Конспект НОД в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий и элементов методики ТРИЗ «В поисках сокровищ»
Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры.
Задачи:
Познавательное развитие:
- формировать элементарные математические навыки в счёте до 10, отсчитывать счётные палочки по заданному числу в игре «Головоломка»;
- развивать у детей геометрическую зоркость закрепить представление о четырёхугольнике, дать представление о многоугольнике через игру «Разложи фигуры»;
- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в углу), через игру «Карандашик заблудился»;
- развивать глазомер, через игру «Сколько животных за забором».
Речевое развитие:
- учить употреблять при объяснении решения игровых упражнений пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой треугольник»;
- совершенствовать диалогическую речь.
Художественно-эстетическое развитие:
- вырабатывать навыки рисования простым карандашом с лёгким нажимом, обогащать сенсорный опыт;
- закреплять знания об основных формах предметов.
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.
Физическое развитие:
- формировать потребности в двигательной активности, через физкультминутки.
Предварительная работа: решение математических загадок, головоломок, упражнения в преобразовании фигур (игры со счётными палочками), задания на развитие логического мышления, внимания, игры на развитие смекалки.
Инвентарь: раздаточный набор геометрических фигур на каждого ребёнка, набор счётных палочек на каждого ребёнка, листы с головоломками на каждого ребёнка, листы с лабиринтами, простые и цветные карандаши на каждого ребёнка.
Ход деятельности:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла и нашла под дверью письмо. На нем написано: «Для ребят. Срочно.» И стоит подпись «Мишки».
Давайте почитаем ( Да)
«Дорогие, ребята! В нашем городе Мишек приключилась беда. Злые разбойники похитили наше сокровище и где-то его закапали. А нам оставили вот эту карту и какой- то конверт. Но мы ни как не можем в ней разобраться и просим вас помочь нам.
— Ребята, поможем мишкам! — спрашивает воспитатель.
— Да! — отвечают дети.
— Тогда не будем зря терять время, приступаем к разгадыванию карты. Чтобы добраться до сокровищ нам надо выполнить много заданий. А что у нас в конверте? А вот и задания Приступим.
Основная часть:
Первое задание
Игра № 1 «Разложи фигуры»
Цель: развитие внимания и мышления.
Задание:
Воспитатель: Ребята посмотрите на карточки и расскажите какие геометрические фигуры вы видите. (треугольники, четырёхугольники, круги)
Найдите фигуру, у которой 6 углов- это шестиугольник)
Перед вами геометрические фигуры, разложите их так как показано на образце.
Материал: раздаточный комплект геометрических фигур на каждого ребёнка. И образец выполнения на магнитной доске.
Воспитатель: Молодцы. Теперь второе задание.
Игра № 2 «Головоломка»
Цель: развитие логического мышления.
Задание:
Учить детей составлять треугольники из определённого количества счётных палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. Видеть и показывать при этом новую фигуру, полученную в результате составления, пользуясь выражением «присоединил к одной фигуре другую», обдумывать практические действия.
Материал: наборы счётных палочек на каждого ребёнка, доска, мел.
Ход:
- Воспитатель: «Давайте отсчитаем по 5 палочек, проверим и положим их перед собой. Скажите, сколько палочек потребуется, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте»
После того как большинство детей выполнит задание, воспитатель просит детей рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
- Воспитатель; «Давайте теперь отсчитаем 7 палочек 7 палочек и подумаем, как можно из них составить 3 треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура – четырёхугольник.
Вопросы после выполнения задания «Как составил 3 равных треугольника? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате?»
(Ответы детей на заданные вопросы)
- Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
- Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Воспитатель: Молодцы. Вот мы еще на один шаг стали ближе к сокровищам.
Воспитатель зачитывает задания для игры № 3
Игра № 3 «Карандашик заблудился»
Цель: развитие логики через решение прохождения лабиринта.
Воспитатель: Помоги карандашику найти путь к рисунку, который он нарисовал
Материал: картинки с лабиринтом на каждого ребёнка
Воспитатель: «Молодцы! Давайте мы свами немного отдохнем, а то путь еще очень далёк».
Физкультминутка:
Бабочка. Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Воспитатель: Немножко мы размялись и продолжим наш путь в поисках сокровища.
Задание № 4
Игра № 4 «Сколько животных спряталось»
Цель: развитие логического мышления.
Материал: картинки на каждого ребёнка
Воспитатель: «Посмотрите на картинку и найдите сколько животных спряталось. Давайте их назовем». (Ответы детей).
Воспитатель: Умнички! Мы отгадали почти все задания и всё ближе продвигаем к сокровищу. Давайте разгадаем еще одно задание.
Игра № 5 «Кого не хватает»
Цель: умение находить закономерности.
Воспитатель: «Ребята, перед вами картинки со смайликами (веселый, грустный, плачущий и т.д.) Посмотрите на каждый ряд и подумайте какой смайлик спрятался. Нарисуйте его. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Ох и устали мы. Путь такой длинный. Давайте отдохнем.
Физкультминутка:
Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.)
Воспитатель: осталось у нас последнее задание.
Игра № 6 «Загадки»
Воспитатель: «Нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно!
- Под кустами у реки Жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать, Кто их сможет посчитать? (4)
- Восемь храбрых малышей Переходят вброд ручей. Один отстал: «И я хочу!» Сколько их пришло к ручью? (девять)
- У куклы пять нарядных платьев. Какое нынче надевать ей? Есть у меня для куклы шерсть. Свяжу – и платьев будет… (шесть)
- Пять щенят в футбол играли, Одного домой позвали - Он в окно глядит, считает, Сколько их теперь играет? (четыре)
Заключительная часть-рефлексия
Воспитатель обращается к детям
— Ребята, вы такие молодцы! Вы отлично справились со всеми трудными заданиями. Поаплодируйте себе! Но где сокровища? Давайте мы все ляжем на коврик, закроем глазки и представим, что всего дороже Мишкам! (Дети мечтают). (После воспитатель спрашивает у детей варианты сокровищ).
Воспитатель: Пока вы мечтали я нашла вот этот мешочек. Давайте посмотрим, что там? (Достает «мишек-барни). Вот, что любят оказывается наши Мишки! (Угощает детей).
Комментарии