Конспект по теме «Развитие речи дошкольников посредством русских народных загадок»

Конспект по теме «Развитие речи дошкольников посредством русских народных загадок»

«ОТГАДАЙТЕ-КА ЗАГАДКИ!» Подготовительная группа.

Цель: создать условия для развития речи посредством русских народных загадок.

Задачи:

- познакомить с мудростью русского народа – загадками;

- показать, что загадки можно сочинить самому.

Материал: Иллюстрации с загадками (книги), костюм Петрушки, ширма.

Виды деятельности

  • игровая
  • коммуникативная
  • двигательная

Ход занятия.

(За ширмой раздаётся смех Петрушки).

Воспитатель: Ребята, кто это так весело смеётся за ширмой? Отгадайте (дети отгадывают).

В.: Правильно, Петрушка!

Петрушка: Здравствуйте, ребята! У меня сегодня такое хорошее настроение, что я решил к вам в гости зайти и позагадывать загадки. Да такие трудные, что вы ни за что не отгадаете!!

Все обходят это место: В дверь, в окно стучать не будет,

Здесь земля как будто тесто, А взойдёт — и всех разбудит(солнце)

Здесь осока, кочки, мхи —

Нет опоры для ноги(Болото)

Меня бьют, колотят, режут — Три братца

Я всё терплю, всем добром плачу. Пошли купаться

.(Земля) Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупалися, Вышли, На третьем повисли

(Коромысло и вёдра)

Кланяется, кланяется, придет домой — растянется(Топор)

Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок)

Петрушка: УУУУ, с вами не интересно, все загадки отгадали.

Воспитатель: Вот, Петрушечка, какие ребятки в нашем детском саду ууумные. А ты отгадаешь наши загадки, мы с ребятами тоже знаем их немало.

П.; Ха, да я всё отгадаю. Даже лучше вас (кривляется). Вот увидите!!! (Во время загадывания загадок детьми Петрушка отгадывает, ошибается, эмоционально расстраивается).

Под дубочком, под листочком свился, скрючился клубочком (ЁЖ)

Что вверх растёт? (СОСУЛЬКА)

Зимой и летом – одним цветом (ЕЛЬ)

Скручена, связана, на кол посажена, а по улице пляшет (МЕТЛА)

Сам худ, голова с пуд, как ударит, крепко станет (МОЛОТОК).

(Петрушка почти ни одной загадки не может разгадать):

П.: УУУуу, с вами неинтересноооо!! Какие-то загадки неразгадываемые придумали!»!! Их никто никогда не разгадает.

В.: Не волнуйся, Петрушечка. Всё можно разгадать. Но…для этого нужно немножко поучиться. Сейчас мы тебя научим разгадывать загадки. Слушай и запоминай. Будь внимателен…

Угадайте, что за шапка.

Меха – целая охапка.

Шапка бегает в бору.

У стволов грызёт кору.

В.: А теперь подумай хорошенько, кого нужно искать?

- Живое существо, покрытое мехом, похожее на шапку.

-Где искать?

- «Шапка бегает в бору». И дополнительная характеристика для шапки «У ствола грызёт кору». Связав воедино все признаки, находим отгадку – это заяц.

В.: А, теперь, Петрушка, послушай загадку про человека.

Под дугами, под дугами

Ходят яблоки с кругами.

- Итак, Петрушечка, что надо найти?

П.:»Яблоки с кругами».

В.: Что похоже на дуги на лице человека?

Петрушка внимательно смотрит на детей, долго ищет ответ, наконец-то отгадывает:

-Брови!!!

В.: А что же такое «яблоки с кругами»?

П.: Отгадал! Отгадал! Отгадал! (Кривляется). Это же глаза! Это глаза находятся в движении. Урррраа!!! Я отгадал. Получилось.

В.: Хочешь, Петрушка, ещё поотгадывать Загадки?

П.: Конечно, хочу (Радостно прыгает).

В.: Ну, чтож, слушай внимательно, ребята и вы присоединяйтесь к отгадыванию загадок.

Пузыри пускало, пеной кверху лезло, Всех на свете обшивает,

И его не стало, всё оно исчезло.(мыло) Что сошьёт, не надевает.(игла)

Весь день усами шевелит За белой дверцей стужа, лёд.

И время узнавать велит (часы) Там Дед Мороз, друзья, живёт (холодник)

Воспитатель: А, теперь, давайте немного поиграем. Петрушка присоединяйся (можно вызвать несколько детей по очереди, можно поиграть со всей группой).

Игра «Покажи кто это»

1. Комочек пуха, Дружбу водит он с лисой,

Длинное ухо, Для других ужасно злой.

Прыгает ловко, Всё зубами щёлк да щёлк.

Любит морковку (заяц) Очень страшный …. (волк)

Летом ходит без дороги, Рыжая плутовка

Возле сосен и берёз. Обманывает ловко

А зимой он спит в берлоге, Её боится мышка

От мороза прячет нос (медведь) И зайка – шалунишка

Хоть сама в лесу живёт

Из деревни кур крадёт (лиса)

В.: 1. Молоко пьет,

Песенки поет,

Чисто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

2. С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крыльцом,

А хвост колечком. (Собака)

3. Маленький беленький

По лесочку прыг – прыг

По снежку тык – тык (Заяц)

4. Летит орлица по синему небу

Крылья распластала - солнышко застлала (Туча)

Молодцы, ребята, и ты, Петрушка молодец, научился отгадывать загадки. Хорошо. Ребятки, а теперь давайте, посмотрим, как вы умеете их загадывать. Кто хочет позагадывать загадки нам с Петрушкой? (выбрать 4 детей)

Ребенок 1: Висят на ней плоды Похожие на лампочку,

Но вкусные они (Груша).

Ребенок 2Над цветком летает

И красивыми крыльями махает. (Бабочка)

Ребенок 3: Живет на дереве, в дупле, С рыжей шубкой и пушистым хвостом. (Белка)

Ребенок 4: Чирикает, чирикает! По улице прыгает!  Букашек собирает и в лужах купается. (Воробей)

(Петрушка радуется, прыгает и кривляется от радости, что ему удаётся отгадать загадки вперед воспитателя).

В.: Вот видите, ребята, можно и самим придумывать загадки, а не только знать их наизусть. Петрушка, а ты знаешь, сколько загадок придумали люди?

П.: Нет, не знаю.

-Очень-очень много. Существуют загадки про овощи и фрукты, про животных и птиц, про бытовые предметы, про явления природы и про многое другое. Сегодня мы в этом убедились, правда? (Дети хором отвечают утвердительно, Петрушка хлопает в ладоши и кивает головой). Каждый ребёнок уже с детства знает много самых разных загадок. Яркие, живые, образные, смешные, они легко запоминаются и остаются в нашей памяти навсегда.

Сколько люди живут на свете, столько и существуют загадки. На протяжении веков их создавал народ. И не только взрослые придумывали загадки. По словам собирателя загадок Дмитрия Садовникова, «творчество детей также внесло большой вклад».Из глубины времён загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно выразил себя, свой мир, своё отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным, к птицам. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идёт речь, а также разгадывает в словах скрытый смысл. И смотреть на мир внимательными зоркими глазами, замечать всю красоту и богатство его, то всякий мудрёный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы.

Русские загадки – это поэзия народного языка. Загадки развивают смекалку, сообразительность, ум, учат видеть прекрасное. Загадки собираются в большую копилку народной мудрости. Известными русскими фольклористами: Владимиром Далем, Иваном Худяковым, Дмитрием Садовниковым собрано великое множество загадок, которые публикуются в книгах и бережно хранятся всеми поколениями. Мама загадывает загадки своим детям, дети своим детям. Так и будут люди много лет помнить загадки. Загадки дошли до нас с вами, мы их запомним и научим маленьких детей.

- Ребята, а хотите мы тоже, как русские фольклористы, будем собирать загадки. Купим новый альбом, а вы, когда услышите или прочитаете новую загадку, внесите её скорее в наш альбом. Мы её запишем и нарисуем.

Петрушка весело подскакивает:

- Вот здорово! (хлопая в ладошки). Про меня, про Петрушку, не забудьте написать загадку. До свидания, ребята, до скорой встречи!!!

 

0
Лепбук ПДД Мастер-класс
Технологическая карта нод в средней группе по теме...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
04.08.2020

В блогах

Досуг-викторина "Дары осени"

                ВИКТОРИНА «ДАРЫ ОСЕНИ».   Цель: Обобщить знания детей об осени. Задачи: Закрепить знания о явлениях живой и...

Сценарий праздника посвящённый «Дню Флага РФ» Музыкальный руководитель Могулова Р.Л. МБДОУ №74

Зал  празднично  украшен. Под  фонограмму  песни  «Моя   Россия»,  дети  с  флажками  входят  в  зал. Исполняется  Танцевальная    композиция  с   флажками        «Мы  -  дети  ...

Открытый показ ОД по ФЭМП "В стране математики"

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 2051» ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2 Открытый показ в подготовительной к школе группе Образовательная...

Новое на сайте

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества; создание праздничного настроения у детей и взрослых. Задачи: 1. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. 2. Формировать...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. – Беседы, экскурсии к дороге, изготовление светофора из бросового материала, рассматривание дорожных знаков. Материал. – Дорожные знаки...

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки»

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки» Герои: Хозяюшка, внук, Коза, козленок, Курица, 2 цыпленка. Гости в зале, детей нет. Звучит музыка «Утро в деревне» или «Петушок, погромче пой». Выходит Хозяюшка. Хозяюшка: (поет) Утром только зорька над землей встает, Звонко...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог