Конспект НОД по формированию ЛГК и развитию связной речи с детьми 6-го года жизни. Тема: "Составление рассказа по картине с проблемным сюжетом «Зимние заботы» (Методика Ткаченко Т.А.)""

 

 

Конспект НОД

по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

в группе 6 года жизни

 

Тема. Составление рассказа по картине с проблемным сюжетом

«Зимние заботы» (Методика Ткаченко Т.А.)

                                                                   

                                                                   

 

                                                            Учитель-логопед 

                                                            Косяк Екатерина Николаевна

                                                            ГБДОУ г.Севастополя

                                                            «Детский сад  №107                                                             комбинированного вида"

                                                        

 

 

Тема. Составление рассказа по картине с проблемным сюжетом

(Методика Ткаченко Т.А.)

Картина «Зимние заботы» ( Ткаченко Т. А. «Картины с проблемным сюжетом»)

 

Цели. –  Учить детей составлять рассказ по картине с проблемным сюжетом по данному плану;

                Активизировать словарный запас детей;

                Совершенствовать умение подбирать  определения к существительным;

                Учить преобразовывать деформированную фразу, составлять и использовать в речи  сложноподчиненные предложения с союзом  потому что;       

             -- Развивать  чувство ритма, чувство рифмы;

             -- Совершенствование общей и мелкой моторики, согласование движений с речью.

             -- Воспитывать слуховое внимание, умение слушать ответы сверстников,           воспитывать чувство уважения к их мнению.

Оборудование. Снежок на канате, снежинка на палочке, магнитофон, мультимедийная доска, компьютер, презентация «Зима».

Ход занятия

 

 Организационный момент.

Дети входят в кабинет, встают в кружок. Прослушивание музыки.

1. Введение в тему.

Логопед. --  Ребята, послушайте какая волшебная, сказочная музыка звучит. Сегодня мне приснился сказочный сон.  Приснилась мне красавица, волшебница в бело- голубом наряде с длинными снежно-белыми волосами. Идет она, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. А везет ее на себе белый медведь. Как вы думаете: кто же мне приснился?

Дети: --Это Зима.

Логопед: --Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.

Показ слайда №1 -  «Зима». (на мультимедийной доске)

2. Логопед: -- У зимы есть очень много друзей. Давайте назовем их!

Подбор «зимних» слов: снег, метель, лед, сосулька, снеговик, снежный комочек, лед, льдинка, дед Мороз, коньки, санки и т.п.

 

3. Дидактическая игра «Подберите признаки»

Логопед: --А вот подружка Зимы- снежинка. Подставляйте ладошки. Кому снежинка на ладошку опустится- тот скажет  какая может быть Зима.

Зима (какая?)—снежная, холодная, долгожданная, морозная, долгая, вьюжная, белая и т.п.

Логопед: --Почему зиму называют белой?

Дети:-- Зиму называют белой потому что идет снег.

Логопед:--Верно, белый снег покрывает все вокруг, будто покрывалом.

Показ слайда №2 - движущаяся картинка «Снег».


Логопед: --А вот еще один друг зимы – снежок.

Дети встают в кружок, держат в руках канат (связанный в круг) с нанизанным на него снежком. Назвав признак, ребенок перемещает снежок к следующему ребенку

 

Снег (какой?) -- белый, летящий, мокрый, липкий, тающий, холодный, серый и т.п.

Логопед:-- Молодцы. Вы подобрали много слов о снеге.

 Дети садятся на стулья.

4. Игра «Доскажи словечко».

Логопед: –Ребята, вы любите стихи?  Их пишут поэты. Мы сейчас на какое-то время превратимся в поэтов, научимся составлять предложения с зимними словами.

  Дети называют недостающее слово и на доске появляется соответствующая картинка.

           * Вот на ветках, посмотри,                                                 

              С красной грудкой … (снегири).     

Показ слайда №3.

           * Словно в сказке, как во сне,

              Землю всю украсил… (снег).

Показ слайда №4.

           * На снегу дрожит бедняжка-

              Одинокая… (дворняжка).

Показ слайда №5.

           * У собачки мерзнет грудка

              Будет ей из снега… (будка).

Показ слайда №6.

           * Мы скатали снежный ком                                          

              Станет ком… (снеговиком).      

Показ слайда №7.                                   

5. Игра «Подбери рифму».

 Дети подбирают рифму к слову.

Л.:   --Послушайте внимательно и подберите рифму к слову СНЕГОВИЧОК.

Дети:--Боровичок, лесовичок, старичок паучок

Л.:--Где мы можем увидеть снеговика?

Дети:-- Во дворе, на улице.

Л.: - А где может быть лесовичок?

Дети:-- В лесу.

Л.: --Вот и получится у нас целое стихотворение. 

       Во дворе снеговичок,

       А в лесу лесовичок.

6. Динамическая пауза. В кругу.

    Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков.

                          Снеговик.

Давай, дружок, смелей, дружок,            Дети идут по кругу друг за другом,

Кати по снегу свой снежок.                       изображая, что они катят перед собой снежок.

Он превратился в толстый ком,               Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.

И станет ком снеговиком.                        «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.

Его улыбка так светла!                                 Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла.                    Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,   

                                                                           показывают нос, встают прямо, держат

                                                                           воображаемую метлу.

 7. Беседа по картине.

 Л.: --Раз, два, три обернись,

          А картина появись.

Показ слайда  №8 – Картина «Зимние заботы» Ткаченко Т.А.

 

Л.: -- Посмотрите внимательно. Какое время года изображено на картине? Действительно ли на улице зима? Почему вы так решили?

Дети:- На улице зима, потому что деревья стоят голые.

             На улице зима, потому что дети одеты в зимнюю одежду.

             На улице зима , потому что  на домах, на земле лежит снег.

Л:-- А вам нравится когда выпадает много снега? Почему?

Дети:-- Нравится. Потому что можно играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговика.

Л.:-- Я думаю, что и этим ребятам нравится снег. Они даже слепили снеговика. А чем они сейчас заняты?

Дети:--Они лепят домик.

Л:--А что это за домик? Он такой маленький…

Дети:-- Это домик для собаки—будка, конура.

Л:--Как вы думаете, у этой собаки есть дом, хозяин или она бездомная? Почему вы так решили?

Дети: --Наверно, она бездомная, потому что она очень грустная, одинокая.

Л:--А как собака могла стать бездомной?

Дети:-- Ее могли выгнать плохие  хозяева. Она могла потеряться.

Л:--Подумайте: что бы могла сказать собачка детям, если бы умела говорить?

Дети (жалобно):-- Ребята, мне так холодно! Спрячьте меня, пожалуйста, чтобы я могла согреться и накормите.  

 Ответы 2-3 детей.

Л:--А что сказали ребята, когда увидели замерзшую собаку?

Дети:-- Ребята сказали: «Ой, какая несчастная собачка. Нам так жалко ее. Давайте накормим ее и  построим ей домик из снега.»

Ответы 2-3 детей.

Л.:-- От чего спасет  такой  снежный домик?

Дети: --Снежный домик спасет от сильного ветра, от вьюги, от падающего снега.

Л.:-- Из чего еще можно сделать будку?

Дети:--Будку можно сделать из кирпичей, из веток, из металла, из песка и т.п.

Л.:--  Чем могла окончиться встреча детей и собаки?

Дети:--Дети могли оставить собаку жить в своем дворе и ухаживали за ней.

             Во двор мог прийти хозяин собаки и найти ее.

             Кто-то из детей мог взять собачку к себе домой.

Л:--Как бы вы назвали эту картину?

Дети:-- «Зимние забавы», «Случай во дворе», «Зимние заботы» и т.п.

 

Показ слайда №9 – белый фон.

 

8.Пальчиковая гимнастика + теневой театр.

Л.: --Как много снега! Даже ребят во дворе не видно стало. И мы с вами полепим из снега.

Логопед назначает кто какое животное будет изображать.  Дети выполняют фигурки из рук по тексту стихотворения. Тени от рук отражаются в луче проектора на доске.

      Раз, два, три, четыре,

      Мы с тобой снежок лепили.

      Вдруг снежок зашевелился  

      И в кого-то превратился.

      Вот зайчонок побежал,

      Его хвостик задрожал.

      Вот гусенок проплывает

      И головушкой кивает.

      А вот птичка-невеличка

      Над детками пролетала,

      Крылышками помахала.

      Вот собачка нас встречает.

      Как же громко она лает!

      Мы играем со снежками,

      Сказки делаем руками:

      И деревья, и дома.

      Спасибо, Зимушка-зима!

9. Игра «Дружные слова». Логопед бросает ребенку снежок и произносит ряд слов. Ребенок составляет из слов предложение и возвращает снежок.

- Снега, дворе, во, выпало, много.              ---      Во дворе выпало много снега.

- Дети, слепить, снеговик, большой.          ---       Дети слепили большого снеговика.

- Сидеть, высоко, ворона, дерево, на.       ---       Ворона сидит высоко на дереве.

- Собака, грустная, дорога, идет, по.          ---       По дороге идет грустная собака.

- Дети, лепить, снег, будка, из.                    ---       Дети слепили будку из снега.

- Собака, найти, хозяин, свою.                     ---      Хозяин нашел свою собаку.

- Зима, холодная, снежная, наступить.     ---      Наступила холодная, снежная зима.

10.Составление рассказа по картине.

Л:-- Ребята, давайте придумаем рассказ о том, что  видим на картине.

 1. Расскажем , что в город пришла зима.

Показ слайда №10 —Картина слева, справа- «Зима»

 2.Как дети обрадовались, что они делали.

Показ слайда №11 —Картина слева, справа- «Зима», «Дети лепят снеговика».

 3. Помощь потерявшейся собаке.

Показ слайда №12 —Картина слева, справа- «Зима», «Дети лепят снеговика», «Дворняжка».

 Рассказы 2-3 детей.

Наступила долгожданная зима. Утром дети выглянули во двор и удивились: все вокруг было белым-белым! Ребята оделись потеплее и с радостными криками выбежали во двор. Они весело играли в снежки, катались на санках. Потом стали лепить снеговика. Сначала скатали большой ком ,на него поставили ком поменьше , а сверху- самый маленький. Из камешков сделали глаза, из палочки- ротик. Девочки сбегали домой за морковкой- получился нос. Мальчики принесли ведерко –это шляпа. Из ветки сделали метелку. Снеговик получился очень веселый! Вдруг во двор забрела дворняжка. Ее шерстка была короткая и совсем не грела. Собачка совсем продрогла. У нее был такой несчастный вид. Ребята стали строить для бедной собачки домик из снега. Будка получилась замечательная! Из дома ребята принесли теплые вещи, чтобы сделать подстилку, косточки, колбаску, водичку. Собачка поела, забралась в будку и заснула. Дети были рады помочь собачке.

11. Итог занятия.

Л:-- Вы придумали очень интересные рассказы. Молодцы! Зима приготовила вам угощение- снежки.

Угощайтесь!

1
Современные формы работы ДОУ с семьей
Сценарий праздничного концерта, посвященного празд...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
04.08.2021

В блогах

Конспект занятия с использованием личностно-ориентированных, игровых и здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе на тему «Веселое приключение»

Sample Image

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/сад № 72 Конспект занятия с использованием личностно-ориентированных, игровых и здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе на тему...

Быть воспитателем-это круто!

Я отвечаю просто, без запинки, Что с детством мы две части, половинки. И хоть года стремительно летят, И где – то что –...

Проект по экологии

БМОДОУ Динской район Детский сад комбинированного вида № 27 Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Осенний десант» Выполнила: педагог...

Новое на сайте

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт»

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт» Цели: показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов. Задачи: • Закрепить знания и навыки, полученные на занятиях по...

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы оказывают прямое влияние на создание семейной структуры, что, в...

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад»

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад» (Возраст детей: 3-4 года) Цель: Создание условий для разучивания стихотворения «Листопад» В. Мировича. Задачи: 1. Побуждать детей выразительно рассказывать наизусть стихотворение. 2. Пополнять словарный запас глаголами (шуршат...

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников Современная культура, объединяющая человечество, основана на общих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. Экологическое образование дошкольников по ФГОС – это непрерывный...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог