Сайт для воспитателей детских садов




Автор Коврижиных Людмила Владимировна пока ничего не указал(а) о себе ...

Катротека ТРИЗ

Картотека Игр для занятий ТРИЗ с детьми

Игры на выявление над-системных связей.

"Где живет?" (с 3-х лет).

         Правила игры: 
Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте - это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. 

         Ход игры: 
В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую! 
В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например раздел "Живая и неживая система", то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее. 

Живая и неживая системы. 
В: Где живет медведь? 
Д: В лесу, в зоопарке. 
В: А еще? 
Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных. 
В: Где живет собака? 
Д: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице-бродячие. 
В: Где живет подорожник? 
Д: На дорожке растет. На лужайке и в поле. А еще в аптеке. А когда я к ране прикладывал, то он на ноге у меня жил. А я пила его, значит он в животике у меня был. 

Ознакомление с окружающим миром, с профессиями. 
В: Где живет гвоздь? 
Д: В столе, на фабрике, у папы в гараже. В ящике для инструментов. На стене. В стуле. В моем ботинке! 

Культура поведения. 
В: Где живут вежливые слова? 
Д: В книге, в песне. В хорошем человеке. 
В: А что значит хороший человек? 
Д: Это значит, что он вежливый, опрятно одевается, зубы чистит, помогает людям В: Где живет радость? 
Д: У нас в группе, во мне, в моей любимой кошке, в маме, в телевизоре. 
В: Где живет зло? 
Д: В сказке про Бабу-Ягу, про мачеху… в милиционере, в человеке - он может быть злым. 


Развитие речи. 
В: В каких словах живет буква "А"?
Д: Мама, лиса, азбука, акварель…
В: Где живет звук? 
Д: В слове, в инструментах музыкальных, когда человек поет или кричит, в микрофоне. В телевизоре и радио, в пластинке…
В: Где живет слово? 
Д: В предложении, в сказке, в человеке! 
В: Словом человек обозначает и выражает свои мысли. 

Математика.
 
В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник? 
Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу, в каблуке. 
В: Где живет цифра 3? 
Д: В днях недели, в месяцах года, 
В: Где живет цифра 5? 
Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада. 

Музыкальное воспитание. 
В: Где живет грустная мелодия? 
Д: В песне, в вальсе, в мультфильме, в сказке. 

Изобразительная деятельность. 

В: Где живет красная краска? 
Д: В зеленой, в фиолетовой, в огне, в осеннем листочке, в моих бантиках, в цветке…
В: Где живет кисточка? (краски, лист бумаги). 

 

 

Игры на объединение над- и под- системы объекта


                   "Хорошо-плохо" (игра с младшего дошкольного возраста).

         Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. 
Правила игры: 
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

         Ход игры. 
1 вариант: 
В: Съесть конфету - хорошо. Почему? 
Д: Потому, что она сладкая. 
В: Съесть конфету - плохо. Почему? 
Д: Могут заболеть зубы. 
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?". 

2 вариант: 
В: Съесть конфету - хорошо. Почему? 
Д: Потому, что она сладкая. 
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему? 
Д: Могут заболеть зубы. 
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему? 
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил. 
То есть вопросы идут по цепочке. 

Ознакомление с окружающим миром. 
В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему? 
Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело. 
В: Огонь - это плохо. Почему? 
Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде. 

Живая система. 
В: Листопад - это хорошо? 
Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами. 
В: Листья под ногами - плохо. Почему? 
Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя. 

Музыкальное воспитание
 
(используется на занятиях, в индивидуальных беседах). 
В: Эта подвижная, ритмичная музыка хороша чем? 
Д: Под нее можно делать гимнастику, двигаться, она создает радостное, бодрое настроение. 
В: Что плохого в бодрой ритмичной музыке? 
Д: Если плохое настроение или человек болеет, эта музыка будет раздражать, и еще больше ухудшиться настроение. 

 

Игры на сравнение систем

"Раз, два, три… ко мне беги!" (с 3 - летнего возраста).

 Правила игры: 
Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы. 

         Ход игры: 

"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте. 
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части. 

Примечание: Можно использовать задания на надсистему. 

Например: "Раз, два, три, все, кто живет в поле ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).
Можно использовать задания на функцию объекта. 
Например: "Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…
Интересно использование заданий на временную зависимость. 
Например: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…



Живая и неживая системы. 
При формировании представления о некоторых растениях: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) - ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога…).

Развитие речи. 
При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов (пуговицы, рукава, воротник - пальто); задания на качество предметов (жесткое - мягкое, металлическое, фактура ткани…)

Математика. 
При ознакомлении с геометрическими фигурами. На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других формы. 

Ознакомление с предметами ближайшего окружения 

(младший дошкольный возраст) 
Например: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!" Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию). 

"На что похоже" (с 3-летнего возраста).

Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. 
 Правила игры: 
Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. 

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. 

Ход игры: 

В: На что похож абажур? 
Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге. 
В: На что похожа улыбка? 
Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду. 

Ознакомление с окружающим миром. 
В: Половник. 
Д: На ковш у экскаватора, на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее. 

Неживая природа. 
В: На что похож дождь? 
Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ. 
В: А душ какой бывает? 
Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи. 

Изодеятельность. 
В: На что похожа коробка цветных карандашей? 
Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)
В: На что похожа кисть? 
Д: На метлу Бабы - Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок). 

Ознакомление с окружающим миром. 
В: На что похож светофор? 
Д: На трехглавого робота, на радугу, на магнитофон. 
В: Почему на магнитофон? 
Д: Так как сам прямоугольный, а кружочки напоминают кнопочки. А еще на краски, так как коробка прямоугольная, а цвета светофора - краски. 

Развитие речи 
(при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов). 
В: На что похожа иголка? 
Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки. 
В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические. 
Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая. 

Звуковая культура речи 
(при совершенствовании умения различать на слух звуки языка). 
В: На что похож звук "Р"?
Д: На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки. 
В: Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук. (Переход к занятию). 

Музыкальное воспитание. 
В: На что похожа мелодия вальса? 
Д: На распускание цветка, на легкий шелест листьев дерева, пробуждение животных от зимней спячки, на смешение красок. 

«Теремок» (с 4-х лет).

         Правила игры: 
Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?". 

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".
Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности. 

Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра как и предыдущая "На что похоже" закрепляет у детей алгоритм системного мышления.


 Ход игры. 

1 вариант: 

Ведущий - ребенок выбрал машину. 
Д: Тук-тук. Кто в теремке живет? 
В: Это я, машина. 
Д: А я стол. Пусти меня к себе жить? 
В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня. 
Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики. 

2 вариант: 

В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины. 
Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные. 

Музыкальное воспитание
1 вариант: 

Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет? 
В: Это я, марш. А ты кто? 
Д: А я вальс. Впусти меня к себе. 
В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, похож на меня, марш. 
Д: Мы с тобой относимся к миру музыки. Мы оба музыкальные произведения. Мы состоим из нот, которые сложены в мелодию. Мы имеем ритм. Мы оба можем поднимать настроение людям, а дети могут исполнять различные движения. 

2 вариант: 
Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет? 
В: Это я, марш. А ты кто? 
Д: А я вальс. Впусти меня к себе. 
В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, отличаешься от меня, марша. 
Д: У вальса более плавная мелодия, нежная, под нее танцуют парами медленно, но можно и быстро. А под марш нельзя танцевать, у него жесткий ритм. 

Живая природа и неживая природа. 
Похожести у объектов живого мира. 
Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет? 
В: Это я, снегирь. А ты кто? 
Д: А я воробей. Пусти меня к себе! 
В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря. 
Д: И ты, и я - птицы. У нас одинаковое строение: Есть 2 крыла, есть 2 лапки, 1 голова, перья на теле, хвост и так далее; мы относимся к природному миру, к живой системе, к птицам. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся, передвигаемся самостоятельно. Воробей, тоже как и снегирь, передвигается на 2-х лапках и летает. В прошлом воробей и снегирь были маленькими птенчиками, а в будущем у них будут свои детки-птенчики. 

Различия у объектов живого мира. 
Д: Тук - тук. Я воробей. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе! 
В: Это я - снегирь. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся. 
Д: Снегирь немного больше размером воробья. Снегирь перелетная птица. Воробей круглый год живет в городе рядом с человеком. У нас разный окрас (у снегиря грудка красная, а у воробья - серая). Разное питание (снегирь питается ягодами, поэтому и живет в парках и лесу, а воробей питается семечками). 
Д: Тук-тук. Я камень. Кто в теремочке живет? Пустите меня жить к себе. 
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень отличаешься от меня, речки. 
Д: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а речка из жидких. Мы разные на ощупь: камень твердый, а вода проходит сквозь пальцы. Мы разные по форме. Речка принимает форму берегов. Речка издает звук - журчание, а камни звука не издают. 

Математика 
(при закреплении геометрических фигур). 

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе. 
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат. 
Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным. 
Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе. 
В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата). 
Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет. 

Примечание: Игра может усложняться. Могут браться объекты разнообразных форм и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов. 

В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове. 

Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие. 

Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются. 

Ознакомление с окружающим миром. 

В: Я город. А ты кто? Пущу тебя, если скажешь, чем мы с тобой похожи. 
Д: Я деревня. Мы похожи с тобой, так как и в городе, и в деревне живут люди; есть детские сады и школы. Мы существуем для того, чтобы люди жили и работали вместе. 
В: Заходи! А чем же мы с тобой отличаемся? (можно обратиться к следующему ребенку). 
Д: Город больше деревни. Людей в деревне меньше живет, чем в городе. В городе есть большие заводы и фабрики, а в деревне люди разводят скот и убирают поля. В деревне маленькие, невысокие дома. В городе звуки другие, чем в деревне: машины, трамваи звенят, а в деревне коровы мычат и свиньи хрюкают. А еще в деревне пахнет сеном, молоком, а в городе бензином. 

Примечание: В этом разделе в старших группах можно давать понятия отличия и сходства дня и ночи; различных профессий; учителя и ученика; мамы и дочки; водителя и пешехода. Тем самым у ребенка будут складываться и закрепляться понятия об общественных отношениях. 

"Найди друзей" (с 5 - летнего возраста).

         Правила игры: 
Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию. 

Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, а можно и группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием "функция", после использования игры "Что может?". Игру можно сделать подвижной, с помощью набора предметных картинок, находящихся на некотором расстоянии от играющих. Детям надо будет добежать и выбрать правильную картинку, а может и несколько картинок, выполняющих названную ведущим функцию. 

Другой вариант с использованием моделирования. Ведущий называет объект, а дети, находящиеся за столами, рисуют схемой объект (или объекты), выполняющие функцию заданного объекта. 

         Ход игры: 
В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию. 
Д: Перевозят груз лошадь, самолеты, санки, слон … 
В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать? 
Д: Умеет летать самолет, пчела, утка. 
В: А самолет сам летает? 
Д: Нет. Его человек ведет. 
В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их! 
Д: Волшебная палочка, сапоги - скороходы. 
В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок. 

Математика. 
В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.) 

Изодеятельность. 
В: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы (изобразительные средства) оставляют следы на бумаге. 
Д: Кисть, если ее в краске смочить, пальцем можно рисовать, если в чернила или в краску опустить. Можно ручкой или фломастером рисовать. А также восковыми мелками. 

Неживая природа. 
В: У меня в руке гвоздь. Каких человечков в нем больше всего? В каких еще предметах больше твердых человечков. 
Д: Ножницы, топор, плита …
В: Я возьму стакан с водой. В каких предметах есть и твердые, и жидкие человечки одновременно. 
Д: Самовар, утюг, стиральная машина, чайник, крем в тюбике

 

Игры на формирование умения выявлять функции объекта

 

"Что умеет делать?" (игра для детей с 3-х лет)

         Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Примерный ход:

В: Телевизор.

Д: Может сломаться,  может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

В: Что может мяч?

Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку " Колобок". Как он может помочь Колобку?

Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.

Ознакомление с окружающим миром.

В: Что может светофор?

Д: Управлять движением машин и пешеходов. Он может переключаться. Если красный свет зажжется, все машины будут стоять, а для пешеходов в это время будет гореть зеленый свет и они смогут перейти дорогу.

В: Что еще может светофор?

Д: Перегореть, сломаться.

В: Что тогда может случиться?

Д: Машина может столкнуть человека, может столкнуться с машиной, то есть случится авария.

В: Давайте пофантазируем. Вот светофор попал в сказку… и какое дело себе там нашел? (Варианты ответов детей).

Базис личностной культуры.

В: Вежливый человек - это какой и что умеет делать?

Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.

В: Еще?

Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека.

Экология.

В: Что может растение?

Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.

В: Что может слон?

Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

В: Что может дождь?

Д: Растворить лед.

В: Когда и почему?

Д: Когда ярко светит солнце, тепло.

В: Что еще может лед?

Д: Лед может расколоться, треснуть.

В: А какие полезные функции у льда?

Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.

В: Что можно делать со льдом?

Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.

В: Что может дождь?

Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.

Музыкальное воспитание

В: Что может песня?

Д: Песня поднимает настроение, а если она грустная, то настроение пропадет. Песню можно слушать и петь.

В: Что может звук?

Д: Оглушить, усилиться, убавиться, звук может произвести эхо, создать музыку.

Изобразительная деятельность.

В: Что может краска?

Д: Она оставляет след на бумаге, красит, брызгается, рисует, закрашивает воду и получается другой цвет. Краска может закончиться, засохнуть.

В: Что может художник?

Д: Рисовать картины, раскрашивать, смешивать краски, испачкаться красками, точить карандаши.

В: Что может глина?

Д: Лежать в земле. Намокать. Засохнуть и разбиться на мелкие кусочки. Глина липнет к рукам. Она может быть мягкой и тогда из нее можно лепить чего-нибудь.

Математика.

В: Что может цифра "4"?

Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой.

В: Что может треугольник?

Д: Находиться в другом объекте, например: треугольные часы.

В: Что может знак "+"?

Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради.

 

"Мои друзья" (проводится с 4-х лет).

 Правила игры:

Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют кто они (дерут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.

Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.

В старшем дошкольном возрасте можно брать "сложные" объекты по функции. В 5- 6-и летнем возрасте роль ведущего может выполняться ребенком.

  Ход игры:

В: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.

К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка.

В: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям.

Ознакомление с окружающим миром.

В: Мои друзья - это то, что может говорить.

К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…

Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировки в помещении, при формировании понятия обобщения и др.:

В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире.

К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.

Развитие речи.

В: Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.

К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.

В: Мои друзья - это то, что умеет жужжать.

К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж.

В: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце).

К ведущему подходят дети со словами: рак, воробей, фары.

Как усложнения для 6-7 лет.

Мои друзья - это слова, обозначающие действие, в которых есть звук "А".

Д: Бегать, прыгать, летать.

Изобразительная деятельность.

В: Я - солнце. Мои друзья - это теплые краски, которые живут в ваших образах.

Д: Подбегают дети цветка, огня.

В: Мои друзья - это то, что умеет рисовать.

Д: Карандаш, кисти, палец руки, акварель, веточка, палочка.

Экология.

Дети выбирают для себя объекты природного мира живой и неживой системы: птицы, камня, реки, рыбы, песка, цветка, земли и так далее.

В: Мои друзья - это то, что умеет дышать.

К ведущему подбегают дети, взявшие на себя образ птицы, рыбы, то есть объектов природного мира живой системы.

В: Мои друзья - это то, что умеет цвести и размножаться.

К ведущему подбегают дети, взявшие на себя образ птицы, рыбы, реки (она тоже "цветет"), цветка (и цветет, и размножается).

Примечание: сопутствующая задача - закрепить у детей свойства живых объектов природного мира: дышат, растут, самостоятельно двигаются, размножаются. (см. игру "Все в мире перепуталось").

В: Мои друзья - это то, что умеет издавать звуки.

К ведущему подходят дети, взявшие образ реки, птицы, ветра.

Неживая природа. (методика маленьких человечков).

В: Мои друзья - это то, что может превращаться из жидкого состояния в твердое.

К ведущему подходят те дети, которые взяли на себя образ воды (она замерзает при низкой температуре), яйцо (оно на сковородке сначала жидкое, а потом твердое), капельки воды в воздухе (они при морозе превращаются в иней).

Ведущий добавляет: стекло тоже сначала жидкое, его выдувают в вазы, лампочки. Металлические изделия: под воздействием высокой температуры плавится металл, потом он затвердевает в отдельных формах.

В: Мои друзья - это то, что умеет превращаться в газообразное состояние.

К воспитателю подходят дети, взявшие образ воды в чайнике, в самоваре.

В: Мои друзья - это то, что умеет взаимодействовать между собой.

Примечание: Воспитатель заранее раздает детям по 2 предметных картинки с разными объектами. Например,

ребенок 1: стол и вода

ребенок 2: сахар и стакан с водой

ребенок 3: ручка и стол

ребенок 4: молоко и чашка чая

ребенок 5: краска и вода

ребенок 6: зонт и дождь

ребенок 7: часы и шкаф.

В: Что же взаимодействует между собой?

К ведущему подходят дети с картинками сахара и стакана с водой, молоком и чашкой чая, краски и воды.

В: Мои друзья - это то, что умеет отталкиваться друг от друга. К ведущему подходят дети с картинками зонта и дождя.

В: Мои друзья - это то, что не взаимодействуют.

К воспитателю подходят дети с картинками стола и воды, часов и шкафа, ручки и стола.

Примечание: В ходе игры дети объясняют причину взаимодействия - не взаимодействия, учатся строить предложения, тем самым решается задача развития монологической речи, формируется умение выражать свои мысли.

Вариантов игры много. Можно усложнять условия игры через объединение функции и надсистемы:

В: Мои друзья - это те, кто живет в лесу и умеют быстро бегать.

Д: Лиса, волк.

В: Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку.

Д: Пылесос, утюг, веник, комбайн, лошадь…

Примечание: Данную игру можно использовать и при отработке под- и над-системы, а также прошлого конкретного объекта.

В: Я - телефон. Мои друзья - это, что может передавать информацию на расстоянии.

Д: Книга, почтальон, голуби с записками, компьютер.

В: Я - цветок. Мои друзья - это те объекты, которые в прошлом были семечком.

Д: Огурец, подсолнух, тыква, дыня.


Игра «Хорошо – плохо»

Цель:  учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое воображение.

Правила игры:

Воспитатель называет любой объект, который не вызывает у ребёнка  стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо» что нравится и не нравится, что удобно и неудобно и т. д.

Ход игры.

Например:

 Вариант 1. Дождь.

«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.

 «Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять,  большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и т. д.

Вариант 2.Настольная лампа

-Хорошо, что красивая.

--Плохо – неустойчивая.

-Хорошо, что стеклянная, от неё много света.

- Плохо – легко может разбиться.

- Удобно, потому что можно ставить на стол.

- Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д.

Игра «Что это такое?» (для детей младшего возраста)

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов давать в воображении новые образы, развивать мышление, воображение.

Материал: круги и полоски разного цвета. Мяч

Ход игры.

Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, дети называют фигуру и её цвет, кладёт фигуру в центре круга и предлагает рассказать на что похож круг. Отвечать  должен тот ребёнок, которому педагог бросит мяч. Возможные ответы  детей: помидор, цветок, шарик, мяч, обруч, крышка от кастрюли, колечко и т.д. Затем воспитатель показывает кружок другого цвета или полоску и игра продолжается

Игра «Что это такое?» (для детей старшего возраста)

Цель: формировать у детей умение на основе восприятия заместителей предметов и объектов давать в воображении образы, развивать логическое мышление.

Материал: карточки со схематичным изображением предметов и объектов.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением предметов или объектов, дети называют, что они представляют.

Например: верёвка, заяц, змея, шарик, цветок, девочка и т. д.

Игра «Наоборот»

Цель: подводить детей к овладению понятием противоречия, учить подбирать слова – антонимы.

Ход игры.

Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово-антоним.

Например: много – мало, твёрдый – мягкий, трусливый – храбрый.

Можно детям предложить вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки, например:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь – близко и т. д.

На следующем этапе игру можно усложнить. Например:

Волк/злой/ - бабушка/добрая/.

Карандаш/пишет/ - резинка/стирает/.

Книга/даёт знания/ - ребёнок/забирает знания/

Игра «Цепочка слов»

Цель: развивать у детей мышление, умение составлять  длинный «поезд» из слов – каждое слово вагончик. Вагончики как и слова должны быть соединены между собой, а каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Материал: модели поезда и вагончиков.

Ход игры

Дети делятся на две подгруппы.

Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов.

Воспитатель называет слово например: зима – (какая?) –ставит вагончик на стол – зима.

Дети: снежная, метельная, вьюжная, суровая, холодная (ставят 5 вагончиков)

Воспитатель: А что ещё бывает холодным?

Дети: мороженное, лёд, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик)

Воспитатель отталкиваясь от последнего слова, задаёт вопрос: А ветер какой?

Дети: Северный, южный, сильный и т. д.  пока детям не надоест или не кончатся вагончики.

Выигрывает та подгруппа, которая больше поставит (наберёт) вагончиков  (у кого длиннее поезд)

Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие.

Ход игры.

Воспитатель: Ребята представьте себе, если на земле исчезнут… - все пуговицы. Чем их можно заменить?

Дети: Липучками, кнопками, крючками…

- все книги

- все спички

- все ручки

- все ластики и т. д

 

 

Игра «Что в чём»

Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.

Ход.

- Дети, кнопка часть чего? (звонка, куртки, баяна, выключателя, гармошки)

- листочек (дерева, книги, тетради, папки, календаря)

- экран (телевизора, компьютера, рентгена, зеркала, окна)

- лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы)

Дети должны назвать не менее 5 систем.

 

Игра «Один - много»

Цель: учить детей находить в одном предмете множество его составных частей.

Материал: разные предметы.

Ход.

Воспитатель: Дети, сколько у меня расчёсок?

Дети: Одна расчёска.

Воспитатель: Чего в расчёске много?

Дети: много зубчиков.

Аналогично:

- коробка

- книга

- стол

- цветок

- дерево

- морковь…

Игра «Фантастические гипотезы»

Цель: Развивать логическое мышление, учить придумывать нелепые вопросы.

Ход.

Воспитатель предлагает детям поразмышлять: что бы было, если бы… дальше называет любой  предмет и действие:

Например:

Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?

-если исчезнут все взрослые?

- если на планете исчезнет вода?

- если на планете исчезнут леса?

- если к нам пришёл крокодил?

-если к нам пришёл слон?

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими детьми линиях образы (рисовать с закрытыми глазами)

Материал: альбомные листы бумаги, фломастеры.

Ход.

Дети, закройте глаза. Сейчас будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нём знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте необходимые им части.

Игра «Кем был раньше?»

Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать смекалку, мышление.

Ход.

Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем времени.

Например:

- Лошадь (жеребёнок)

- Шкаф (доска)

- Хлеб (мука)

- Дуб (жёлудь)

-Лягушка (головастик)

-Бабочка (гусеница)

-Рубашка (ткань)

-Рыба (икринка).

Игра «Теремок»

Цель: развивать аналитические способности ребёнка, научить сравнивать, выделяя общее и находя различия.

Ход

Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, пирамидка. А ты кто?

- А я -  кубик – рубик. Пусти меня к себе жить?

- Скажешь, чем на меня похож – пущу.

Пришедший сравнивает оба предмета. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.

Игра «Маша – растеряша»

Цель: тренирует детскую внимательность и учит решать маленькие проблемы.

Правила игры:

Один из детей берёт роль Маши – растеряши, остальные дети ведут с ней диалог:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла ложку (что либо другое). Чем я теперь кашку буду кушать?

Остальные участники диалога должны предложить варианты взамен потерянной ложки. Самый лучшей ответ можно наградить конфеткой или медалькой. В конце игры подводим итоги, побеждает тот, у кого будет больше наград.

 

 

Картотека игр экологического содержания

Игра «Живое -неживое»

 

   Цель: закрепить представление у детей об основных признаках живой природы.

   Материал: картинки с изображением объектов живой и неживой природы, мяч.

   Ход игры: а.    Дошкольникам предлагается картинки с изображением природы, их необходимо разделить на две группы и мотивировать свои действия.

   б.    Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч и называет живой или неживой объект природы. Ребенок, поймав мяч должен ответить: «живое» или «неживое». Дети, которые, ошиблись выходят из игры.

 

Игра «Четвертый лишний»

 Цель: учить детей классифицировать объекты природы и обосновывать свои действия.

  Материал: 7 карточек, разделенных на 4 квадрата, с изображением объектов природы и 7 мелких белых карточек.

      1 карточка: ромашка, василек, береза, колокольчик

      2 карточка: ель, мак, кот, река

      3 карточка: снег, камень, облако, птица

      4 карточка, заяц, еж, лиса, рыба

      5 карточка: сова, мышь, колос, черепаха

      6 карточка: дерево, птица, солнце, человек

      7 карточка: река, облако. Песок, камыш

  Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым квадратом ту картинку, которая является «лишней», обосновать свои действия.

Игра «Кто кому нужен?»

      Цель: закрепить представления у дошкольников о связях и зависимостях между     явлениями и    объектами природы.                                                                                                                      

Оборудование: карточки с изображением объектов живой и неживой природы.

Ход игры: детям предлагается следующая ситуация: «Представьте себе, что на Земле ничего нет. И вдруг появились птицы (или другие живые существа). Смогут ли они жить на такой Земле? Что необходимо им для жизни?» Составление дошкольниками цепочки зависимостей.

                                                                           

Игра «Вершки и корешки»

 

     Словесная игра.

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них  съедобно - корень или плоды на стебле)

Материал: мяч.

Ход: Уточнить с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешком, а съедобный плод на стебле – вершком». Воспитатель называет овощ, бросает мяч ребенку. Ребенок должен ответит, что в нем съедобно: вершок или корешок.

Усложнение: Воспитатель говорит: «Вершки», а дети называют овощи у которых съедобны вершки.

Игра «Живая или неживая природа»

 

Цель: упражнять детей в классификации объектов живой и неживой природы.

Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например, названо дерево – дети поднимают руки, «растут», Если животное – прыгают и т.д. Если назван объект неживой природы – дети замирают на месте.

Игра «Знаешь ли ты…»

 

Цель: классифицировать объекты живой природы, закреплять знание моделей.

Ход: У детей игровые поля с изображением в первом ряду модели зверей, во втором ряду –птиц, в третьем – рыб, в четвертом – насекомых. Воспитатель говорит: «Птица». Дети из предложенного набора карточек должны выбрать и положить на соответствующую строку изображение любой птицы, затем зверей и т.д. Выигрывает выложивший больше фишек

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

 

Цель: упражнять в классификации живой природы.

Ход: Воспитатель называет обобщающее слово, а дети- слова, относящиеся к данному значению.

Воспитатель: Насекомые – это…

Дети: …муха, комар…

Воспитатель: Рыбы – это…

Игра «Кто скорее соберет»

 

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты.

Материал: две корзинки, на одной модель «огород», на другой – «сад»; карточки с изображением овощей и фруктов.

Ход: Выбирают две команды по два человека – чья команда быстрее соберет свой урожай. В корзину, где изображена модель «сад» - собираем фрукты; где модель «огород» - овощи. Та команда, которая первой соберет урожай, поднимает корзину, (надо проверить, не ошиблись ли дети, не попал ли в корзину не тот овощ или фрукт.)

Игра: «Опиши, а я отгадаю»

 

Цель: учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

Задание: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.

Правила: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы четко и определенно.

Ход: на столе за ширмой разложены овощи и фрукты. Воспитателю они не видны.

Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Вопросы задаются в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» и т. д.

Дети подробно отвечают на вопросы.   После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.

Игра «Подскажи словечко»

 

Цель: развивать быстроту реакции.

Ход: Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают.

В: У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?

Д: Цветные, не прозрачные.

В: Ворона каркает, а сорока?

Д: Сорока стрекочет.

В: Петух кукарекает, а курица?

Д: Курица кудахчет.

В: У коровы теленок, а у овцы?

Д: У овцы ягненок

В: У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 Д: У бельчонка мама белка.

Игра «Третий лишний»

 

Цель: развивать логическое мышление, уметь вычленять лишнее.

Ход: на карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка; две рыбки (карась и щука) и одна лягушка. Дети должны определить, кто лишний.

Усложнение: игру можно проводить с моделями (овальное тело, плавники, клюв).

Игра «Четвертый лишний»

 

Цель: развивать логическое мышление.

Ход: Перед ребенком выложить четыре картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив лишнюю, т.е. не подходящую к остальным картинку, ребенок получает фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, щука; елка, береза, дуб и земляника; огурец, репа, морковь и заяц и т. д.

Можно подсказать правильный ответ: «Огурец, репа и морковка – овощи, они растут на огороде. А заяц - не овощ, поэтому его надо убрать».

Игра «Что сажают в огороде»

 

Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления.

Ход: воспитатель называет разные предметы, если называют то, что сажают в огороде, то вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, дети говорят «Нет».

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь - людей насмешишь. Будь внимателен!»

Игра «Бывает - не бывает»

 

Цель: закрепить знание сезонных явлений природы.

Ход: Играющие встают в круг, ведущий посередине. Ведущий называет время года, например, осень, затем называет явление природы, например, иней, и бросает мяч. Ребенок должен сказать, бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся - выбывает из игры.

Игра «Бывает - не бывает»

 

Цель: развивать логическое внимание.

Ход: Игра требует богатого воображения и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он отвечает правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Чередуются реальные и нереальные варианты, например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле каша варится», «кошка по крыше гуляет», «собака по крыше гуляет», «лодка по небу плывет», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку» и т. д. Можно использовать мяч : игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает.

Игра «Назови всех животных, которые…»

 

Цель: Формировать представления    детей о таких понятиях, как «травоядные», «хищные», учить классифицировать животных по этим группам.

Ход: Вначале уточняется в беседе, чем питаются дикие звери, птицы. Воспитатель показывает картинку, а дети предлагают, куда ее надо отнести: к насекомоядным или к хищникам, и объясняют. почему.

Усложнение: найти всех животных, которые питаются частями растений, плодами, почками, корнями. Найдите всех животных, которые питаются другими животными.

Игра: «Рыбы – птицы- звери»

 

Цель: Учить называть видовые группы по предложенному примеру

Ход: Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, обозначающее класс из области живой природы.

Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие и бросить мяч обратно.

Пример: Птица – «Воробей», рыба – «Карасик» и т.д.

«Развитие речи детей при помощи опорных схем-рисунков»

 

Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения

      Когда начинать заниматься мнемотехникой?

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста,

но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет,  когда у них накоплен основной словарный запас.

 

Составление рассказов-описаний  по теме « Игрушки».

 

1. Цвет. (Какого цвета игрушка?)

2. Форма. (Какой она формы?)

3. Мячи.

 (Какого размера игрушка?)

4. Детали машины.

 (Назови ее детали.)

5.  Контур с вопросом.

 (Из какого материала сделана игрушка?)

6.  Рука.

 (Как с этой игрушкой можно играть?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление рассказа-описания

по теме  «Мой любимый овощ» с последующим рисованием

Ответ детей:

 «Помидор — это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, гладкий, мягкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидоры можно законсервировать на зиму. Помидор полезный, потому что в нем много витаминов, он очищает организм»

«Яблоко - это фрукт. Цвет яблока изменяется от роста и сорта. Он может быть круглой и овальной формы. Яблочный вкус- кисло-сладкий. Растет дерево яблоня в саду, в огороде, а может быть диким, в лесу. На ощупь плод твердый, гладкий, а если переспеет мягкий. Яблоко полезный фрукт своими витаминами, вкусными напитками и соками. Из яблока готовят- салат, компот, сок, пекут пироги, яблочный торт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление рассказа «Осень» по  графическому плану

Солнце. (Солнце светит.)

Дождь. (Часто идут дожди.)

Изменения в живой природе. (Листья на деревьях меняют цвет.)

Занятия людей в разные времена года (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)

Как меняется одежда (Животные готовятся к зиме.)

Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)

Занятия и игры детей

 

 

 

 

 

Мнемодорожки

Игра «Кто я?»

 

Из играющих детей выбирается один, которому предлагается закрыть глаза. Ему надевают шапочку или маску знакомого детям дикого или домашнего животного. Задача ребенка с помощью вопросов, требующих только однозначного ответа «Да» или «Нет», угадать, маска какого животного на него надета.

Вопросы ребенок задает по схеме «Описание животного»

0
Мой родной край
Конспект занятия в старшей группе по ЗОЖ
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.03.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Социализация детей и выработка навыков дисциплины
20 марта 2019
Большое спасибо, за этот труд.
Родительское собрание "Давайте воспитывать в детях доброту"
19 марта 2019
Спасибо за интересную разработку родительского собрания . Очень актуальна тема.Дети -наше зеркало.
Картотека игр малой подвижности с детьми 3-4 лет
10 марта 2019
Спасибо за хороший и полезный материал.
«Моя семья» Конспект НОД по социально-нравственному развитию в младшей группе
10 марта 2019
очень интересное, содержательное занятие. спасибо!

В блогах

МБДОУ «Детский сад «Жаворонок» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию Тема: «Весенние мотивы» Старшая группа «Жарки» Воспитатель: Романова С.А. Абакан 2017 Цель : создание условий для&nb...
«Прощание с летом и День Республики Татарстан» Звучит песенка из м/ф  «Дед Мороз и  лето »  -  « Лето » . Лето   (Ведущий) : -Здравствуйте, ребята! Какая замечательная песенка...
Сотрудничество с семьей в вопросах формирования положительной мотивации у дошкольников к здоровому образу жизни. Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового ...
 Конспект занятия во второй  младшей группе  на тему: «Весна» Котовой Т.В. Задачи: -  Формировать представления о временах года; познакомить со временем года – весна; развивать вни...

Новое на сайте

Лэпбук «Домашние животные»

Лэпбук «Домашние животные»

«В мире удивительных полосок» (Из опыта работы)

«В мире удивительных полосок» (Из опыта работы) Работая в сельской местности с детьми разного возраста от 2 до 7 лет, часто сталкиваешься с такой проблемой: что изготовить с детьми к празднику. И...

Развитие графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Развитие графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи Одним из аспектов подготовки ребенка к школе является уровень развития графо-моторных навыков. Чем больше развиты у ребенка данные навыки, тем успешнее у...

Мастер-класс «Древняя книга своими руками» - секрет изготовления папируса и…

Мастер-класс «Древняя книга своими руками» - секрет изготовления папируса и восковых дощечек Цель: дать детям представление изготовления папируса и восковых дощечек своими руками, научить самостоятельно создавать книги из данных материалов, расширение знаний по возникновению...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top