Я - ВОСПИТАТЕЛЬ

Конспект образовательной ситуации по обучению пересказу по произведению Е.Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе

Конспект образовательной ситуации по обучению пересказу  по произведению Е.Пермяка «Первая рыбка»

(с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий)

Цель: Совершенствование навыков связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

Образовательная:

Совершенствовать навыки пересказа путем работы по графической схеме

Формировать активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа

Совершенствовать связанную монологическую речь, диалогическую речь

Совершенствовать умение детей пересказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа, подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Систематизировать знания детей о способах словообразования. Упражнять в образовании родственных слов.

Развивающая:

Развивать навыки планирования пересказа.

Развивать связанную монологическую речь, умение отбирать факты из личного опыта соответственно теме. Развивать умение вступать в речевые контакты со взрослым, логическое мышление, воображение.

Воспитательная:

Воспитывать культуру речевого общения, уважение  друг к другу, умение слушать товарища.

Предварительная работа:

1. Чтение рассказа Галины Радиной «На рыбалке. Рассказы детям»

2. Изучение лексической темы «Обитатели водоемов».

3. Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.

Словарная работа: Активация и обогащение словаря по теме «Семья», «Обитатели водоемов».

Обогащение: нахваливать, жирна,  навариста ершище, ершишка

Активизация: уха, котелок, рыбалка, рыбаки, удочка…

Оборудование:

Графические схемы, магнитная доска, загадки, мяч, картинки (с изображением семьи, маленького мальчика, рыбака на речке, костер с котелком, бабушки, ерша, семьи за обедом, маленького ершика, улыбающегося мальчика), картинки для игры: котелок, картинки разных речных рыб – щука, окунь, сом, принадлежности для рисования.

Методические приёмы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем, лексико- грамматические упражнения по тексту произведения

Ход занятия

Этапы проведения

Деятельность  воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная часть

Воспитатель собирает детей на ковре

Детям предлагается построиться в круг.

-Ребята,  я знаю, как вам нравятся игры, и предлагаю поиграть в игру.

-У меня есть вот такой волшебный мяч, и мы с ним поиграем в игру «Назови ласково»

-Я буду называть слово, а вы – должны сказать его по – другому, ласково. А наш волшебный мяч будет прыгать в руки к тому, кто правильно сказал новое слово.

- Рыба, трава, снег, кот, кукла, зима, день, вечер, конфета, лиса, куст…

- Молодцы, ребята! А сейчас навострите ушки и слушайте внимательно!.

- Ребята, представьте, что вы хмуритесь, как осенняя тучка

- А сейчас вы - человек, который сердится, изобразите это как?

- А теперь улыбнитесь, как улыбается солнышко…

-А сейчас вы – человек, который очень обрадовался!

- А сейчас вы – рыбаки…

-Давайте присядем на стульчики, как – будто на бережок,  сидите вы на берегу и ловите рыбку….

-Молодцы!

-Ребята, а загадки отгадаете?

-У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

-Он в самом омуте живет,

Я живу в подводной тине,

Страшен с виду я небось:

Пасть да хвост, а между ними

Только игл колючих горсть.

-Что это у Галочки:
Ниточка да палочка,
Палочка в руке,
А ниточка в реке?
Наклонилась над рекой:
Уговор у них такой —

Обменяет ей река
Окунька на червяка.

- Молодцы, умеете загадки отгадывать.

Дети собираются возле воспитателя на ковре

Встают в круг

Слушают воспитателя

Преобразовывают слова

-рыбка, рыбочка

-травка, травушка

- снежок, снежочек

-коток, котик, котенька

-куколка, кукляшечка

-зимушка

-денек, денечек

-вечерок, вечерочек

-конфетка, конфеточка

-лисонька, лиска

-кустик, кусточек

Слушают воспитателя

Выполняют действия

Присаживаются на стульчики

Выполняют действия

-Даааа…

Слушают воспитателя

Отгадывают загадки

- Рыба…

-Ерш…

-Удочка…Рыбалка…

Организация детей на занятие

Игровые действия

Указания воспитателя

Объяснение правил

Упражнение в словообразовании

Похвала

Указание

Игровые действия

Мотивация

Метод эмпатии

Вопрос

Худ слово

Похвала

Основная часть

Ребята, очень много написано рассказов, загадок о разных рыбах, о рыбалке . Сегодня я прочту вам рассказ Е.Пермякова «Первая рыбка»

Чтение рассказа.

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

По мере чтения воспитатель расставляет картинки в последовательности рассказа (Картинка с изображением семьи, маленького мальчика, рыбака на речке, костер с котелком, бабушки, ерша, семьи за обедом, маленького ершика, улыбающегося мальчика).

- А вот еще одна игра – «Вопрос – ответ». Я задаю вопрос, а вы говорите ответ.

- О ком рассказ? (Кто главный герой рассказа?)

- О ком еще говорится в рассказе? (Второстепенные герои рассказа)

- В какой семье жил Юра?

- Куда отправилась Юрина семья?

- Сколько рыбы поймал Юра?  

-Для чего же нужен котелок?

- Что сварили из рыбы?

- Почему все стали хвалить уху?

- Чему радовался Юра?

- Как можно назвать этот рассказ?

- А вот Евгений Андреевич Пермяк назвал рассказ «Первая рыбка». Как вы думаете, почему?

- А вы были на рыбалке?

- С кем вы ходили на рыбалку?

- Какую рыбу поймали?

- Как хвалили вас ваши родные?

Словарная работа.

- Молодцы, ребята! Сейчас мы ещё поиграем! В игру «Трудные слова»

- Что означает слово «дружные»?

- Что такое уха?

- Что такое котелок?

- Что значит слово «нахваливать»?

- Что значит «уха жирна да навариста»?

- Что значит слово «ершище», «ершишка»?

-Молодцы, ребята…

Физминутка

Координация речи с движением «Рыбка».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

-Молодцы, присаживайтесь, ребята!

Образование родственных слов. Игра «Большой — маленький».

- Ребята, мы с вами тоже представляли сегодня себя рыбаками и много  рыбы наловили! И большую и маленькую. Давайте положим в котелок. Для этого нужно правильно назвать маленькую, среднюю и большую рыбу.

(На доску выставляются картинки для игры: котелок, картинки разных речных рыб – щука, окунь, сом.)

 

-Верно, справились, теперь наша уха будет и жирна и навариста

Повторное чтение рассказа.

- Ребята,  я прочитаю ещё раз рассказ. А вы постарайтесь внимательно слушать и запоминать.

- Я думаю, что вы все запомнили рассказ и сейчас сами побудете рассказчиками…

Посмотрите, перед вами схема, используйте её при составлении своего рассказа.

Слушают воспитателя

Слушают рассказ

Слушают воспитателя

Слушают рассказ

Наблюдают за действиями воспитателя

Рассматривают картинки

Слушают воспитателя

- Рассказ о мальчике Юре.

Он главный герой рассказа.

- В рассказе говорится еще о

Юриной семье, о бабушке Юры.

-Юра живет в большой т дружной семье..В семье Юры все работали, а Юра не работал. Ему было всего пять лет…

- Юрина семья отправилась на рыбалку…

- Юра поймал всего одну рыбку – ёршика.

- Котелок нужен для того, чтобы сварить уху…

- Из рыбы, которую поймал Юра и его семья, бабушка сварила уху…

- Юра радовался, что в ухе есть и его рыбка…

Варианты названий, предложенные детьми

- Юрина уха…

- Ершище…

- Как Юра рыбу ловил.

Предположения детей.

-Юра поймал свою первую рыбку, пусть маленькую, но для него она очень важная!

Ответы детей

-Да, я был на рыбалке вместе с папой..

Мы поймали много рыбы, и маленькой и большой…

- Мама очень обрадовалась, сказала, что мы молодцы, настоящие рыбаки. А потом сварила уху. А еще жарила рыбу на ужин. Мы пригласили в гости бабушку, и мы все вместе ели рыбу, которую поймали…

Слушают воспитателя

Отвечают на вопросы

- Дружные – значит всегда вместе, вместе играют, делятся игрушками, друг друга не обижают…

- Уха – это суп из рыбы…

- Котелок – это такая кастрюля, в которой варят уху..

Нахваливать – значит очень хвалить , много раз…

- Уха жирна и навариста- значит что она жирная, вкусно сваренная..

- Ершище – значит большущий ерш…

- Ершишка – значит маленький ершик…

Дети проговаривают слова и делают движения по тексту

Присаживаются на стульчики

Слушают воспитателя

Наблюдают за действиями воспитателя

Рассматривают картинки

- Сом – большая рыбина

- Щука – средняя рыба

- Окунь – маленькая рыбка

Слушают воспитателя

Слушают рассказ

Далее под руководством воспитателя, дети составляют графический план рассказа. Все дети по цепочке рассказывают рассказ, затем один ребёнок повторяет рассказ целиком.

Рассказ

Чтение

Худ слово

Демонстрация

Вопросы

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

Добиваться полных ответов

Вопрос

Наводящие вопросы

Беседа

Мотивация на рассказывание

Добиваться полных ответов

Похвала

Беседа

Вопросы

Добиваться полных ответов

Похвала

Игровые действия

Указание

 Объяснение

Напоминание

Игровые действия

Повторение

Чтение

Мотивация

Напоминание

Похвала

Заключительная часть

- Молодцы! Итак, ребята, чем мы занимались сегодня?

- Кто написал рассказ?

- Что мы повторяли, когда работали со схемой? 

- Какие новые слова вы запомнили?

- Вам понравилось быть рассказчиками?

- Предлагаю вам взять карандаши, краски, фломастеры и нарисовать рисунки о рыбалке, а затем мы сделаем выставку ваших рисунков. Согласны?

- Пересказывали рассказ «Первая рыбка»

- Играли в разные игры со словами..

- Евгений Андреевич Пермяк

-Пересказывать рассказ по схеме..

Ответы детей.

Дети высказывают мнения, делятся впечатлениями

-Дааа…

Подведение итогов

Вопросы

Закрепление

Практ деят-сть

 

0
Конспект занятия в старшей группе «Моя станица Мед...
Физкультурный праздник "Аты-баты, мы солдаты!" ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.01.2021

В блогах

Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе «Мой аквариум»

Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе «Мой аквариум» Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. Цели: - уточнить и расширить...

Перспективное планирование по грамоте (6 -7 лет)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГРАМОТЕПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППАТема Образовательная область Образовательные области Дидактическая игра Скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнатика Сентябрь 1 – 2 неделя: мониторинг№1 «Звуковой...

"Путешествие по сказке"

 Конспект занятия«Путешествие по сказке» интегрированное занятие во 2 младшей группе Оленина Дина ФедоровнаЦель: закрепить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать и...

Новое на сайте

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе «Секрет здоровья»

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе «Секрет здоровья» Программные задачи: - повторить ходьбу в колонне по одному с выполнением заданий по сигналу воспитателя, бег; - совершенствовать ходьбу змейкой; - упражнять в ползании по гимнастической скамейке, обхват рук...

Рождественское театрализованное музыкальное представление по сказке «Рукавичка»

Рождественское театрализованное музыкальное представление по сказке «Рукавичка» Цель: Создать условия для формирования чувства радости от участия в совместной творческой деятельности всех участников мероприятия, устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарным праздником «Рождество...

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы»

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы» Назначение работы: Зимние игры - эстафеты для детей старшего дошкольного возраста. Данные игры научат ребят играть в команде, соревноваться и радоваться успехам своей команды.Материалы: кегли (6), 2 обруча, 2 лопатки...

Конспект беседы по правилам дорожного движения в группе раннего возраста «Наш друг-светофор»

Конспект беседы по правилам дорожного движения в группе раннего возраста «Наш друг – светофор» Цель: формировать элементарные представления о сигналах светофора и о правилах дорожного движения. Задачи: «Художественно-эстетическое развитие»: Учить детей слушать песню, понимать ее содержание. «Социально-коммуникативное развитие»: Развивать у детей потребности в...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог