Программа самообразования Тема: ««Развитие познавательного интереса к сезонным изменениям в природе у детей среднего дошкольного возраста»

Тема: «Развитие познавательного интереса к сезонным изменениям в природе у детей среднего дошкольного возраста»

Актуальность

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Программа обучения и воспитания детей по ознакомлению с природой в детском саду построена с учетом принципа сезонности. В ней заложены возможности познания природы в строгой логической последовательности: от изменений в неживой (солнце, долгота дня, почва, вода) - к изменениям в живом мире (растения, животного) предполагает рассматривать его только во взаимодействии с неживым в природе.

Именно ознакомление с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений живого в связи с изменениями внешней среды (похолодание, потепление) и с приспособляемостью живого к изменениям в неживом мире, позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и в деятельностном подходе к природе, через трудовую, практическую активность, беречь и сохранять её.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Цель:

  • Повышение своего профессионального уровня и компетентности, мастерства;
  • Создание условий для развития познавательного интереса к сезонным изменениям в природе у детей среднего дошкольного возраста.

 

Задачи:

  • Формировать систему экологических знаний и представлений о природе (интеллектуальное развитие);
  • Развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её;
  • Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
  • Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.

 

Ожидаемые результаты:

  • Позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным
  • Осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через игры
  • Воспитание доброты и отзывчивости, стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям (кормление, бережное отношение и т.д.)

Список использованных источников

1. Белавина И.Г., Найдина Н.Г. Планета наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников И.Г. Белавина, Н.Г. Найдина. М.: Лайда, 1995. - 288с.

2.Беладина И.Г., Найденская Н.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. М.: Изд. «Лайда», 1995.- 96с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. - 258 с.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.

9. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005.-170с.

10. Венгер Л.А. Развитие. Программа нового поколения.

11. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, - 56с.

12. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб.пособие для педагогических училищ по спец. «Дошкольное воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; Под ред. П. Г. Саморуковой.—М.: Просвещение 1991.—240с.

15. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.– М.: Просвещение, 1989.- 165с.

16. Максимова Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. комплекс Л.И. Максимова. Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2002.-118 с.

17. Николаева Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада/ Н. Николаева. М.: Новая школа, 1995. 106 с. 1 Ю.Николаева Н. Как приобщать ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждения Н. Николаева. М.: Просвещение, 1993. - 187 с.

18. Осипов Г.Н. Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой Г.Н. Осипов. М.: Просвещение, 1981. - 86 с. 

 

Период

Мероприятия

2020-2021 учебный год.

В течение года

Изучение методической литературы и опыта коллег по выбранной теме.

В течение года

Освоение компьютерных технологий необходимых для работы.

Октябрь, Ноябрь

Подбор художественной литературы, иллюстрированного материала, составление картотек.

Январь

Подбор дидактического и игрового материала для свободной и совместной деятельности

Февраль

Разработка перспективного плана работы с детьми

Март

Апрель

Разработка конспектов образовательной деятельности «Осень», «Удивительные секреты погоды» и др.

Май

Разработка программы социального партнерства с семьей с включением работы по экологическому воспитанию. Высадка рассады цветов на участок детского сада.

2021-2022 учебный год.

Сентябрь, май

Выявление уровня сформированности знаний у детей среднего возраста в вопросах сезонные изменения природы.

Составление картотек бесед: «Деревья – наше богатство», «Золотая осень».

В течение года

Разработка картотеки дидактических игр Д/и «Кто, где живет?», «Воздух, земля, вода», опытов: «Чем пахнет вода», картотеки стихов для заучивания о временах года, мнемотаблиц, иллюстрационного материала.

Декабрь

Подготовка иллюстраций по теме Зима, Новый год. Беседа «Зимующие и перелетные птицы» Чтение художественной литературы

Г. Серебрецкий «Берегите птиц», Д/игра «Голоса птиц» Опыт «Полет перышек»

Январь

Составление презентации «У природы нет плохой погоды» и «Зима-краса» Консультация для педагогов «Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной активности»

Февраль

Работа с интернет ресурсами. Изучение опыта коллег. Проект «пробуждение природы»

Март

Мастер-класс для педагогов «Календарь природы»

Апрель

Подготовка развлечения «В мире зимних забав», Подбор материалов для уголка природы «Весенняя капель» Акция «День Земли»

Май

Подбор стихов о весне, лете.

2022-2023 учебный год.

Сентябрь, май

Выявление уровня сформированности знаний у детей среднего возраста в вопросах сезонные изменения природы.

Составление Лепбука «Времена года»

Октябрь

Составление памяток для родителей «Осенняя пора», «Ответственность и бережное отношение к природе». Участие в конкурсе поделок из природного материала «Осенняя галерея»

Декабрь

Подготовка картотеки наблюдений за природой зимой

Подготовка к районному конкурсу «Канавинские соборяне».

Февраль

Разработка буклета для родителей «Учимся наблюдать за изменениями в природе».

Повышение квалификации

Январь

Пополнение РППС дидактическими, сюжетно-ролевыми играми.

Подбор наглядных материалов для родительского уголка

Март

Выставка творческих работ «Весна-красна». Составление анкеты для родителей. Проект «Огород на подоконнике» и «Цветущий участок»

Открытый показ занятия.

Апрель

Подбор иллюстраций «Весна» для заучивания стихов. Акция «Красивый детский сад».

Май

Обмен опытом на педагогическом совете «Итоги работы»

0
План воспитательно-образовательной работы с детьми...
Консультация для родителей «Читаем детям»
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.03.2023

В блогах

Путешествие в зоопарк

Конспект сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе. «Путешествие в зоопарк» Задачи:• Закреплять знания детей о диких животных - обитателях зоопарка. • Познакомить...

Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста

Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста      Игра должна быть ведущей деятельностью, обесцвечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие...

Сценарий развлечения посвященное Дню рождения А.С.Пушкина.

м Сценарий летнего развлечения «Путешествие по Лукоморью», посвященного Дню рождения А. С. Пушкина. (для старшей и подготовительной групп) Цель: развивать у детей познавательный интерес к...

Новое на сайте

Проект «Чем пахнут ремесла»

Проект «Чем пахнут ремесла»

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Супермаркет» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на развитие наблюдательности, речи, расширения знаний об окружающих предметах и продуктах в магазине. Игра предназначена для индивидуальной работы...

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера. Тема «Книги сказок»

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера Тема «Книги сказок» Цель: закрепление литературных знаний с помощью геометрических схем - кругов Эйлера. Задачи: развивать умение классифицировать персонажей сказок и объединять по группам; закреплять знания русских народных сказок; развивать логическое...

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда (Для детей старшего возраста)