Я - ВОСПИТАТЕЛЬ

"Кинезиология как эффективная и доступная технология развития дошкольников»

«Кинезиология как эффективная и доступная технология развития дошкольников»

Все мы знаем и видим, что современный мир стремительно меняется: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов к восприятию огромного объема информации, должен в нем ориентироваться и постараться стать успешным. Одна из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Современные требования к качеству воспитательно-образовательной деятельности подразумевают, что современный педагог должен быть не просто носителем информации, а педагогом - новатором, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи и приемы в педагогической деятельности.

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» Ж. Тассо

Так как развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Большое значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование

соответствующих умений у детей.

Теоретические основы кинезиологии

Слово “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис”, обозначающего движение, и “логос” - наука, т.е. наука о движениях.

Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика).

Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла наука, которая базируется на целостном подходе к человеку.

Из общей кинезиологии выделились самостоятельные направления в разных областях: образовательная кинезиология, гимнастика ума, нейрокинезиология, спортивная кинезиология, медицинская и др.

В Россию кинезиология пришла совсем недавно. Этот метод привезла Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Актуальность использования кинезиологии обусловлена тем, что

развивая межполушарное взаимодействие, мы создаем основу интеллектуального развития ребенка.

Кинезиология или «Гимнастика для мозга» — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Основная идея метода кинезиологии — это активизация деятельности двух полушарий головного мозга.

Вся работа строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций. Кинезиология - это наука, которая помогает восстановить ребенку баланс, т.е. равновесие между мышлением, телом и эмоциями, где каждая часть вносит свой вклад в развитие.

Применение методов данной технологии позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии».

Специальные кинезиологические приемы и  упражнения обладают оздоравливающим и антистрессовым эффектом, улучшают мыслительную деятельность ребенка, помогают выдерживать нагрузки, проявлять волевые качества. При всей своей простоте методы кинезиологии дают удивительные позитивные, уверенные результаты в развитии детей моей группы.

В рамках дошкольной педагогики можно выделить такие приемы как: кинезиологические упражнения, кинезиологические игры, а также кинезиологические сказки.

Упражнения и игры для мозга универсальны для детей и взрослых. Их можно делать в различных сочетаниях. Они не требуют специальной физической подготовки, а еще они очень нравятся детям, так как воспринимаются как увлекательная, веселая игра - самая важная деятельность ребенка. А самое главное, доступны в рамках образовательного процесса.

Понятия, направления и методы в кинезиологии обширны и разносторонни. Начинать работать в данной технологии с детьми следует с кинезиологических упражнений.

- Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие снимаются мышечные зажимы.

- Растяжки – они нормализуют тонус мышц гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц

 - Глазодвигательные упражнения.

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

-Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

- Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи, а также является мощным средством повы

 Для достижения положительных результатов необходимы: регулярность выполнения – каждый день; точность выполнения – здесь важен правильный показ упражнения педагогом; положительная, комфортная среда – хорошее настроение и контакт.

Принцип работы – от простого - к сложному.

В работе наряду с увлекательными упражнениями, используются и кинезиологические тренажеры.

Задачи, которые решаются при использовании тренажеров – активизировать работу обоих полушарий мозга, их взаимосвязь через работу обеими руками, развивать внимание, сообразительность, тактильные ощущения, улучшать состояние нервной системы, создание положительного эмоционального фона.

Вся наша жизнь проходит в движении, и во время этого движения в течение всей своей жизни человек переживает множество различных проблем. Психологи долгое время пытались найти способ помочь людям, часто сталкивающимся с различными экстремальными ситуациями и испытывающими нервно-мышечные перегрузки. И решение было найдено после разработки образовательной кинезиологии, которая как раз и была направлена на изучение связей ум – тело.

С помощью специально подобранных упражнений наш организм балансирует процессы, происходящие в нем, координирует работу правого и левого полушарий, развивает взаимодействие тела и интеллекта.

0
Конспект СОД по речевому развитию в старшей групп...
Игры для рабочего настроя
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
18.01.2022

В блогах

Конспект по математике в старшей группе «ПИСЬМА ИЗ КОРОЛЕВСТВА ВСЕЗНАЕК»

Конспект  по математике в старшей группе «ПИСЬМА ИЗ КОРОЛЕВСТВА ВСЕЗНАЕК» Предварительная работа: решение примеров на сложение и вычитание; дидактические игры с...

Творческая работа «Кукольный театр ног»

“Если ручка двери часто движется - она не ржавеет. Так и человек, если он много двигается - он не болеет”. Хуа...

Пожарная безопасность в ДОУ " С огнем шутить опасно!"/ Балалар бакчасында янгын куркынычсызлыгы " Ут…

Sample Image

  В нашем детском саду ежегодно проводятся мероприятия по пожарной безопасности  в каждой возрастной группе.   В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности...

Новое на сайте

Наглядно-познавательное пособие «Геометрические фигуры»

Наглядно-познавательное пособие «Геометрические фигуры» Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - способствовать развитию логического мышления; - воспитывать у детей интерес к математике. Данное пособие можно использовать в следующих образовательных областях:...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей различать и называть цвет. Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику рук. Создать атмосферу эмоционального подъёма, заинтересованности, инициативности на занятии; Продолжать...

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его семья» в рамках тематической недели "Домашние птицы". Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Тип проекта: познавательно –...

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию в средней группе

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы удлиненной формы, слегка оттягивая конец пальцами, аккуратно обращаться с материалом. Расширять представление об овощах. Продолжать...