Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Вода и ее свойства» с использованием исследовательских технологий
Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов.
Задачи:
– Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, текучая, без запаха, без вкуса, растворяет вещества.
2. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
3. Обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов.
4. Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
– Развивающие:
1. Развитие навыков рассказывания на основе личного опыта, с использованием модели.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
3. Развивать у детей фонематический слух.
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
– Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к воде.
2. Воспитывать умение работать в группе, учитывать мнение партнёра.
Материалы и оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, вода питьевая, салфетки, иллюстрации со свойствами воды, соломинки,, магниты, сок, молоко, зубные щётки, гуашь, альбомные листы.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня я по дороге в детский сад встретила вот эту капельку. О на пришла не одна, а со своими подружками и принесла нам загадки. Ребята, отгадаем загадки?
Дети отгадывают загадки:
1. Бежит, бежит не выбежит, течёт, течёт, не вытечет. (река)
2. Пушистая вата плывёт куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако)
3. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним-прочь бегут. (дождик).
Воспитатель: О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей: (реки, озера, моря, дождь, снег, град, туман, роса, иней, лёд, пар).
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная. Воспитатель привлекает детей к речевой работе. Вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п, в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.
А в водопроводе какая вода? (водопроводная)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужна вода?
Где мы её используем?
Ответы детей: (пьём, моемся, моем в доме, готовим пищу, стираем)
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сейчас познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого мы пойдем в лабораторию и рассмотрим воду.
Подойдите к столу и рассаживайтесь.
Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха
Опыт 1.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.
Опыт 2.
Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. На доску вывешиваем свойство воды - текучая.
Опыт 3.
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет. Вода не имеет запаха.
Свойство 2: вода прозрачна и не имеет собственной формы.
Опыт 4.
Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить пуговицу в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком пуговицу не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачная. Вывешиваем на доску ещё одно свойство.
Воспитатель: Скажите, как нужно беречь воду? (в быту, в природе).
Ответы детей: не засорять водоёмы, не оставлять кран с водой открытым.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» (физ. минутка)
Воспитатель:
Я мама - тучка, а вы – Капельки, и вам пора отправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.) Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх, присевшие Капельки поднимаются, затем, вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
Воспитатель: Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали,не брызгались.
Воспитатель: Ребята, а теперь мы для наших капелек нарисуем море, чтобы они попали в свой дом. Рисовать мы будем не кисточками, а зубными щётками.
(Дети рисуют морские волны.)
А сейчас напомните мне, что нового вы сегодня узнали о воде? Подходим к доске со свойствами воды.
Перечисляют свойства воды, (опираясь на картинки, значимость для человека и природы.
— Молодцы, ребята
Комментарии