Сайт для воспитателей детских садов




Конспект СОД по художественно эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Творчество русского художника В.М.Васнецова. Рассматривание картины «Алёнушка»

 

Конспект СОД по художественно эстетическому развитию

с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Творчество русского художника В.М.Васнецова. Рассматривание картины «Алёнушка»

                                                            

Цель: Ознакомление детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Формирование умения понимать выразительное содержание картины.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей понимать содержание картины, то, о чем рассказывал художник в своём произведении.

Учить замечать выразительные средства, использованные художником (мимика, поза, жесты героини), для изображения окружающей природы.

Развивающие:

Развивать речь, обогащать словарь.

Формировать у детей эмоционально положительное отношение к содержанию произведения.

Развивать умение детей эмоционально откликаться на увиденное, выражать свои чувства в речи.

Развивать умение выражать свое отношение к произведению искусства.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Словарная работа: активизация и обогащение - изобразительное искусство, живопись, скульптор, скульптура, произведение искусства, Третьяковская галерея, сиротливый, босая, простоволосая, сиротка, мрачный, дремучий, сарафан, омут, сочувствие, репродукция.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций разных художников –иллюстраторов.

Оборудование и материалы: Альбом «Третьяковская галерея», альбом с иллюстрациями «Картины русских художников», портрет Васнецова, иллюстрация репродукции картины «Аленушка», фонограмма «Лунная соната», коробочка с сердечками.

Условия проведения: групповое помещение.

Ход СОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приёмы

Вводная

часть

Собираю детей вокруг себя на ковре.

-Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в мир изобразительного искусства, в мир живописи.

Вы согласны оправиться со мной?

-Как называется страна, в которой мы живем?

-Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О мастерах и мастерицах

Слава на весь мир идет!

Когда человека называют мастером?

Работу мастеров очень ценят, берегут. Люди говорят: «Каков мастер - такова и работа»

- Работа художника это..

- работа композитора…,

- работа скульптора…

- работа строителя…

Работы настоящих мастеров называют произведениями искусства.

-Я предлагаю отправиться в путешествие, туда, где собраны произведения искусства-работы некоторых мастеров (художников, скульпторов).

- Давайте присядем на стульчики вокруг мольберта, и получим удовольствие от рассматривания картин.

-Дааа…

-Россия

-Когда человек лучше всех делает свое дело, выполняет работу..

- Картина

- Музыка

- Скульптура

- Постройка, здание

Расстановка детей.

Худ слово

Беседа.

Вопросы.

Мотивация.

Основная часть

- Об одной картине Виктора Михайловича Васнецова я хочу рассказать вам подробно.

Внести репродукцию картины (закрытая)

Однажды увидел Виктор Михайлович Васнецов в своём селе бедную девушку-сиротку, она была бедно одета, босая.

- Что значит- сиротка?

У девушки были очень грустные глаза. Виктор Васнецов пригласил девушку в дом, накормил, но глаза её всё равно оставались грустными. Она не знала где ее родные и очень скучала по маме. Её глаза так запомнились Виктору Михайловичу, что в своей картине «Алёнушка» он нарисовал Алёнушке именно такие глаза.

- Вы хотите увидеть картину? (открываю)

Как вы думаете к какой сказке написал эту картину Виктор Михайлович?

Вы сразу увидели Аленушку? Почему?

Девушка привлекает взгляды своей простой красотой.

Где в картине художник изобразил девочку?

Как вы думаете, почему девочка пришла в лес? Зачем?

-Рассмотрите внимательно и расскажите, какой изображена Алёнушка?)

- Ребята, послушайте два музыкальных произведения и подберите подходящее к «Алёнушке».

Посмотрите на Аленушку, как она выглядит?

-Простоволосая.

Как одета Алёнушка?)

Обратите внимание на ноги девочки-сиротки, какие они?

Уточнение воспитателя:(босые, усталые, обитые о дорожные камни пальцы)

Как вы думаете, почему девочка босая?

- Ребята, давайте пройдем с вами по лесной тропинке..

Упр. «Пройди по лесной тропинке» (дорожка с камушками, веточками и листьями)

Что вы почувствовали, когда шли по камням, веткам?

- Посмотрите, ребята, уставшая Аленушка в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись на колено, наклонив голову у мрачного пруда, в дремучем лесу. Она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая.

Как художник передал настроение Алёнушки?

Какие краски помогли ему в этом?

Задумчиво смотрит Алёнушка в тёмные воды омута.

Дополнение воспитателя: (омут-глубокая яма на дне пруда, реки).

- Поникла её голова, свешиваются спутанные волосы, печально сложены на коленях руки. В ее глазах отражается грусть и печаль

- Природа словно сочувствует Алёнушке и тоскует вместе с ней.

Физкультминутка.

- Давайте окунемся в картину и сделаем движения…

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополя затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

- Молодцы! Возвращаемся к репродукции картины.

Ребята, что можно сказать о солнце?

А о небе? …

О ветре? …

О дожде?...

О траве?....

Деревья какие?....

-А какое настроение в лесу?

-Девочку окружает лесная непроходимая чаща. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесном пруду тоже кажется темнотой, мрачной.

Посмотрите на ёлочки- они дрожат. Им очень жаль бедную девочку-сиротку. А стройные осинки, они вовсе стоят рядом с Алёнушкой и осыпают девочку золотом своих листьев, как бы шепчут ей “Не плачь, не горюй”

-Кажется, что на картине девочка совсем одна. Но это не так. Сочувствуют ей не только осинки, но и… Кто сидит на веточке?

- Вы хотели бы побывать в этом лесу? Давайте закроем глаза и перенесемся мысленно к Аленушке.

Упр «Попадаем в лес».

Звучит музыка (Л. Бетховен. «Лунная соната»)

- Что вы услышали, когда были в лесу? Что почувствовали сидя рядом с Аленушкой?

- Как вы относитесь к девочке?

-Как можно её успокоить?

- Мне хочется, как - то помочь этой девушке, согреть ее добрыми словами. Вы мне поможете?

Воспитатель предлагает сказать ласковое слово, взять сердечко из бумаги и наклеить на рамку картины.

“Окружи добротой”

- У вас на столах лежат сердечки. Подарите Алёнушке сердце и добрые слова!

- Спасибо вам. Вы такие слова хорошие сказали Алёнушке. Я думаю, у неё все будет хорошо!

Дети слушают рассказ воспитателя

Ответы детей.

-Дааа…

Ответы детей.

- Да, художник нарисовал ее в центре

Ответы детей (В лесу у реки, пруда, на полянке и т. д.) .

Ответы детей

Ответы детей (грустная, печальная, обиженная, заплаканная

Дети высказывают своё мнение, какая и почему мелодия подходит.

-Волосы растрепаны

Ответы детей (не тепло, легко, по - летнему, сарафан, юбка, кофта

Ответы детей (босые, необутые и т. д. грязные).

Ответы (нет обуви, не купили)

Дети проходят по дорожке.

Ответы детей.

-По выражению лица…

- Темные…

- руки медленно опускают сверху вниз

- хлопки

- дуют, как ветер

- топают ногами

- голова вниз

- обхват себя рукам

- руки вверх

- присесть

-Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет, только светит немного за лесом …

-Небо на картине хмурое, пасмурное, серое…

-Ветра нет, листочки не колышутся и вода не движется…

-Дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах. Осенью часто идут дожди…

-Трава желтая и сухая. Весь пруд зарос травой…

-Деревья роняют листья. Идет листопад…

Листья на березе желтые, в воду облетают

-Как-то грустно, все желтое, тихо…

Ответы детей

Дети закрывают глаза и представляют себя в лесу…рядом с Аленушкой…

Ответы детей

-Дааа..

Дети по – очереди говорят добрые, ласковые слова, и приклеивают сердечки.

Рассказ.

Вопрос

Рассказ

Демонстрация

Вопросы

Игровое действие.

Вопросы.

Дополнение

Игровое действие

Вопросы.

Беседа

Рассказ.

Уточнение

Вопросы

Метод эмпатии

(Вхождение в картину)

Игровое действие

Заключ.

часть

-Ребята, понравилось вам рассматривать картину?

Я получила большое удовольствие от ваших ответов. Я почувствовала, что и вас затронула эта картина.

- Как она называется?

--Кто написал её?

- Вот какой замечательный русский художник был Виктор Михайлович Васнецов. Он уже умер, а его замечательные сказочные картины до сих пор любят рассматривать люди со всего мира.

Спасибо, ребята, что так внимательно слушали рассказ, Молодцы!

- Я предлагаю вам подойти по – ближе к картине и рассмотреть её подробнее, а так же можно взять альбомы и тоже их рассмотреть…

- «Алёнушка»

- В. М. Васнецов, великий русский художник..

Дети рассматривают репродукцию картины, альбомы «Третьяковская галерея», «Картины В.М.Васнецова»

Дети высказывают свое мнение, делятся эмоциями..

Рефлексия

Вопросы

Похвала

0
Конспект СОД по развитию речи в подготовительной к...
«Важность соблюдения режима дня».
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
17.08.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Перспективное планирование по познавательному развитию (ФЦКМ)
12 августа 2019
Добрый вечер. Скопировала себе Вашу перспективу. Спасибо.
Дидактическая игра
10 августа 2019
Спасибо, хорошая подборка. Как ВЫ думаете, с какого возраста необходимо начинать постоянную работу с...
Паспорт экологической тропы
08 августа 2019
Прекрасный материал!
Педагогика
31 июля 2019
Добрый день Как можно узнать правильные ответы на вопросы?

В блогах

Цель: формирование простейших туристических навыков. Задачи: 1. отрабатывать навыки правильного и безопасного поведения в природе, 2. формировать познавательный интерес, 3. отрабатывать навыки ориенти...
Актуальность проблемы формирования предпосылок учебной деятельности .             Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из в...
«Один лишний» - игра на развитие внимания, речи, памяти, на закрепление умения объяснить свою точку зрения, умения классифицировать. Ход игры: Воспитатель называет четыре слова, а дети находят лишнее ...
Организация игровой деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО              В условиях реализации ФГОС говориться об исключении из обр...

Новое на сайте

Мастер-класс по изготовлению тюльпана из пушистой проволоки

Мастер-класс по изготовлению тюльпана из пушистой проволоки 1. Необходимые материалы: пушистая проволока 2-х цветов (красного-4 шт. и зеленого-2 шт.), ножницы. 2. Далее необходимо разрезать красную проволоку (3шт) пополам. 3. Приступаем к изготовлению стебля...

Конспект НОД во второй младшей группе. Тема: «В гостях у…

Конспект НОД во второй младшей группеТема: «В гостях у сказки» Цель: Учить применять свои знания в решении образовательных задач. Программное содержание. 1. Развивать способность создавать образы с помощью жеста и мимики 2. Побуждать детей...

Сценарий развлечения «Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки»

Сценарий развлечения «Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки» Ведущая: Музыкальный руководитель. Праздник проводится на улице. Ведущая. Ой, сколько девчонок и мальчишек! Придумано кем-то Просто и мудро – При встрече здороваться: «Доброе утро!». Ребята, а давайте так звонко и весело...

Тема: «Лесной праздник». Конспект НОД по музыке в средней группе

Тема: «Лесной праздник»Конспект НОД по музыке в средней группе Цель: развивать инициативность и самостоятельность детей. Задачи: Образовательные: - закреплять умение слышать смену разнохарактерных частей музыки и менять в соответствии с этим движения в танце; -...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top