Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе «Переполох в Шахматном королевстве»

Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе

«Переполох в Шахматном королевстве»

Цель:закрепление полученных знаний игры в шахматы в дидактических играх и упражнениях.

 

Программные задачи:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать у детей знания о шахматных фигурах, способах их передвижения по шахматной доске.
  • Упражнять в ориентировке на плоскости шахматной доски.
  • Закрепить понятия «шах» и «мат»,«ценность фигур».

Развивающие:

1.Развивать логическое мышление через решение шахматных задач.

2.Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

3. Способствовать умению доказывать правильность своего решения.

Воспитательные:

1.Воспитывать навыки коллективной работы.

2.Вырабатывать уверенность в своих силах, получение навыков доброжелательного общения в команде, способности к соперничеству.

3.Воспитывать чувство сотоварищества, взаимопомощи.

4.Поддерживать интерес к игре в шахматы.

 

Словарная работа: обогащение словаря «переполох».

 Активизация словаря:названия шахматных фигур, «шах», «мат», «ценность фигур».

 

Предварительная работа:чтение художественнойлитературы, дидактические игры, НОД, рассматривание альбома «Шахматное королевство», рассматривание иллюстраций о шахматах, решение шахматных комбинаций, работа в рабочих тетрадя самостоятельные игры.

Методы приёмы:

Игровой – сюрпризный момент, дидактические игры «Вот моя улица, вот мой дом», «Определи ценность фигуры», физминутка.

Практический – дидактические задания «Реши шахматную задачу».

Наглядный-демонстрационные шахматные доски, мультимедийная презентация, шахматы настольные.

Словесный –постановка проблемы, разминка «Что мы знаем о шахматах?», вопросы для активизации речевой деятельности детей.

Материалы и оборудование:мультимедийная презентация, видеосообщение, шкатулка с заданиями (украшена шахматными фигурами)«Волшебныймешочек», карточки с заданиями для команд,настенная магнитная шахматная доска, демонстрационная шахматная доска, шахматные фигуры, настольные шахматы.

Ход занятия:

I этап - Организационный (эмоциональный настрой на предстоящую деятельность)

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Наше занятие сейчас науке посвящается

Что шахматами у нас с любовью называется.

Они помогут воспитать,такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни все познать продумать и осмыслить.

 

(Приходит уведомление – звук смс)

 

Воспитатель: Ребята, слышите, что это? Смотрите- сообщение, давайте посмотрим, от кого оно?

Видеосообщение от девочки Клеточки:

«Здравствуйте дорогие дети, в нашем Шахматном королевстве большой переполох, шахматные фигуры поссорились.Одни считают, что дети не любят и не умеют играть в шахматы, другие, что любят и умеют. Ребята, помогите их помирить, для этого нужно вам выполнить задания, и если вы справитесь, то фигуры помирятся».

II этап – постановка проблемы

Воспитатель: Ребята, что же случилось в Шахматном королевстве? Как вы понимаете слово «переполох»? (ответы детей:суета, суматоха, волнение)Что же нам надо сделать, чтобы в шахматной стране воцарился мир и спокойствие?

Дети: Нужно выполнить задания Клеточки.

IIIэтап - практический

Воспитатель: Прежде чем выполнять задания предлагаю вспомнить, что же мы знаем о шахматах(дети встают в круг)

Разминка (игра с мячом) «Что мы знаем о шахматах»

1. Как называется игровое шахматное поле? (Шахматная доска)

2. Какая шахматная фигура похожа на башенку?(Ладья)

3. Какая фигура, кроме пешки может начать шахматную партию? (Конь.)

4. Какой шахматной фигуре можно объявить шах? (Королю)

5. Самая сильная фигура в шахматах? (Ферзь)

6. Какая шахматная фигура ходит только по горизонтали и по вертикали? (Ладья)

7. Какая фигура ходит только по диагонали? (Слон)

Воспитатель: Вот мы и вспомнили все, что знаем о шахматах. Садимся на стулья.А вот и наши задания.

1 задание. «Вот моя улица, вот мой дом».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на шахматную доску, что вы необычного заметили? (в шахматной доске фигуры перепутались местами)

Воспитатель:Ребята, первое задание, на шахматной доске перепутались фигуры, вам нужно правильно расставить их по своим адресам.

Воспитатель: Мне нужны помощники, которые поставят фигуры правильно по адресам. Предлагаю сначала верно расставить белые фигуры,а затем черные.( спрашиваю более слабых детей)

Воспитатель: Вот и мы вернули фигуры на свои места, давайте сейчас вспомним, по каким адресам они живут.

- По какому адресу живут белые ладьи? (а1 и h1) По какому адресу живут белые ладьи, Варя?

- По какому адресу живет черный Ферзь ?(d1)Верно, по какому адресу живет белый ферзь Айша?

- По какому адресу живут белые слоны? (c1, g1) Правильно, по какому адресу живут белые слоны, Марк?

Воспитатель: Молодцы, мы с вами справились с заданием, теперь посмотрим следующее задание! Для этого нам нужно поделиться на три команды, в этом нам поможет волшебный мешочек.(дети подходят(сначала девочки, потом мальчики) и берут шахматную фигуру и проходят за столы, которые обозначены шахматной фигурой)

Задание 2 «Определи ценность фигур»

Воспитатель:  Шахматные фигуры считают, что они потеряли ценность и совсем не интересны детям. Ребята, вам надо вспомнить ценность фигур (стоимость фигур) и решить шахматные задачи! Вперед!

- Ребята, что такое ценность фигур и в чем ее измеряют? (стоимость фигур, стоимость фигур измеряется в пешках)

- Верно, предлагаю вам вспомнить ценность фигур.

Стоимость Пешки? (стоимость пешки = 1 пешки)

Стоимость слона?(стоимость слона = 3 пешкам)

Стоимость коня?(стоимость коня = 3 пешкам)

Стоимость Ладьи?(Стоимость ладьи = 5 пешкам)

Стоимость Ферзя? (стоимость ферзя = 9 пешкам)

Стоимость Короля? (Король – она бесценна)

- Почему король бесценен? (Король – это особая в шахматах фигура.Его ценность несравнима с ценностью даже всех фигур – с его потерей игра сразу заканчивается.)

Воспитатель: А теперь ребята перед вами шахматные задачи. Обведенная фигура атакует. Вам нужно решить, какую фигуру ей стоит срубить? Почему?( Черная Ладья угрожает обеим фигурам – белой ладье и белому ферзю).(Под боем находится сразу три фигуры (Черный ладья, пешка,конь)

(Черный ферзь атакует сразу три фигуры – под боем белый ферзь,ладья, слон)

(команды решают задание, выходят по очереди к доске и объясняют своё решение)

Воспитатель: И этим заданием мы справились, молодцы!

- Я предлагаю вам превратится всем в пешки (выходим на ковер):

Физкультминутка.

Ну-ка, пешки, поиграем,

Головой мы повращаем.

Вправо-влево, а потом

Приседаем, приседаем,

наши ножки разомнем.

Раз, два, три – на месте шаг,

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

На места мы вновь спешим..

(Дети выполняют движения, проговаривая текст разминки.)

Воспитатель:Следующее задание: решение шахматных задач. Проходим за столы.

Задание 3. «Реши шахматную задачу».

- Ребята, вам нужно решить шахматные задачи! Знаете ли вы что такое «шах» и «мат»?

Воспитатель:Давайте вспомним,какая ситуация в шахматной игре называется «шах»?

Ребенок: Шах – это нападение на короля соперника.

Воспитатель: Верно. Повтори, Дима, повтори, Диана. А если нам поставили шах, что нужно сделать? (спасти короля)

- Как можно спасти короля? (есть три способа: защитить, взять, отступить)

- Перед вами шахматная доска и фигуры и готовая шахматная задача. Вам нужно сделать шах белому королю. Где у нас находится белый король? (Король находится на е4) Теперь ребята подумайте, как же нам сделать шах белому королю черными фигурами? В решении этой задачи есть несколько вариантов. (Команды по очереди показывают своё решение.)

(ребенок выходит и показывает:черная ладья идёт верх на h4, черная ладья идет на лево е1).

 - Ребята, посмотрите на доску, а можно ли еще другими черными фигурами сделать шах белому королю? (Пешка идет на f5, черный конь идет на d6 или f6, черный слон идет на б7 или f5).

- Молодцы ребята! А теперь как мы спасем белого короля от шаха? (1 способ, мы можем взять черного слона белым конём, 2 способ, мы можем закрыть белого короля пешкой, 3 способ, мы можем отступить, то есть белый король идет на е3)

Воспитатель: Всё верно, ребята! Вот и мы спасли белого короля! Смотрим следующую задачу. Вам нужно поставить мат белому королю(дети решают на месте, затем выходит один ребенок показывает).

- Есть ли у белого короля возможность уйти от шаха? (У короля нет возможности уйти от шаха, все поля вокруг него заняты своими фигурами или находятся под ударом фигур противника)

(Ребенок просчитывает все возможные ходы)

- Есть ли у игрока возможность закрыться от шаха другой фигурой? ( Нет)

- Есть возможность взять фигуру, объявившую шах? (Нет).

 Как такая ситуация, ребята, называется?( МАТ. Мат – это шах, от которого нет защиты. )

-Алексей, какая ситуация называется мат?( Мат – это ситуация, когда королю угрожают, и он не может защититься.).

Воспитатель: Ну что ж ребята, все задания мы с вами выполнили, уберите пожалуйста за собой шахматные фигуры. (дети убирают шахматы, звук уведомлении сообщения)

- Ребята, слышите: нам пришло сообщение! Проходим на ковёр, посмотрим!

 Приходит видеосообщение от девочки Клеточки: «Ребята, спасибо вам! Вы справились со всеми заданиями и показали шахматным фигурам, что дети умеют и любят играть в шахматы»

-Ну что ж, раз фигуры все помирились, мы можем спокойно поиграть в шахматы, не забудьте про шахматный этикет!(Рукопожатие)

IVэтап – рефлексионно-оценочный.

- Ребята, а что мы сделали чтобы фигуры помирились? Какие задания мы выполняли?

- Какое задание было легким/тяжелым?

- Как вы думаете, кто отвечал хорошо на занятии?

- А мне понравилось команда черных коней как они решали за столами задачи. Понравилось, как команда белых пешек дружно работали! Понравилось, как команда белых ладьей активно отвечали на вопросы! Вы все молодцы!

 

 

0
В гости к доктору Айболиту
Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском с...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
01.02.2023

В блогах

Игровое занятие "Вместе весело играть" для детей старшего дошкольного возраста

Sample Image

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Совершенствование навыков метания мешочков с песком в цель. Тренировка выполнения упражнений под музыку. Развитие умения управлять своим телом (координация движений). Создание эмоционального...

Игры для тренировки произвольной регуляции двигательной активности и поведения

1. «Ветер дует на…» Дети свободно двигаются по залу. Ведущий говорит фразу: «Ветер дует на…» и каждый раз называет какой-нибудь...

 Праздник «Здравствуй, лето!»

Sample Image

 Праздник «Здравствуй, лето!»  В рамках реализации педагогического проекта «Первые шаги в экологию» 31 мая 2019 года в группе № 6 «Бусинки»...

Новое на сайте

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар»

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. Проблема: У детей недостаточно знаний о профессии повара; нет представлений о профессиональных навыках, необходимых...

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Продолжать закреплять знания правил дорожного движения у дошкольников в целях воспитание безопасного образа жизни. Задачи: - Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном...

Методическая разработка «Коррекция и развитие мелкой моторики в процессе рисования»

Методическая разработка «Коррекция и развитие мелкой моторики в процессе рисования» Упражнения с карандашами: учат напрягать и расслаблять мышцы; развивает умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое; развивают точную координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы...

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок"

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок" Пояснительная записка «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей». С.Я. Эйнгор. Здоровье детей – будущее страны! Актуальность...