Конспект НОД в старшей группе с использованием игровых и исследовательских технологий yа тему: «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Цель: освоение сериационных и классификационных отношений между понятиями при помощи наглядных моделей.

Задачи:

1) Обучающие: - Закреплять действия по использованию модели сериационных отношений между объектами (убывания признака). - Закреплять умение классифицировать понятия по содержанию (совокупности существенных признаков). - Познакомить с графическим отображением классификационных отношений (круги). - Способствовать освоению действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями. - Упражнять в выделении различных свойств фигур (цвета, формы, величины), в группировке фигур по заданному признаку. - Упражнять в установлении закономерности.

2) Развивающие: - Развивать способность к наглядному моделированию как средству упорядочивания имеющегося у детей опыта, подводить к усвоению логических форм мышления. - Развивать внимание, память, речь.

3) Воспитательные: - Формировать основы безопасного поведения в быту. - Формировать навыки сотрудничества детей друг с другом. - Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарища, не перебивать. - Вызвать желание помогать герою сказки. Предварительная работа: чтение сказки Одоевского «Мороз Иванович», опытническая деятельность – «Заварим чай», «Остудим чай», игра с мячом «Назови одним словом», игра «Найди лишнее».

Методы и приемы: - Наглядные: просмотр презентации, демонстрация иллюстраций, предметных картинок. - Словесные: беседа, вопросы, объяснение, указание. - Практические: упражнение, моделирование, организация игровой ситуации, создание проблемной ситуации, подвижная игра. Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, настенная доска, колокольчик. Демонстрационный материал: 5 кружков разной величины, набор карточек с изображениями заварочного чайника, тарелки, маленького ребенка, комнатного растения, кружки; 5-6- карточек с изображением фруктов (персик, яблоко, хурма, гранат, апельсин, груша), карточка с изображением пилы; 2 обруча.

Раздаточный материал: Лист бумаги, разделенный на 5 столбцов, в верхней части каждого столбца – круг определенного размера (круги последовательно уменьшаются по величине); набор карточек с изображениями заварочного чайника, тарелки, маленького ребенка, комнатного растения, кружки; картинки камешков, вырезанные из картона; два круга, вырезанные из бумаги; предметные картинки по темам «Мебель», «Птицы», «Деревья», «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные»; логические блоки Дьенеша.

Структура НОД: 1. Вводная часть (3 минуты) - Эмоциональный настрой детей - Мотивация деятельности (загадки, игровая ситуация) 2. Основная часть (20 минут) - решение логической задачи

Включить звук

- дидактическая игра - выстраивание сериационного ряда (закрепление пройденного материала) - динамическая пауза - проблемная ситуация - задание на классификацию понятий (овладение новыми знаниями) - закрепление пройденного материала, работа в парах 3. Заключительная часть (2 минуты) - анализ деятельности - рефлексия

Ход НОД

Воспитатель и дети заходят в группу, встают в круг. Воспитатель: Посмотрим друг другу в глазки и улыбнемся. Правой рукой погладим себя, левой рукой погладим себя, обнимем себя обеими руками. Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на коврик и угадайте сказку (Слайд №1: на экране появляются изображения колодца, яблони, печки и травы под снегом). Дети: «Мороз Иванович». Воспитатель: Угадайте героя этой сказки по предметам (Слайд №2: на экране появляются ведро, фартук, веник). Дети: Рукодельница. (Слайд №3) Воспитатель: Ребята, нянюшка дала Рукодельнице много работы. Она не справляется. Поможем ей? Дети: Да. Воспитатель: Рукодельнице нужно принести воду из колодца, а на улице холодно. Что ей надеть? У Рукодельницы есть шуба, куртка и пальто (Слайд №4: на экране появляются шуба, куртка и пальто). Нужно выбрать самую теплую вещь. В пальто теплее, чем в куртке, в шубе теплее, чем в пальто. Что надеть? Дети: Шуба (на экране остается только шуба)(Слайд №5) Воспитатель: (Слайд №6) Рукодельнице до колодца нужно пройти по дорожке, а ее замело снегом. Поможем выложить дорожку? Дети: Да. (детям раздаются соответствующие камешки из картона) Воспитатель: Ребята, посмотрите, а дорожка-то не простая, в ней есть своя очередность- два камешка темных, один светлый и так далее. (Дети выстраиваются в дорожку из чередующихся камешков – двух темных и одного светлого)

Воспитатель: Почему ты встал здесь? Ребенок: После темного камешка идет еще один темный. Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и помогли Рукодельнице добраться до колодца (на экране Рукодельница идет к колодцу). Она набрала воды, принесла домой. Теперь ей нужна наша помощь. Присаживайтесь за столы. Воспитатель: Рукодельница приготовила воду в кастрюлях (Слайд №7), которая нагрета по-разному (на доске 5 кружков разной величины). В этой кастрюле (самый большой кружок) – кипяток, в следующей кастрюле (второй кружок) вода горячая, но не такая, как кипяток, средний кружок обозначает теплую воду, затем- прохладная вода, а в этой (самый маленький кружок) – вода из холодильника, очень холодная. Рукодельнице надо помочь определиться -какой водой, что делать. А сделать ей нужно много: вымыть посуду, заварить чай, искупать малыша, остудить в кружке компот и полить цветы (на доске выставляются соответствующие карточки). Разложите у себя на листочках с кружками картинки так, чтобы Рукодельница знала, какой водой что можно делать. (Дети раскладывают под кружками картинки) Воспитатель проверяет выполнение задания. Один ребенок выполняет задание у доски.

Воспитатель: Почему заварочный чайник под самым большим кружком?

Дети: Чтобы заварить чай нужен кипяток.

Воспитатель: Почему под кружком поменьше картинка с посудой?

Дети: Чтобы помыть посуду, нужна горячая вода, но не кипяток. Воспитатель: А можно помыть посуду кипятком?

Дети: Нет, можно обжечь руки.

Воспитатель: Почему кружка с компотом под самым маленьким кружком?

Дети: Компот быстрее остынет в самой холодной воде.

Воспитатель: Какая вода нужна, чтобы искупать малыша?

Дети: Теплая.

Воспитатель: А можно купать малыша в холодной воде?

Дети: Нет, он может простудиться.

Воспитатель: А где лежит карточка с цветком? Почему?

Дети: Цветок поливают водой комнатной температуры.

Воспитатель: Молодцы, вы помогли Рукодельнице разобраться. А теперь она предлагает вам поиграть.

Воспитатель: (раздает детям по одной фигуре из блоков Дьенеша)

Пока звенит колокольчик, вы бегаете, как колокольчик остановится нужно найти себе пару по цвету, по форме или по размеру (Воспитатель дает команды «По цвету», «По размеру», «По форме»). Воспитатель: Нянюшка дала Рукодельнице задание – разобрать картинки. (Дети подходят к картинкам -персик, яблоко, хурма, гранат, апельсин, груша, пила). Разложите картинки на ковре. Есть ли такое слово, которым можно все их назвать? Дети: Нет, здесь есть лишняя картинка (убирают ее в сторону). Воспитатель: Почему она лишняя? Дети: Здесь все – фрукты, а пила не фрукт. Воспитатель: Что можно сделать, чтобы неподходящая картинка не попала обратно к остальным? (Дети предлагают разные варианты, затем воспитатель предлагает использовать обручи.) Воспитатель: Чтобы в посуду больше не попала неподходящая картинка, давайте поместим в один обруч фрукты, а в другой обруч картинку с пилой. Назовем картинки в кругах «Фрукты» и «Инструменты».

Воспитатель: Есть еще картинки (предметные картинки по темам «Мебель», «Птицы», «Деревья», «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные»), их тоже надо разобрать на группы. Ребята, найдите себе пару и присядьте за столы. Нам нужно будет эти картинки распределить по кругам и назвать их. (Дети выполняют задание, сидя за столами. Воспитатель спрашивает, а дети объясняют, почему поместили картинку именно в этот круг.)

(Дети встают в круг) Воспитатель:Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. (Слайд 8). Рукодельница благодарит вас и говорит вам «спасибо» (на экране появляется благодарность)(Слайд №9) Воспитатель: Что для вас сегодня было новым? А что показалось трудным? За кого вы сегодня порадовались? (Дети отвечают) Я вас хвалю, вы все очень старались. Погладьте себя по голове.

0
"Моя малая Родина-Чувашия!"
Конспект НОД в старшей группе с использованием здо...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
09.03.2021

В блогах

Конспект ООД  для детей 5-7 лет на тему: «Моя семья»   «Играем…

Конспект ООД  для детей 5-7 лет на тему: «Моя семья»  «Играем - Кто, что должен делать в моей семье» Подготовила: Воспитатель группы № 11 Ростокина...

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ!

Цель: Развивать чувство коллективизма, чувство единства, сплоченности, формировать у воспитателей ответственность за свое здоровье, мотивацию на здоровый образ жизни. Ведущий: "Здравствуйте...

Новое на сайте

Конспект НОД по экологии «Путешествие в зимний сказочный лес» для детей второй младшей группы

Конспект НОД по экологии «Путешествие в зимний сказочный лес» для детей второй младшей группы Цель: формировать первоначальное представление детям о лесе и его обитателях. Задачи: - формировать умение детей различать и называть диких животных, познакомить с местом их...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Сухомлинский В. А. Детское творчество это особый мир, где ребенок познает себя, свои возможности, окружающий мир и может выразить свое...

Коррекция девиантного поведения дошкольников

Коррекция девиантного поведения дошкольников Девиантное поведение - это объективная или субъективная оценка поведения, вызывающего проблемы, совершенного отдельным лицом или группой, которые препятствуют осуществлению жизни или играют важную роль в отношении себя или других лиц, что является...

Конспект ООД с детьми второй группы раннего возраста «Прогулка по весеннему лесу»

Конспект ООД с детьми второй группы раннего возраста «Прогулка по весеннему лесу» Программное содержание: Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Образовательные задачи: - закреплять представление кубик, кирпичик, способствовать развитию различных видов...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог