Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы

Подготовила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Горбунова А.Г.

Покачи 2017

Цель: Познакомить детей с игрой - шахматы.

 

Задачи:

Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, и применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

Стимулировать детей к созданию новых творческих идей и решений.

Создавать условия к освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция.)

Воспитывать любознательность и потребность в приобретении новых знаний

Сформировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.

Ход занятия:

Ребята, как вы думаете, о чем сегодня будет наше занятие?

Как вы догадались, что о шахматах? – ответы детей

Кто знает где и когда появилась игра Шахматы? Ответы детей

Родиной шахмат считается Индия почти две тысячи лет назад придумал её древний индийский ученый и сначала эта игра называлась Чатураджа. А потом в честь восточного короля –Шаха и назвали игру шахматами. Слово Шахматы состоит из двух частей. Что же обозначает второе слово? Мат в переводе с арабского языка означает Конец. И вскоре эту игру знали не только на востоке, но и в разных странах. А в Россию её привезли из Индии купцы много лет назад и хоть эта игра древняя до сих пор любят в неё играть и взрослые и дети. И вот в Индии узнали что даже далеко на севере в Нижневартовске в детском саду 90 дети подготовительной группы учатся играть в шахматы, обрадовались этому известию и отправили к нам гостей, хотите посмотреть, кто же к нам приехал из Индии?

Достаю из шатра фигуры черную и белую пешки.

У белой пешки какой то конверт, интересно, что там написано? Почитаем?

Это сказка а называется она

"КОТЯТА-ХВАСТУНИШКИ"

В одном городе у девочки Поли жили два котенка: белый и черный.

Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости.

– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля. – Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.

Тут котята фыркнули и отвернулись:

– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играл.

– Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.

– Белые, – сказал белый котенок.

– Черные, – сказал черный котенок.

А ВЫ КАК ДУМАЕТЕ?

(спрашивает у детей).

– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны... Можете проверить.

(накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)

А что больше: шахматная доска или шахматное поле?

– Они равны, – ответил черный котенок.

– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.

ТАК ЛИ ЭТО?

– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?

– У полей круглая, – сказал белый котенок.

– И у доски круглая, – добавил черный котенок.

А ВЫ ЧТО СКАЖЕТЕ?

– Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.

А ВЫ НИКОГДА НЕ ХВАСТАЕТЕСЬ?

Вот и вся сказка.

Снова показываете шахматную доску, белые и черные поля.

В конце задаю детям две задачи-шутки:

1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)

2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)

3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)

Физминутка на внимание «Поле-доска»

Садитесь, посмотрите на свои доски, покажите черное поле, белое, молодцы

Кто вспомнит правило доски без которого нельзя начинать игру. (нужно её правильно поставить) У вас правильно расположены доски? (исправляют ошибки)

Как называется на доске прямые линии, которые идут слева направо или справа налево (горизонтали) Чем обозначают горизонтали?( цифрами) Сейчас встанут те, у кого полоска - горизонталь есть, как называются полоски у тех, кто не встал? – вертикали они идут сверху вниз и снизу вверх, обозначаются буквами латинскими. Какие еще на шахматной доске есть линии? (диагонали)

Я – Волшебная доска

Но без фигур совсем тоска.

О каких фигурах идет речь? -О шахматных

Посмотрите на мою доску действительно, ни одной шахматной фигуры…..как же мне играть?

(предположения детей) 

Думаю, что мне сможет помочь черная пешка, у неё какой то мешочек, но и без вашей помощи не обойтись.

Д.и. «Чудесный мешочек» Дети на ощупь называют фигуру, достают её и правильно устанавливают на доске в начальной позиции

Посмотрите, какими счастливыми, восхищенными глазами смотрят на вас наши гости – пешки

Думаю, вы заслужили от них подарки, которые висят на ваших стульях

Вот ребята одеваются и в фигуры превращаются

Выйдут те фигуры о которых я загадаю загадку.

Загадываю загадку, фигуры выходят.

Игровые задания на напольной шахматной доске

Итог занятия: правила игры в шахматы.

Шахматную партию разыгрывают, делая на доске ходы, то есть переставляя фигуры с одного поля на другое. Противники делают ходы по очереди. Игру всегда начинают белые.

Вопрос, кому из противников играть белыми, решается жребием. В дальнейших партиях противники играют белыми и черными попеременно. В турнирах пользуются таблицами очереди игры.

После 1-го хода белых делают свой 1-й ход черные, потом следует 2-й ход белых, и т. д.

Каждым ходом можно передвинуть только одну фигуру. Ставить фигуру на поле, занятое своей фигурой, не разрешается. Можно поставить фигуру на поле, занятое неприятельской фигурой, если это по правилам игры возможно, но в этом случае надо чужую фигуру "взять", то есть снять ее с доски (своих фигур, конечно, брать нельзя).

0
Исследовательский проект по экономическому воспита...
«Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
21.10.2021

В блогах

Конспект развлечения по ЗОЖ в средней группе "Сохраним свое здоровье"

Конспект развлечения по ЗОЖ в средней группе «Сохраним свое здоровье» ЦЕЛЬ: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни...

Конспект НОД по развитию речи дошкольников через восприятие окружающего мира с использованием технологии ТРИЗ во…

Автор: Легошина Елена Игоревна, воспитатель Место работы: ГБДОУ «Детский сад № 111» г. Севастополь Конспект занятия во второй младшей группе «Наливные...

Консультация для родителей …

Самыми важными элементами в развитие ребенка младшего возраста являются речь и моторика, которые, кстати, очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Игры на...

Новое на сайте

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы. Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс. Задачи. 1. Повысить...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, учить рассуждать, анализировать, делать выводы. Какие же опыты провести...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный...

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»