Картотека опытов для детей старшей группы

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

(старшая группа)

Название

Задачи

Литература

Сентябрь

Может ли растение дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.55

Сыпучий песок

Познакомить со свойством песка – сыпучесть.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.49

Легкая пластмасса

Побудить детей определять свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделия из нее окрашены в разные цвета, водонепроницаемая, легкая, ломкая, плавиться).

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.62

Свойства мокрого песка

Познакомить со свойствами мокрого песка (может держать форму).

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.49

Октябрь

Нужен ли корешкам воздух?

Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.56

Свойства воды

Познакомить со свойствами воды: прозрачность, нет вкуса и запаха, не имеет формы.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.33-35

Дерево умеет плавать

Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.28

Растворимые и нерастворимые вещества в воде

Помочь детям определить свойство воды – она растворяет некоторые вещества.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.34

Ноябрь

Посуда Федоры

Обобщить и систематизировать знания о материалах; научить устанавливать причинно-следственные связи между материалом и назначением посуды.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.56

Что в пакете?

Поиск воздуха

Учить обнаруживать воздух. Формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.42-43

Наши помощники – глаза

Познакомить со строением глаза, функцией его частей.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.114

Загадочные пузыри

Показать, что воздух есть в некоторых предметах.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.43

Декабрь

Разная бумага

Познакомить с бумагой, её видами их названиями; закрепить знания о свойствах бумаги; развить память, речь, внимание, мышление.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.55

Лёд – твёрдая вода

Доказать, что лёд – тоже вода.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.33

Разноцветные сосульки

Реализовать представления детей о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.118

Пар – тоже вода

Показать детям еще одно агрегатное состояние воды.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.34

Январь

Притягивается – не притягивается

Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.95

Что в пакете?

Сравнить свойства воздуха и воды.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.43

Фарфоровый секрет китайцев

Познакомить с историей создания стекла и фарфора; научить называть свойства стекла (прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое-тонкое, ребристое, хрустальное) и фарфора (белый, перламутровый, тонкий, гладкий, звенящий).

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.71

Надувание мыльных пузырей

Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.44

Февраль

Разные-разные ткани

Познакомить с происхождением тканей; показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи); показать свойства ткани (гигроскопичность, т.е. способность хорошо впитывать влагу; способность пропускать воздух; возможность стирать, чистить, гладить, мять).

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.66

Вода нужна для прорастания

Выявить необходимость воды для прорастания.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.35

Что необходимо растению для роста?

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.58-59

Растения «пьют» воду

Доказать, что растения «пьют» воду.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.36

Март

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить со стеклянной посудой, с процессом её изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.74

Вода бывает сильной

Познакомить со свойством воды: при замерзании она расширяется и обладает силой.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.36

Солнечные «зайчики»

Дать понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).

Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.94

Форма капель

Доказать, что капли круглые (шарообразные).

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.37

Апрель

В мире металла

Познакомить со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.79

Свечка в банке

Показать на опыте, что при горении изменяется состав воздуха, кислорода становиться меньше, а для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.54

Вершки-корешки

Выяснить, что раньше появляется из семени.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом…, с.66

Пламя загрязняет воздух

Показать, что при горении выделяются вредные вещества.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.55

Май

Узнай материал

Продолжать знакомить с материалами рукотворного мира (стеклом, тканями, металлом, пластмассой); научить различать их по свойствам и качествам; развить мышление, память.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы…, с.82

Свойства песка и глины

Учить сравнивать свойства песка и глины.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.51

Волшебный шарик или чудо-причёска

   

Как песок и глина пропускают воду

Продолжать знакомить со свойствами песка и глины.

Дмитриева Е.А. Детское экспериментирование…, с.50

Литература:

  • Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
  • Дыбина О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2020.
  • Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
0
Консультация для родителей "Безопасность детей лет...
Хороводные игры для детей дошкольного возраста в л...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
04.08.2021

В блогах

Праздник воды

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Азамат» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ВОДЫ Тема: «День Нептуна». Подготовила:  старший...

"Пришла Масленица- Прощай , Зима!"(вторая младшая группа)

Sample Image

«Пришла Масленица - прощай, Зима!». Для детей всех групп детского сад. Подготовили: воспитатели: Видикер. Н.Н., Макарова Н.И. Пояснительная записка: В нашем детском саду...

Коллективная работа ко Дню Космонавтики "Ракета летит в космос"

Sample Image

 12 апреля вся наша страна отмечает  замечательный праздник " День космонавтики". Мы тоже с детьми тщательным образом готовились к этому...

Новое на сайте

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт»

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт» Цели: показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов. Задачи: • Закрепить знания и навыки, полученные на занятиях по...

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы оказывают прямое влияние на создание семейной структуры, что, в...

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад»

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад» (Возраст детей: 3-4 года) Цель: Создание условий для разучивания стихотворения «Листопад» В. Мировича. Задачи: 1. Побуждать детей выразительно рассказывать наизусть стихотворение. 2. Пополнять словарный запас глаголами (шуршат...

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников Современная культура, объединяющая человечество, основана на общих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. Экологическое образование дошкольников по ФГОС – это непрерывный...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог