Я - ВОСПИТАТЕЛЬ

"Кинезиология как эффективная и доступная технология развития дошкольников»

«Кинезиология как эффективная и доступная технология развития дошкольников»

Все мы знаем и видим, что современный мир стремительно меняется: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов к восприятию огромного объема информации, должен в нем ориентироваться и постараться стать успешным. Одна из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Современные требования к качеству воспитательно-образовательной деятельности подразумевают, что современный педагог должен быть не просто носителем информации, а педагогом - новатором, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи и приемы в педагогической деятельности.

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» Ж. Тассо

Так как развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Большое значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование

соответствующих умений у детей.

Теоретические основы кинезиологии

Слово “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис”, обозначающего движение, и “логос” - наука, т.е. наука о движениях.

Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика).

Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла наука, которая базируется на целостном подходе к человеку.

Из общей кинезиологии выделились самостоятельные направления в разных областях: образовательная кинезиология, гимнастика ума, нейрокинезиология, спортивная кинезиология, медицинская и др.

В Россию кинезиология пришла совсем недавно. Этот метод привезла Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Актуальность использования кинезиологии обусловлена тем, что

развивая межполушарное взаимодействие, мы создаем основу интеллектуального развития ребенка.

Кинезиология или «Гимнастика для мозга» — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Основная идея метода кинезиологии — это активизация деятельности двух полушарий головного мозга.

Вся работа строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций. Кинезиология - это наука, которая помогает восстановить ребенку баланс, т.е. равновесие между мышлением, телом и эмоциями, где каждая часть вносит свой вклад в развитие.

Применение методов данной технологии позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии».

Специальные кинезиологические приемы и  упражнения обладают оздоравливающим и антистрессовым эффектом, улучшают мыслительную деятельность ребенка, помогают выдерживать нагрузки, проявлять волевые качества. При всей своей простоте методы кинезиологии дают удивительные позитивные, уверенные результаты в развитии детей моей группы.

В рамках дошкольной педагогики можно выделить такие приемы как: кинезиологические упражнения, кинезиологические игры, а также кинезиологические сказки.

Упражнения и игры для мозга универсальны для детей и взрослых. Их можно делать в различных сочетаниях. Они не требуют специальной физической подготовки, а еще они очень нравятся детям, так как воспринимаются как увлекательная, веселая игра - самая важная деятельность ребенка. А самое главное, доступны в рамках образовательного процесса.

Понятия, направления и методы в кинезиологии обширны и разносторонни. Начинать работать в данной технологии с детьми следует с кинезиологических упражнений.

- Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие снимаются мышечные зажимы.

- Растяжки – они нормализуют тонус мышц гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц

 - Глазодвигательные упражнения.

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

-Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

- Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи, а также является мощным средством повы

 Для достижения положительных результатов необходимы: регулярность выполнения – каждый день; точность выполнения – здесь важен правильный показ упражнения педагогом; положительная, комфортная среда – хорошее настроение и контакт.

Принцип работы – от простого - к сложному.

В работе наряду с увлекательными упражнениями, используются и кинезиологические тренажеры.

Задачи, которые решаются при использовании тренажеров – активизировать работу обоих полушарий мозга, их взаимосвязь через работу обеими руками, развивать внимание, сообразительность, тактильные ощущения, улучшать состояние нервной системы, создание положительного эмоционального фона.

Вся наша жизнь проходит в движении, и во время этого движения в течение всей своей жизни человек переживает множество различных проблем. Психологи долгое время пытались найти способ помочь людям, часто сталкивающимся с различными экстремальными ситуациями и испытывающими нервно-мышечные перегрузки. И решение было найдено после разработки образовательной кинезиологии, которая как раз и была направлена на изучение связей ум – тело.

С помощью специально подобранных упражнений наш организм балансирует процессы, происходящие в нем, координирует работу правого и левого полушарий, развивает взаимодействие тела и интеллекта.

1
Конспект СОД по речевому развитию в старшей групп...
Игры для рабочего настроя
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
09.12.2022

В блогах

Семь родительских заблуждений о морозной погоде . Подготовила воспитатель Мовсумова Н.Д.

1. Многие считают, что ребёнка надо одевать теплее. Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Особенно опасно слишком тепло одевать детей...

Как говорить с ребенком о коронавирусе?

Спросите своего ребенка что он знает? Если вы заметили, что ребенок, играя упоминает слово «коронавирус», или вдруг его игрушки «болеют», попытайтесь выяснить...

Развлечение для старшей группы «Спичка - невеличка и ее задания».

         «Спичка - невеличка и ее задания».  Цель: - закрепить знания правил пожарной безопасности, привить навыки осторожного обращения...

Новое на сайте

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является воспитание этических основ формирования личности дошкольника, которое немыслимо без осмысления культурно-исторических ценностей. Культура личности раскрывается...

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека» Каждый взрослый так или иначе понимает важность воспитания ребенка до его совершеннолетия. Родительство – это процесс заботы о ребенке, его защиты и обучения. Цель – здоровое развитие для вступления во...

Чудесное завершение осени

Чудесное завершение осени Ну вот и проводили мы нашу чудесную осень! Но мы не будем грустить! Потому что в конце ноября мы подготовили и провели с ребятами чудесный праздник для наших мам! Устроили им соревнование «СУПЕР-МАМА!»Наши...