Программа самообразования Тема: ««Развитие познавательного интереса к сезонным изменениям в природе у детей среднего дошкольного возраста»
Тема: «Развитие познавательного интереса к сезонным изменениям в природе у детей среднего дошкольного возраста»
Актуальность
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Программа обучения и воспитания детей по ознакомлению с природой в детском саду построена с учетом принципа сезонности. В ней заложены возможности познания природы в строгой логической последовательности: от изменений в неживой (солнце, долгота дня, почва, вода) - к изменениям в живом мире (растения, животного) предполагает рассматривать его только во взаимодействии с неживым в природе.
Именно ознакомление с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений живого в связи с изменениями внешней среды (похолодание, потепление) и с приспособляемостью живого к изменениям в неживом мире, позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и в деятельностном подходе к природе, через трудовую, практическую активность, беречь и сохранять её.
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Цель:
- Повышение своего профессионального уровня и компетентности, мастерства;
- Создание условий для развития познавательного интереса к сезонным изменениям в природе у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать систему экологических знаний и представлений о природе (интеллектуальное развитие);
- Развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её;
- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
- Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты:
- Позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным
- Осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через игры
- Воспитание доброты и отзывчивости, стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям (кормление, бережное отношение и т.д.)
Список использованных источников
1. Белавина И.Г., Найдина Н.Г. Планета наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников И.Г. Белавина, Н.Г. Найдина. М.: Лайда, 1995. - 288с.
2.Беладина И.Г., Найденская Н.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. М.: Изд. «Лайда», 1995.- 96с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. - 258 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
9. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005.-170с.
10. Венгер Л.А. Развитие. Программа нового поколения.
11. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, - 56с.
12. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб.пособие для педагогических училищ по спец. «Дошкольное воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; Под ред. П. Г. Саморуковой.—М.: Просвещение 1991.—240с.
15. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.– М.: Просвещение, 1989.- 165с.
16. Максимова Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. комплекс Л.И. Максимова. Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2002.-118 с.
17. Николаева Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада/ Н. Николаева. М.: Новая школа, 1995. 106 с. 1 Ю.Николаева Н. Как приобщать ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждения Н. Николаева. М.: Просвещение, 1993. - 187 с.
18. Осипов Г.Н. Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой Г.Н. Осипов. М.: Просвещение, 1981. - 86 с.
Период | Мероприятия |
2020-2021 учебный год. | |
В течение года | Изучение методической литературы и опыта коллег по выбранной теме. |
В течение года | Освоение компьютерных технологий необходимых для работы. |
Октябрь, Ноябрь | Подбор художественной литературы, иллюстрированного материала, составление картотек. |
Январь | Подбор дидактического и игрового материала для свободной и совместной деятельности |
Февраль | Разработка перспективного плана работы с детьми |
Март Апрель | Разработка конспектов образовательной деятельности «Осень», «Удивительные секреты погоды» и др. |
Май | Разработка программы социального партнерства с семьей с включением работы по экологическому воспитанию. Высадка рассады цветов на участок детского сада. |
2021-2022 учебный год. | |
Сентябрь, май | Выявление уровня сформированности знаний у детей среднего возраста в вопросах сезонные изменения природы. Составление картотек бесед: «Деревья – наше богатство», «Золотая осень». |
В течение года | Разработка картотеки дидактических игр Д/и «Кто, где живет?», «Воздух, земля, вода», опытов: «Чем пахнет вода», картотеки стихов для заучивания о временах года, мнемотаблиц, иллюстрационного материала. |
Декабрь | Подготовка иллюстраций по теме Зима, Новый год. Беседа «Зимующие и перелетные птицы» Чтение художественной литературы Г. Серебрецкий «Берегите птиц», Д/игра «Голоса птиц» Опыт «Полет перышек» |
Январь | Составление презентации «У природы нет плохой погоды» и «Зима-краса» Консультация для педагогов «Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной активности» |
Февраль | Работа с интернет ресурсами. Изучение опыта коллег. Проект «пробуждение природы» |
Март | Мастер-класс для педагогов «Календарь природы» |
Апрель | Подготовка развлечения «В мире зимних забав», Подбор материалов для уголка природы «Весенняя капель» Акция «День Земли» |
Май | Подбор стихов о весне, лете. |
2022-2023 учебный год. | |
Сентябрь, май | Выявление уровня сформированности знаний у детей среднего возраста в вопросах сезонные изменения природы. Составление Лепбука «Времена года» |
Октябрь | Составление памяток для родителей «Осенняя пора», «Ответственность и бережное отношение к природе». Участие в конкурсе поделок из природного материала «Осенняя галерея» |
Декабрь | Подготовка картотеки наблюдений за природой зимой Подготовка к районному конкурсу «Канавинские соборяне». |
Февраль | Разработка буклета для родителей «Учимся наблюдать за изменениями в природе». Повышение квалификации |
Январь | Пополнение РППС дидактическими, сюжетно-ролевыми играми. Подбор наглядных материалов для родительского уголка |
Март | Выставка творческих работ «Весна-красна». Составление анкеты для родителей. Проект «Огород на подоконнике» и «Цветущий участок» Открытый показ занятия. |
Апрель | Подбор иллюстраций «Весна» для заучивания стихов. Акция «Красивый детский сад». |
Май | Обмен опытом на педагогическом совете «Итоги работы» |
Комментарии