Конспект НОД по опытно- исследовательской работе "Знакомство с песком и глиной"

Конспект НОД по опытно-исследовательской работе в подготовительной группе

Тема: Знакомство с песком и глиной

Цель: на основе опытов познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются. Познакомить с понятием пустыня и с жизнью в пустыне. Дать понятие о значении песка и глины в естественной фильтрации воды в природе и в хозяйственной жизни человека

Материал: песок, глина(белая, красная, голубая) в баночках для каждого ребенка; песчанник, известняк, кирпич, глиняная, стеклянная и керамическая посуда, игрушки, трубочки воронки, стаканчики с водой, лупы, картина «Верблюд в пустыне, ноутбук, письмо от верблюда Дромедара

Ход занятия

Определение темы и цели занятия.

- К нам сегодня пришло письмо. Давайте прочитаем его.

Здравствуйте дорогие ребята!

     Пишет вам из пустыни одногорбый верблюд Дромедар. Большой вам привет от имени моего двоюродного брата двугорбого верблюда Бактериана.

Несколько слов о себе. Животное я сильное, довольно высокое - целых два метра в высоту, а длина тела от носа до кончика хвоста три метра. У меня длинная шея, короткая голова, шерсть длинная, оберегает от жары и холода, стопы у меня широкие, чтобы не проваливаться в песках, а нос, уши и рот особые – складные. Они защищают меня от песчаных бурь. Пью я воду очень редко, но много, ем верблюжьи колючки, траву. Жир, на голодный день, накапливаю в горбах,

     Я вожу грузы на спине по жаркой пустыне. Здесь днем очень жарко, на песке можно жарить яйца, а ночью очень холодно, Вода только в редких оазисах и та грязная, ветер сухой и горячий, часто бывают песчаные бури, кругом песчаные барханы и дюны, деревья и трава растет только в оазисах. Но я не жалуюсь, привык уже. Пустыня – мой дом родной.

   Вам передаю задания электронной почтой. Если они вам понравятся буду очень рад. Сейчас отправляюсь с караваном в дальнюю дорогу по дюнам. Вернусь не скоро. Прощайте друзья!

Ваш друг верблюд – корабль пустыни.

- О чем мы будем говорить на занятии?

Ответы на вопросы

- Что такое пустыня?

- Кто живет в пустынях?

- Почему верблюда называют кораблем пустыни?

-Что такое барханы и дюны?

- Что называют оазисом?

- Что растет в пустынях?

- Как называю одногорбого верблюда?

- Как называют двугорбого верблюда?

Первое задание. Рассматривание слайдов и ответы на вопросы. Рассматривание образцов

- Где у нас в природе можно найти песок и глину? (На дне и по берегам рек, озер, морей, под почвой в земле. (Слайд)

- Как из чего образуется песок? (Песок образуется в водным течением из камней и глины. Различают речной, озерный и морской песок и пустынный. Он бывает разного цвета: прозрачный, желтый, коричневый, разноцветный).

- Как образуется глина?( Глина- это слой земной коры под слоем почвы. Веками нижние слои почвы превращаются в глину. Глина бывает белая, красная, голубая.

- Для чего нужны песок и глина? Как в строительстве челок использует их? (Песок и глина –это строительные материалы. Из песка делают асфальт, бетон, стекло, наждачную бумагу, точилки, чистят посуду. Из смеси глины и песка делают кирпичи, посуду, игрушки, черепицу, строят саманные дома и мазанки. (Слайд)

4.Опыты. Определение свойств песка и глины. Сравнение свойств

1 опыт. Определение свойств сухого песка и глины.

Рассматривание через лупу, определение запаха

- Перед вами сухой песок и сухая глина. Возьмите лупы и определите их цвет.

Вывод. Песок – коричневый, сыпучий, рыхлый, мелкий с примесями, без запаха. Содержит ракушки и камешки. Песчинки имеют разные оттенки коричневого, Если подуть через трубочку, разлетается.

Глина имеет желтый, красный, серый цвет, сыпучая, сухая, твердая, но крошится, без запаха. Если подуть через трубочку, разлетаются только мелкие кусочки.

2 опыт. Определение свойств мокрого песка и глины

-Теперь нальем немного воды на песок и глину. Как изменились их свойства?

Вывод. Песок темнеет, песчинки прилипают к трубочке, если подуть через трубочку, не разлетается.

Глина при увлажнении темнеет, становится мягкой, вязкой, пластичной, липкой, если подуть через трубочку, не разлетается.

3 опыт. Растворимость песка и глины в воде

- Добавляем еще воду в стакан и перемешиваем. Что вы заметили?

Вывод. Песок не растворяется в воде, оседает на дне стакана.

Глина растворяется в воде, вода мутнеет, Но потом оседает на дне и стенках стакана.

4 опыт. Песок и глина пропускают воду

- Наливаем воду в воронки в одной песок на ватном диске, а другой – глина. Сравниваем, где вода протекает быстрее и где она чище.

Вывод. Песок и глина - природные фильтры. Вода дождевая, талая, речная, морская с поверхности земли проходя через слои почвы, песка и глины очищаясь собирается глубоко в грунте и мы пьем родниковую подземную воду.(Слайд)

5 опыт. На чем лучше растет пшеница

- Мы с вами 7 дней назад посеяли пшеницу в воду, песок, глину и почву.

Вывод. Посмотрите, где лучше проросла пшеница? Почему? (В воде зерно не проросло , а сгнило, задохнулось без воздуха. В песке и глине мало питательных веществ, зерно проросло очень слабо. В почве много питательных веществ для роста растений, поэтому пшеница проросла лучще.

Вывод. Для хорошего роста растений нужно умеренное количество тепла, света, воды и плодородная почва. Вот почему в пустынях очень мало растений. Там нет дождей, жара до 60 градусов, кругом пески и глина.

Рефлексия

-Ребята, вот мы и выполнили все задания верблюда Дромедара.

-Что интересного вы узнали о пустынях и верблюдах сегодня?

- С чем мы проводили опыты?

- Что нового узнали о песке и глине?

В подарок Дромедар прислал нам пески времени – песочные часы. Им уже 3000 лет.

Песок сыплется – жизнь продолжается.

Время движется, идет, а песок и глина нужны нам как и прежде.

4
Конспект НОД по опытно-исследовательской работе "Ч...
"Один, много, ни одного"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
12.05.2021

В блогах

Родительское собрание " Путешествие в страну детства"

Аннотация Родительское собрание «Путешествие в страну детства» проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с...

Музей известного татарского композитора Салиха Сайдашева

Sample Image

Музей известному татарскому композитору Салиху Сайдашеву открыт в деревне Ибря 30 ноября 1990 года в честь его 90-летия. По словам родственников, в...

Низко кланяемся вам ветераны

Низко кланяемся вам, ветераны. Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем! Великая Отечественная война продолжалась 1418...

Новое на сайте

Проектная работа «Игровые технологии - пальчиковые игры в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации»

Проектная работа «Игровые технологии - пальчиковые игры в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации»

Использование современных технологий в экономическом воспитании дошкольников (Из опыта работы)

Использование современных технологий в экономическом воспитании дошкольников (Из опыта работы) Цель: Познакомить педагогов с современными технологиями экономического воспитания дошкольников, научить применять их в работе. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной...

Конспект занятия по математике для второй младшей группы «Путешествие колобка»

Конспект занятия по математике для второй младшей группы «Путешествие колобка» Программное содержание: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный, короткий, длиннее короче, одинаковые по длине. Упражнять в умении находить один много предметов...

План выступления на педсовете

План выступления на педсовете 1. Тема: "Конструирование из природного материала" Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка неповторимы, таят в себе необыкновенные тайны и имеют свою, только им присущую форму. Способность проникать в...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог