Сайт для воспитателей детских садов




Автор Шагивалеева Люция Равилевна пока ничего не указал(а) о себе ...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Постановка звука Ш» по(методике Архиповой Е.Ф)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект индивидуального занятия

Тема: «Постановка звука Ш»

по

(методике Архиповой Е.Ф)

 

 

 

 

Подготовила : учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.

Конспект индивидуального занятия

Тема: «Постановка звука Ш»

по

(методике Архиповой Е.Ф)

 

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

- формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях;

Коррекционно-развивающие:

-развитие  артикуляционного  аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики .

Воспитательные:

- воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля. 

Оборудование: зеркало, шпатель, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, “игрушка змеи”. Специально подготовленный иппликатор Кузнецова, символы для обозначения гласных звуков 

Ход занятия

1.Организационный момент.

Добрый день, (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостьей. Она пришела к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на занятие, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с нашей гостьей, её зовут Шипелочка. А тебя как? (Имя ребёнка)

Познакомились, теперь расскажем нашей Шипелочке чем мы сегодня будем заниматься.

Сегодня мы с тобой будем учится правильно произносить песенку «Змеи».

Выполним упражнения для разминки лица, пальчиков, языка.

  1. Общее расслабление.

Ребёнок совместно с логопедом выполняет массажные движения лица

Логопед:

Стенка, стенка, потолок

Раз ступенька, два ступенька

Дзынь, дзынь звонок

Логопед: (Имя ребёнка) посмотри кто к нам пришёл. Ответ ребёнка (Лягушата). Сейчас мы с тобой уточним артикуляцию гласных. После чего будем поочередно прижимать каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатые поверхности иппликатора Кузнецова), Проговаривают гласные звуки.

Также можно выполнить речедвигательную гимнастику на гласные звуки.

Логопед: (Имя ребёнка) представь себе, что ты попала в цирк. На арене цирка выступает фокусник и выполняет фокус. Вот и мы с тобой сейчас попробуем выполнить фокус.

Дыхательное упражнение «Фокус»

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Наша змейка хочет посмотреть как ты выполняешь артикуляционную гимнастику . Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех задании, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.

1 комплекс упражнений для «Ш» (по системе «Дерево» Е.Ф. Архиповой)

1 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция)

Забор – Окно – Мост – Лопата – Лопата копает –

№ 1        № 2     № 3         № 7               № 8        

Вкусное варенье – Фокус – Теплый ветер

      № 9                      № 20      № 10

Логопед:  Объясняет где находится язычок при произнесении песенки «Змеи»

При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы растянуты в улыбке, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

  1. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении  находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

  1. Закрепление изолированного произнесения звука

Работа над развитием дыхания и голоса.

Длительное произнесение звука «Ш» (тихо-громко)

“Как шипит змея?”

“ Как шумит ветер?”

(Имя ребёнка), как поёт песенку наша гостья Шипелочка? Как шумят деревья? Ш-Ш-Ш-Ш.

  1. Развитие фонематического слуха

 А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

  1. Домашнее задание

Придумай  как можно больше слов, где звук Ш слышится:

- в начале слова;

- в середине слова;

- в конце слова.

8.. Итог занятия.

(Имя ребёнка) скажи мне пожалуйста, сегодня на занятии какую песенку мы с тобой учились петь? Ответ ребёнка. И это песенка у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.. Ты сегодня очень старался, молодец!

Упражнение 5. «Трубочка».
Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки.
Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.
Упражнение 6. Чередование: «Забор» — «Трубочка».
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.
Упражнение 1. «Забор».
Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.
Упражнение 2. «Окно».
Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. «Мост».
Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.
Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро.

Упражнение 7. «Лопата».
Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5.
Язык на губе.

Упражнение 8. «Лопата копает»
Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».
Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза.
Кончик языка загибается вверх.
Упражнение 9. «Вкусное варенье».
Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.
Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе.
Движения языка сверху вниз по верхней губе.
Упражнение 10-а. «Теплый ветер».
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №20.
Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха.

Упражнение 20. «Фокус».
Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].
Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3x1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза.
Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

0
Консультация для воспитателей «Коррекция лексико -...
Летнее развлечение в средней группе на тему: «Вита...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
24.08.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Публикация "Творческий проект для группы среднего возраста " В гостях у любимых сказок"
21 августа 2019
Здравствуйте! Нам очень приятно и здорово было работать по этому проекту. Надеюсь, кому-нибудь из ва...
Перспективное планирование по познавательному развитию (ФЦКМ)
12 августа 2019
Добрый вечер. Скопировала себе Вашу перспективу. Спасибо.
Дидактическая игра
10 августа 2019
Спасибо, хорошая подборка. Как ВЫ думаете, с какого возраста необходимо начинать постоянную работу с...
Паспорт экологической тропы
08 августа 2019
Прекрасный материал!
Педагогика
31 июля 2019
Добрый день Как можно узнать правильные ответы на вопросы?

В блогах

Ведущий: На улице уже похолодало, а кто знает, какое время года у нас сейчас? Ведущий : Правильно, осень, после осени наступит зима. Животные, которые живут в лесу, готовятся к зиме. Я вам предлагаю о...
Физкультминутки относятся к физкультурно-оздоровительным  мероприятиям, проводимым с детьми в режиме дня. Физкультминутка – это  -  кратковременные физические упражнения – проводится в ...
В жизни каждого ребенка наступает ответственнейшая пора, когда из него , словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, иной раз сильно докучающие взрослым "почему", "отчего", "как"...Нередко под ...
ХОД МЕРОП РИЯТИЯ «ПЕРВЫЙ ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК».   Дети выходят под «Весенний вальс» и свободно становятся  по залу. Ребенок 1. Где ты, солнышко, проснись!  Где ты, скворушка, вернись! ...

Новое на сайте

Спортивный досуг «Летние весёлые старты»

Спортивный досуг «Летние весёлые старты» Цель: укрепление здоровья детей посредством проведения спортивного досуга. Задачи: создавать положительный эмоциональный настрой; взаимодействовать с родителями по организации физического воспитания дошкольников; содействовать дружескому отношению между сверстниками и воспитывать здоровый сопернический дух. Оборудование: гимнастические...

Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет посредством использования нетрадиционных…

Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет посредством использования нетрадиционных техник рисования «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе. «Посадка семян настурции…

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе«Посадка семян настурции и бархатцев» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Задачи: Формировать умение детей сажать семена (насыпать землю, палочкой сделать лунку, положить семена, палочкой засыпать землю с краев...

Сценарий выпускного утренника «Выпускной бал»

Сценарий выпускного утренника «Выпускной бал» Ведущий: Дорогие гости! Сегодня всех нас ждет необычное и волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапа − поступлению в школу. Так...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top