Конспект по ознакомлению с окружающим миром со старшими дошкольниками "Жилище казаков"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №7.

Муниципальное образование Усть - Лабинского района.

Конспект открытой организационной образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Жилище казаков» ( с использованием технологии : ИКТ)

Выполнила:

Воспитатель: Кракова Е.Н.

2015г.

Цель: сформировать у детей представление о жилище казаков, его особенностях; рассказать о назначении комнат, их убранстве; развивать эстетический вкус.

Задачи: формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве; развитие любознательности; обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Оборудование: макет «Кубанский дворик»,мультимидийный экран с проектором, иллюстрации жилищ казаков, рушник, пасхальные яйца, глиняный кувшин,коромысло.

Ход занятия .

Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть макет «Кубанский дворик». Ребята, посмотрите , какие казаки строили жилища-хаты. Они делали их из местных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату.

Ребята, а какие вы знаете пословицы про отчий дом? (Мой дом - моя крепость).

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани.

Посмотрите, ребята, какие в доме были комнаты (слайд №1)

фото малой хаты.

В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол.

(слайд №2) фото великой хаты.

В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «красный угол»-« Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют на Кубани, пасхальные яйца (воспитатель показывает), просвирки, записи молитв, поминальные книжки.

Рушники- традиционный элемент украшения кубанского жилища (воспитатель показывает рушник). Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона сцветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространённая деталь интерьера казачьей хаты- фотографии на стене- традиционные семейные реликвии. (слайд№3) фото семей кубанских казаков.

Проводится игра «Горшки»- (казачья игра) , (см. приложение 1).

Кубань, в силу особенностей исторического развития уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали и формировались в одно целое элементы культур различных народов.

Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нём обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.

Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы- «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» -глину вперешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешивали с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз , тщательно перемешанный с соломенной резкой).Побелку делали белой глиной.

Рядом с хатой казаки рыли глубокий погреб, где в холоде хранили продукты. Невдалеке от хаты были загоны для скота, хозяйственные постройки. (Воспитатель показывает на макет «Кубанский дворик»). Хозяйство огораживалось плетнём- забором из переплетённых прутьев. У плетня собирались женщины, чтобы погутарить (поговорить). Здесь же играли дети. Проводится игра «Заплетайся плетень» (см. приложение 2)

Ребята, посмотрите на фотографии жилищ казаков. Расскажите , как казачки украшали свой дом? (ответы детей)

Кто помогал казаку строить домовладение? (ответы детей).

Что вам сегодня понравилось на занятии? (ответы детей).

Приложение 1.

Игра «Горшки».

Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих- водящий- изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

- Почём горшок?

Хозяин отвечает:

- По денежке.

А он не с трещиной?

-Попробуй.

Покупатель легко ударяет по « горшку» пальцем и говорит:

- Крепкий, давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:

Чичары, чичары, собирайтесь гончары

По кусту, по насту, по лебедю горазду!

Вон!

Со словами «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному « горшку», тот «хозяин», а опоздавший- водящий.

Приложение 2.

Игра «Заплетайся плетень».

Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» - замкнутый руками круг Кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так- до полного «заплетения», запутывания .Затем играющие зовут водящего , который должен распутать хоровод. Причём соединённые руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.

0
Презентация "Ремесла Кубани"
Консультация для родителей "Как избавиться от детс...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
09.07.2020

Комментарии

Мастер-класс «Мнемотехника»
16 июня 2020
Очень интересный мастер - класс. Спасибо.
Педагогика
11 июня 2020
А как можно получить ответы?

В блогах

«Научиться не кричать на своего ребенка?!?»

«Научиться не кричать на своего ребенка?!?»Можно ли кричать на ребенка? Конечно же нет!!!Несмотря на то, что это правда и то...

"Дорогою добра"

Сценарий развлечения «Дорогою добра» Старшая, подготовительная группа Музыкальный руководитель МБДОУ №30 Игнатенко Лидия Викторовна В сценарии развлечения «Дорогою добра», дети становятся главными действующими лицами...

Дидактическая игра - «Радуга»

  Воспитатель: Данилова Надежда Александровна Дидактическая игра -  «Радуга» Цель: Закрепить порядок дней недели  цветов в радуге, развивает внимание и память. Оборудование: Колпачки всех...

Новое на сайте

Классификационная работа познавательно-исследовательской деятельности

Классификационная работа познавательно-исследовательской деятельности

Рабочая программа 3-4 года

Рабочая программа 3-4 года

Досуг, посвященный 23 февраля «Богатыри земли русской» для детей старшего возраста

Досуг, посвященный 23 февраля «Богатыри земли русской» для детей старшего возраста Цель: воспитывать в детях гордость за своих за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа. Задачи: учить отвечать на поставленные вопросы связано...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста «Победи свой страх»

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста «Победи свой страх» Цель: снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения средствами арт-терапии.Задачи: коррекция взаимоотношений детей; преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; снижение чувства тревоги; повышение самооценки; развитие воображения. Ход занятия: 1. Ритуал приветствия. Цель: настрой на работу. Дети встают...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог