как по ней следует работать, что означает каждый символ в таблице.

- Ребята, посмотрите на таблицу, подумайте, о каком цветке вы хотели бы рассказать (с помощью таблицы), составьте рассказ…

Воспитатель предлагает составить описательные рассказы о летних цветах по мнемотаблице

Приглашает 2 -3детей с рассказом о выбранном цветке.

- Молодцы, ребята, а сейчас предлагаю вам отдохнуть…

- Летом идут теплые дожди. Давайте поиграем с летним дождиком.

Физкультминутка «Шлепаем по лужам»

– Встаньте в круг, сейчас мы вместе будем выполнять движения под музыку. Повторяйте за мной:

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Шлепаем по лужам.
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Зонтик нам не нужен.
Нам не страшен сильный дождь!
Лето наступило!
Ну, промокли мы. И что ж?
Будем мыться с мылом!

- Молодцы, ребята! (Выставляются иллюстрации с изображением луга.)

-А кто из вас, ребята, был на лугу? Много ли цветов вы там видели? Да, луговые цветы и растения просты, но красивы и полезны, многие из них помогают людям, т.к. они лекарственные. Какие вы знаете лекарственные растения? Можно ли собирать букеты на лугах? Почему?

- Особенно сильное и бурное цветение на лугах, в парках, лесах бывает в конце июня, начале июля. Это время цветения липы и других полезных деревьев и растений. В народе месяц июль называли «липец». Ну, а цветение растений всегда сопровождают насекомые? Какие это насекомые? Верно, без тружениц пчел растениям не обойтись. И июль – это месяц самой активной работы для пчел. А что вы, ребята можете рассказать о пчелах? Какая у них работа? Полезные ли это насекомые? А где живут пчёлы? Что необходимо знать и помнить при встрече с пчелой? Опасен ли укус пчелы для человека или животного?

- Молодцы, вы много знаете о пчелах. А знаете ли вы других насекомых?

- Где живут муравьи? Где живет пчела? Где живет оса?

Воспитатель проводит дидактическую игру «Эхо», предлагает повторить чистоговорки про насекомых.

ЗА -ЗА - ЗА - вот порхает стрекоза.

ЧОК - ЧОК -ЧОК - по листу ползёт жучок.

ВЕЙ - ВЕЙ - ВЕЙ – прибежал к нам муравей.

Ечик – ечик – ечик – прыгает кузнечик.

Вей – вей – вей – несет травку муравей.

Ла – ла – ла – кружится пчела.

Чки – чки – чки – порхают бабочки.

Ок – ок – ок – сели на цветок.

Воспитатель обращает внимание детей на пейзажи летней природы в разные месяцы.

- А еще Июль — время птенцов выводить, на крыло ставить. Что это значит? Верно, июль – время, когда птенцы начинают учиться и самостоятельно вылетать из гнезда.

- Ребята, о каком летнем месяце мы с вами еще не беседовали? Верно – об августе…последнем месяце лета.

Воспитатель обращает внимание детей на пейзажи летней природы в разные месяцы.

- В народе август называют — «жнивень», «густарь», «разносол», «серпень». Что напоминают вам эти названия? Как вы думаете, почему люди именно так называют август?

Воспитатель с детьми, вместе, объясняют названия августа.

- А еще август поднимает птицу на крыло: стаи скворцов первыми с шумом проделывают крутые взлёты и виражи. По утрам и вечерам стайки грачей кричат на гнёздах, а днём — на добыче. В августе лето бежит навстречу осени. Август очень щедрый месяц: на весь год люди запасают хлеб, добывают корма для животных.

- Что именно заготавливают люди в августе? Какие заготовки делают ваши родители из ягод, фруктов и овощей, грибов? Что надо знать и помнить при сборе ягод и грибов в лесу?

Рассматривают иллюстрации

Слушают воспитателя

Участвуют в беседе

Отвечают на вопросы.

Присаживаются на стульчики

Отгадывают загадки.

Рассматривают изображения цветов

Отвечают на вопросы

Отгадывают загадки.

Рассматривают изображения цветов

Самостоятельно рассуждают, Отвечают на вопросы

Рассматривают таблицу

Называют символы

Выбирают цветы

Составляют рассказ

Рассказывают о цветах при помощи мнемотаблицы

Слушают рассказы своих товарищей.

Повторяют слова за воспитателем.

Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами.
Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой. 
Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.
Тянутся вверх, раскинув руки. 
Пожимают плечами. 
Улыбаются. Показывают, как намыливают руки.

Активно выполняют упражнения физкультурной минутки.

Рассматривают иллюстрации

Слушают воспитателя

Участвуют в беседе

Отвечают на вопросы.

Произносят чистоговорки,

Отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрации

Слушают воспитателя

Участвуют в беседе

Отвечают на вопросы.

Заключительная часть

- Ребята, понравился ли вам наш разговор о лете? Что нового вы для себя сегодня узнали? Какие старинные названия летних месяцев вы запомнили?

- Я желаю вам хорошего и безопасного летнего отдыха! Наблюдайте за природой, и вы узнаете много интересного. А лето очень подходящая пора для того, что бы набраться новых впечатлений, сделать много открытий, и стать здоровее!

Благодарит и хвалит детей за старание.

Выражают свои эмоции.

Отвечают на вопросы.

Обмениваются впечатлениями.

0
Статья на тему: «Математическое развитие и его зна...
Конспект СОД по художественно эстетическому разви...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
06.12.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Рождественский кукольный спектакль «Лучший подарок»
29 ноября 2019
Добрый день,Елена! Очень душевный спектакль , хотелось полную версию, если это возможно? Думаю показ...
Проект по экологии в подготовительной группе "Вода вокруг нас"
23 ноября 2019
Уважаемая Екатерина Николаевна, большое спасибо за проект по экологии "Вода вокруг нас". Мне он очен...
Рождественский кукольный спектакль «Лучший подарок»
23 ноября 2019
добрый день. очень понравился спектакль. а полной постановкой вы не поделитесь? turysheva.n@mail.ru/...
«Мастер-класс» «Сторителлинг, или необычные истории об обычном»
14 ноября 2019
здравствуйте! Материал очень хороший! Очень хотелось бы увидеть презентацию к мастер-классу!

В блогах

Конспект игровой образовательной ситуации «Познание окружающего мира»      Интеграция: лепка Тема: «Откуда хлеб пришел»   Задачи: Образовательные *обобщить и систематизировать знан...
Цель: учить соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, используя схемы-алгоритмы; учить понимать смысл схематического изображения; учить наклеивать изображения кру...

Новое на сайте

Педагогический проект «В сказочной стране Корнея Чуковского»

Педагогический проект по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» в группе № 9 «Звездочка»«В сказочной стране Корнея Чуковского»

Агитбригад «Дорожный патруль». «Автокресло – детям!»

Агитбригад «Дорожный патруль»«Автокресло – детям!» Описание работы: Материал подготовлен для водителей, родителей, всем участникам дорожного движения.Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств...

Конспект НОД «В гости к коту Матроскину»

Конспект НОД «В гости к коту Матроскину» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Цель: формировать понятие «Дружба»; учить сотрудничать и проявлять заботу, внимание друг к...

Развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании Приморского края как эффективного…

Развитие негосударственного сектора в дошкольном образовании Приморского края как эффективного механизма реализации моделей формирования сети дошкольных организаций в условиях демографического прогноза Дополнительным механизмом создания мест в детских садах в Приморском крае...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top