Конспект НОД по развитию речи в средней группе с ТНР «Загадки тетушки Сороки»

Цель: углублять и закреплять знания о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные: формировать активный словарь по темам «Зимний лес», «Зимующие птицы»: закрепить понятие «зимующие птицы»; учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным. Развивающие: развивать воображение, слуховое и зрительное внимание, мышление, целостное восприятие предметов через упражнения и игры; Воспитательные: воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам; создавать у детей радостное настроение; Коррекционные: активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; расширить словарный запас: «корм», «кормушка», «холодно», «голодно»; развивать чистое произношение слов и звуков родного языка; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом.

Демонстрационный материал: макеты или игрушки зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; модели с видами питания зимующих птиц; свиток с письмом от Старичка-Лесовичка.

Раздаточный материал: разрезные картинки птиц: воробья, вороны, синицы, снегиря.

Оборудование: комплекс ИКТ, макеты деревьев, мольберт, макет Сорока, трещотка, снежинка, белая ткань для создания сугробов, дидактический стол с изображением символов «Диких животных» и «Зимующих птиц», кормушка для птиц, елка с шишками-загадками, макет фотоаппарата с рисунком общей фотографии детей и Сороки..

Методические приемы:

Словесные: вопросы, подсказ, беседа. Игровые: д/и «Разрезные картинки», игровой самомассаж кистей рук, д/и «Кто чем питается?», д/и «Что увидим мы зимой?», д/и «Скажи, кто?», д/и «Птичья столовая».Наглядные: макеты птиц, схематическое изображение корма для птиц, показ слайдов.  

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и споем нашу добрую песенку, разбудим наши ножки, ручки и наши улыбки.

Дети встают в «круг добра».

«Ножки, ножки, просыпайтесь, (поглаживают ноги)

Здравствуйте!

Ласковые наши ножки,     (поглаживают ноги)

Здравствуйте!

Пальчики сердитые,                   («встряхивают» пальчики)

Здравствуйте!

И ладошки наши крошки,          (хлопают в ладоши)

Здравствуйте!

Глазки, ушки, носик, ротик, (указывают по очереди)

Здравствуйте!

И улыбки, и улыбки,                  («растягивают» улыбку пальчиками)

Здравствуйте!

Все друг другу улыбнитесь,(улыбаются)

Здравствуйте!

И лукаво подмигните,       (подмигивают)

Здравствуйте!»

Воспитатель: мы подарили с вами друг другу частичку добра и хорошее настроение на весь день!

Раздается звук трещотки, влетает Сорока:

Сорока: Что же такое происходит? Что же это?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Сорока!

Воспитатель: Что случилось, Тетушка Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Тетушке Сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, и в лесу ты окажись!

Дети выполняют действия в соответствии с текстом и оказываются в зимнем лесу. (Перемещаются в другую часть группы.)

(Слайд 1). Звучат звуки зимнего леса.

Воспитатель: Оглядитесь вокруг, ребята! Как красиво вокруг! Морозный воздух щиплет щечки, ветер воет в ветвях деревьев! Как сказочно и чудесно!Погода в зимнем лесу разная: то сильный, трескучий мороз, то метель метет. Давайте с вами поиграем в игру «Что увидим мы зимой?» Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

- Мороз (какой?)- холодный, суровый.

-Метель (какая?) –снежная, сильная, белая.

- Снег (какой?)-белый, пушистый, холодный.

- Солнце (что делает?) – светит, но не греет.

-Дети (что делают?) - играют, катаются, радуются,веселятся.

Ах, какой мороз на улице! У нас даже руки замерзли! Давайте-ка снимем наши варежки и погреем ручки. (проводится самомассаж кистей рук).

Раз. Два. Три. Четыре. Пять. (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять,   (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили, (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,    (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались,    (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись!    (кладут ладошку на ладошку то одной, 

то другой стороной)

Все в снегу домой пришли,    (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.  (движение воображаемой ложки,

руки под щеку) 2 раза

Тетушка Сорока: Ребята, вы так весело играли, что на вас вышли посмотреть жители лесной чащи! И кто же нас здесь встречает, ласково так привечает?

(Дети подходят к «снежной полянке», где стоят макеты диких животных и птиц).

Воспитатель: Саша, кого ты видишь?

Ребенок берет игрушку любого понравившегося ему животного, называет его и ставит на стол. Воспитатель обращается с подобной просьбой ко всем детям по очереди.

Тетушка Сорока: как много вы знаете лесных жителей! А как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?

Дети: Дикие животные.

ТетушкаСорока: Хорошо! А как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

ТетушкаСорока: Нет-нет-нет! Подождите, подождите! А смогут ли ваши помощники сами разобраться: кто тут дикие животные, а кто - зимующие птицы?

Воспитатель:Ну-ка, ребята, давайте поиграем в игру Тетушки Сороки «Скажи, кто?»

Дети выполняют задание: расставляют фигурки животных и птиц в соответствии с символами на полянках дидактического стола.

Тетушка Сорока: Молодцы, ребята! А я знаю, что на одной полянке тут, неподалеку, растет волшебная елочка!

Эта елочка-красавица,

Всем сорокам очень нравится!

А все потому, что шишки на ней волшебно-сказочные! Блестящие! Ах, красота! Ребята! Да в них что-то есть!

Воспитатель, вынимая первую записку: «Ребята, отгадайте загадки волшебной елочки, и она, если вы правильно на них ответите, покажет вам отгадки! Старичок-Лесовичок».

Тетушка Сорока:

«Ты загадку отгадай,

Птичку быстро называй!»

Воспитатель вытаскивает из каждой шишки записки и читает загадки, написанные на них. По мере отгадывания детьми загадок, ответы появляются на слайдах.

(Слайд2)

Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

(Слайд 3)

Спинка зеленовата, животик желтоват,

На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)

Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

Дети размышляют. Дают ответы.

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Летом (Слайд 4) птицы питаются насекомыми, зернами растений.А вот зимой всего этого нет и птицы прилетают поближе к жилью людей, которые помогают выжить своим пернатым друзьям в суровое зимнее время. Люди мастерят кормушки и насыпают в них корм. Но у каждой птички есть свое, любимое лакомство.

Давайте сядем на стульчики, и поиграем в игру «Птичья столовая», Отгадайте:

Что это за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Дети: Кормушка.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Тетушка Сорока: Ой, кажется, сейчас тут что-то вкусненькое будет! Давайте и подружек моих позовем!

Воспитатель переносит макеты птиц к кормушке.

Воспитатель: Усаживайтесь поудобней, а я расскажу вам, какой корм больше нравится птицам.

Хлебные крошки и зернышки растений любят воробьи. Давайте договоримся их обозначать(выставляет карточку с моделью на мольберт) вот так.

Любимое лакомство синиц – кусочек сала. Обозначим так:

Ягоды разных растений, особенно рябины, любят клевать снегири.

Остатками пищи питаются вороны.

ТетушкаСорока:Ну давайте же поскорей накормим наших гостей! Кто хочет их угостить?

Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено, и говорят, какая птица этим питается.

Тетушка Сорока: Молодцы, ребята, правильно! А вы знаете, что птицы тоже умеют играть? Однажды, я летела над опушкой и подсмотрела одну интересную игру, в которую играли мои соседки! Давайте и вас научу в нее играть!

«Ну-ка, дружно, не зевай,

В круг быстрее ты вставай!»

Теперь я превращу вас в птиц! (воспитатель надевает маски птиц на детей) «Раз, два, три, повернись, в птичек славных превратись!»

Тетушка Сорока: Атеперь повторяйте за мной!

Физкультминутка«Птички»

Скачут шустренькие птички,(Прыжки на месте на двух ногах)

Им на месте не сидится,(Прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге)

Завертелись, как волчок. (Кружимся на месте)

Вот присели на минутку, (Присели)

Почесали клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки — на плетень,(Прыжки на месте на левой ноге)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах)

(А. Барто)

Воспитатель: Славно мы поиграли, теперь нужно снова в деток превратиться: «Раз, два, три, повернись, в деток дружно превратись!» (Воспитатель снимает маски птиц).

Тетушка Сорока: Ребята, вы знаете, я очень люблю фотографироваться! Да и подружки мои тоже! Для вас я приготовила небольшой сюрприз. Пойдемте со мной! (Встают вокруг столу, на котором лежат два конверта разрезными картинками (ворона – снегирь, воробей – синица):

Воспитатель высыпает разрезанные изображения на два подноса.

Тетушка Сорока: Ой-ой-ой! Караул! Беда! Беда! Кто-то испортил фотографии моих любимых подружек!

Воспитатель: Не суетись, ТетушкаСорока, мы сейчас с ребятами разберёмся.

Дети собирают картинки.

ТетушкаСорока: Вот теперь я узнаю своих дорогих подруженек! Как у вас ловко получилось! Вот спасибо! Ребята! Когда я летела в ваш детский сад, то увидела, что на одной елочке что-то белеет, но не успела рассмотреть, что именно. Но больно уж любопытно! Давайте посмотрим, что там!

Воспитатель достает свиток-письмо.

Тетушка Сорока: Интересно-интересно! От кого же это?

Воспитатель: Давайте рассмотрим все внимательно. (Разворачивает свиток и читает вслух). Это послание от Старичка-Лесовичка.

«Ребята, побывав сегодня в нашем волшебном лесу, вы многое узнали о жизни зимующих птиц! Теперь вы знаете, что без человеческой помощи им тяжело живется-зимуется. Не все птички могут найти себе корм в студеную пору! Выполните, пожалуйста, мою просьбу: повесьте на своем участке много-много кормушек и каждый день насыпайте в них свежий корм! Этим вы поможете мне сохранить жизни моих маленьких крылатых питомцев! Большое вам спасибо! Большой привет вам от всех обитателей лесной чащи!»

Тетушка Сорока: Да! Славно мы погуляли сегодня! Хочу оставить на память нашу с вами фотографию и похвастаться перед своими подружками! Давайте сфотографируемся!

Дети встают полукругом, кто-то держит сороку. Воспитатель «фотографирует» на волшебный фотоаппарат.

Тетушка Сорока: Покажите, покажите, что там получилось! Вот спасибо! Вот уж похвастаюсь сорокам из соседнего леса!

Воспитатель: Ну вот, лесные звери все ушли по своим лесным делам, пора и нам возвратится в детский сад и выполнить задание Старичка-Лесовичка! Возьмем с собой кормушку, повесим ее на наш участок и насыплем в нее корм.

Тетушка Сорока: Да, да! И я помогать вам буду! Теперь я все-все про птичий корм знаю!

Воспитатель: «Раз, два, три, повернись, в детский сад ты возвратись!»

Рефлексия:

- Где мы сегодня побывали?

- Каких птиц вы повстречали в лесу?

- Как можно назвать их одним словом?

Кого угостим салом? Рябиной? Семечками? Кусочком яблока?

- Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.

0
Конспект занятия по здоровьесберегающей технолог...
"Путешествие в страну Здоровья"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
31.07.2021

В блогах

Мастер - класс для коллег "Снегири из ниток"

Мастер класс для коллег «Снегири из ниток» В мастер-классе подробно рассказала коллегам, как сделать птичку своими руками из пряжи. Необходимый материал:...

Советы и пожелания родителям "Растим юного эколога"

  1. Много читать художественной литературы о природе: Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского и других авторов. 2. Предложить ребенку вырастить дома свое комнатное...

"Пальчиковые игры в развитии детей младшего возраста"

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет в детском саду     Пальчиковые игры для дошкольников младшей группы Маланья Дети собираются в кружок, выбирают Маланыо (можно...

Новое на сайте

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Приключения в Денежном королевстве»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Приключения в Денежном королевстве»

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора перед педагогом или специалистом наиболее выгодных методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность ребенка, его...

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе группе

Психологическая подготовка детей к школе

Психологическая подготовка детей к школе В моей статье речь пойдет о таком важном событии в жизни ребенка и его родителей как поступление в школу. «Скоро в школу!» - это утверждение и радостное и волнительное одновременно. Переходный...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог