Исакович Галина Борисовна еще не указала никакой информации ...

Как растения помогают освоить азы математики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 28 «АБВГДейка – детский сад в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» (МБДОУ № 28 «АБВГДейка»)

Конспект НОД «Как растения помогают освоить азы математики» в средней группе.

 

Составитель: Исакович Г.Б. воспитатель

 

Кемерово, 2019

 

 Цель. Научить детей рассматривать комнатное растение, пользуясь элементарными математическими знаниями.

Задачи.

1. Учить рассматривать комнатное растение в определённой последовательности, пользуясь сенсорными эталонами и графическими моделями;

2. Формировать заботливое отношение к комнатным растениям;

 проявлять желание участвовать в уходе за растениями уголка природы.

3. Закрепить математические знания о величине, ориентировку в пространстве, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник), а также представления о цвете.

4. Развивать диалогическую речь, логическое мышление, внимание, память, ощущения при обследовании частей растения, в том числе усвоить сенсорные эталоны и графические модели.

5. В диалоге с педагогом воспитывать умение услышать и понять заданный вопрос, не перебивать говорящего взрослого. Воспитывать доброжелательность во взаимодействиях детей друг с другом, умение слушать ответы товарищей, помогать отвечать друг другу.

Предварительная работа. Совместная с детьми, родителями, педагогами воскресная прогулка по Кемеровскому Ботаническому саду, практическая деятельность педагога и детей по пересаживанию комнатных растений.

Словарная работа: герань, фиалка, сансевиерия, бегония, корень, стебель, бутон, розовый, ярко-розовый, гладкий, шершавый, крупный- мелкий, высокий-низкий, поверхность, справа, слева.

 Материал и оборудование. Комнатные растения (герань, фиалка узамбарская, сансевиерия, бегония); сенсорные эталоны поверхности (гладкая или бархатная бумага или кусочки ткани с гладкой и ворсистой поверхностью), формы (овал, круг, треугольник); формы стебля (круглый и граненый карандаши); эталоны розового и красного цвета (цветные карандаши); лейка без распылителя; фигурки (плоскостные) трех просят; изображение трехэтажного дома.

Условные обозначения:

П- педагог

Д- дети

Ход занятия

1 – я часть. Рассматривание растения

Педагог (П.). Найдите среди комнатных растений герань (Дети находят растение, педагог переносит его на стол.) Покажите, где цветки у герани. (Показывают.) Какие они по величине: большие или маленькие?

 Дети (Д.) Цветки у герани маленькие.

 П. Выберите среди цветных карандашей такие, которые по цвету напоминают цветки герани. (Дети выбирают розовые, красные карандаши.) Так какого же цвета цветки герани: красного или розового?

 Если дети называют цветки красными, педагог уточняет их окраску, вводит в активный словарь детей названия цветов: розовый, ярко-розовый. Для этого дети сравнивают цвет красного карандаша с окраской цветка герани.

П. В чём растет наше растение?

Д. Оно растёт в горшке, в земле.

П. Что у растения находится в горшке в земле?

Д. В земле находятся корни.

Педагог показывает черенок герани с корнями.

П. В земле у герани корни, как у всех других растений: фиалки, березы, герани, дуба… Корни удерживают растение в земле, а еще корнями они «пьют» воду из почвы. Мы тоже с вами пьем воду.

Чем мы пьем воду?

Чем пьет воду герань?

Д. Мы пьём воду ртом. Герань пьёт воду корнями.

П. Верно. А какой по форме стебель у герани? Выберите соответствующий карандаш (модель).

Д. У герани стебель круглый, похож на круглый карандаш.

П. Что ещё вы можете сказать о стебле? Какого он цвета?

Д. Стебель зелёный.

П. А что располагается на стебле?

Д. На стебле есть веточки, листья, цветки.

П. Найдите и сосчитайте веточки. (Дети считают.) Сколько листьев у герани? Много или мало? Сосчитайте.

Д. У герани много листьев. Их трудно сосчитать.

П. Какого цвета листья у герани?

Д. Листья герани зеленые.

П. А какой они формы? Выберите из геометрических фигур (модели) ту, которая больше всего подходит к листу герани (дети выбирают круг.) У герани листья действительно похожи на круг (дети повторяют название геометрической фигуры.) А какой величины листья у герани? Крупные или мелкие? Большие или маленькие? Сравните, что больше: ваши ладошки или листья герани?

Дети сравнивают и выясняют, что лист герани маленький, меньше ладошки.

П. Осторожно погладьте лист герани пальцами. Какая поверхность у листа: гладкая или шершавая? Подберите нужную бумагу, у которой такая же поверхность.

Дети выбирают и объясняют свой выбор (бумага бархатная как лист герани мягкая, пальцы по нему легко скользят, ни за что не цепляются.)

Педагог обобщает полученные детьми знания о листе герани: «Он зелёный, мягкий, круглый». Дети повторяют описание листа герани, используя модели.

2 – я часть. Спор растений

П. Герань по секрету «сказала» мне, что она самая высокая среди тех растений, рядом с которыми стоит. Как узнать, права она или нет?

Показывает на подоконник где стоят фиалка и сансивиера.

Д. Надо эти растения поставить рядом с геранью.

Педагог ставит фиалку и сансивьеру на стол рядом с геранью и расставляет все три цветка в виде треугольника.

П. Давайте определим, какое растение из них самое высокое, какое самое низкое, а какое средней высоты.

Дети рассматривают растения и определяют на глаз, какое из них самое высокое, по очереди сравнивая герань с сансивьерой и фиалкой.

Д. Самое высокое растение – герань. Она выше сансивьеры. Сансивьера ниже герани. Самое маленькое, самое низкое растение – фиалка. Фиалка ниже сансивьеры. Герань выше фиалки.

П. Значит сансивьера средней величины. Он выше (больше) фиалки, но ниже (меньше) герани.

Дети закрепляют понятия «больше», «меньше»

П. Расположите на столе растения слева на право по высоте. Сначала поставьте самое высокое растение.

Дети выбирают самое высокое растение (герань) и ставят его на столе слева.

П. А теперь найдите растение, которое ниже герани, но не самое низкое.

Дети выбирают сансивьеру и ставят справа от герани.

П. Какая по высоте фиалка?

Д. Фиалка самая низкая

Дети ставят фиалку справа от сансивьеры.

П. Кто объяснит, как мы расположили растения?

Дети объясняют, почему они так их поставили.

П. Какая же по высоте герань?

Д. Она выше сансивьеры и фиалки.

3 – я часть. Поливка растений.

П. А что нужно, чтобы растение хорошо себя чувствовало? Что мы делаем каждое утро?

Д. Мы поливаем растения.

П. Как узнать надо ли растение полить? (Ответы – предположения детей).

Педагог объясняет: если земля к пальцам не пристала, то она сухая, растение нужно полить, а если пальцы грязные, в земле, то земля мокрая и поливать растение не надо.

Дети определяют, какие из комнатных растений группы нужно полить. Воспитатель показывает, как правильно нужно держать лейку (правой рукой за ручку, левой за носик, как поливать (носик приложить к краю горшка и вылить всю воду). Дети поливают цветы.

П. Сколько комнатных растений мы полили?

Дети считают.

 

4 – я часть. Игра «Угадай-ка».

П. К нам в гости пришли три поросенка (показывает на фигурки трех поросят). Из какой они сказки?

Дети вспоминают сказку, имена поросят. Воспитатель вывешивает плакат с изображением трехэтажного дома и говорит, что поросята живут в этом доме. Каждый поросенок живет на своем этаже.

П. Сколько этажей в этом доме? Кто сосчитает?

Д. Один, два, три. Три этажа.

П. По сколько комнат на каждом этаже?

Д. На каждом этаже по три комнаты.

П. По сколько окон на каждом этаже?

Д. На каждом этаже по три комнаты.

П. А какой формы окна?

Д. Окна квадратные, квадратной формы.

П. Покажите нижний этаж в доме (показывают), верхний этаж (показывают). А как можно назвать этот этаж? (Показывает на второй этаж).

Д. Его можно назвать средним, он выше нижнего, но ниже верхнего.

П. Как вы думаете, что обозначают кружочки в окнах?

Д. На окнах цветы, комнатные растения.

П. Как вы думаете, есть ли у поросят такие же растения, как у нас? (Ответы – предположения.) Что может нам помочь ответить на этот вопрос? (Ответы – предположения.) Верно, цвет кругов: они красные, синие и розовые, как наши цветущие герань, фиалка и бегония. Поросята просят нас угадать, какого цвета средний круг на втором этаже (показывает на не раскрашенный круг). Найдите нужный карандаш и объясните, почему вы его выбрали. Поросята подсказывают: у них одинаковые комнатные цветы, но поставлены они были по - разному.

Дети определяют нужный цвет карандаша (розовый), объясняют, свой выбор и раскрашивают круг. Поросята благодарят детей за то,что те правильно определили, какие цветы они дома выращивают.

Рефлексия. Что понравилось сегодня на занятии? Что было необычного?

Что запомнилось? Прощание с гостями.

1
Досуговая деятельность для детей подготовительной ...
Сказки с движениями
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
31.05.2020

Комментарии

Педагогика
27 мая 2020
И мне плиз ответы
ТРИЗ – игры для дошкольников (материал для педагогов)
27 мая 2020
Спасибо за вашу работу. Только начинаю ТРИЗить.
Мастер-класс с родителями
26 мая 2020
Интересный мастер-класс для родителей!Возьму на заметку.

В блогах

Консультация для родителей «Развитие слухового внимания и фонематического слуха как одно из условий коррекции…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 21 первой категории 144988, Московская обл., г. Балашиха г. о...

Сценарий конкурса чтецов "Книга - источник мудрости"

Конкурс чтецов на тему: «Книга - источник мудрости» Задачи конкурса: создание условий для познавательно-речевого развития детей; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим...

"Гусеничка"

Sample Image

"Гусеничка"  

Новое на сайте

Конспект развлечения «Берегите лес»

Конспект развлечения «Берегите лес» (Старшая группа) Цель: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе Задачи: - расширять представление детей о лесе и его обитателях; - обучать правилам поведения в лесу; - развивать познавательную активность; - формировать сплоченность детского коллектива; - воспитывать гуманное отношение...

Квест ко дню России для смешанной группы «В поисках символа России»

Квест ко дню России для смешанной группы «В поисках символа России» Цель: Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: - создавать условия для расширения знаний о символах России (флаг, герб, гимн, о празднике День России);- способствовать созданию...

Конспекты НОД «Мужественные профессии. Женские профессии»

Конспекты НОД «Мужественные профессии. Женские профессии»

Активные методы работы с семьей в детском саду

Активные методы работы с семьей в детском саду С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации, непосредственно воспринимающего и прямо регистрирующего все факты об объекте с точки зрения целей. Наблюдение — процесс...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог