Как рассказывать детям о Великой Отечественной войне

Детям нужно знать: война – это плохо и страшно, люди боятся ее и хотят жить в мире. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не допустить новой войны. В рассказе о войне говорить не только об ее ужасах, но и о том, как хрупок наш мир, и как важно научиться его беречь. Но рассказывать стоит с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Для этого необходимы рекомендации для педагогов, которые помогут им подготовиться к разговору с дошкольниками о Великой Отечественной войне. Как рассказать детям о войне? О чём можно рассказывать детям?

С чего начать беседу?

Перед тем как рассказать ребенку о войне, педагогу нужно самому прочувствовать то, что пережили люди в военное время. Сделать это можно, например, через чтение книг, прослушивания песен и просмотр художественных и документальных фильмов о военных годах. Побеседовать со своими родителями, бабушками, дедушками. Во время войны никто не остался безучастным, каждый своим трудом или подвигом защищал, оборонял свою Родину и ковал победу. И поэтому, в любой семье найдутся родственники, которым есть что рассказать о войне. Наверняка, у всех сохранились альбомы со старыми фотографиями своих родственников –фронтовиков. А в красной, потёртой от времени, коробочке лежат медали, ордена дедов и прадедов. И глядя на лица людей с фронтовых фотографий, из наших глаз невольно катится слеза. Какая им досталась доля. Но благодаря этим людям, отдавшим, свою молодость, свою жизнь, мы сейчас живём с вами в мире, без войны. К сожалению, фронтовиков – ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше и меньше. И каждый из нас должен понимать, что придёт такое время, когда их в живых никого не останется. Так давайте, люди, сохраним свою любовь и уважение к ещё оставшим пока живым ветеранам войны. Помогайте им в быту, даритьте им цветы и свои лучезарные улыбки, беседуйте с ними, слушайте и записывайте их рассказы. Их осталось совсем немного…. Это наша история….

Что можно рассказывать?.

Рассказывать о войне нужно с особой осторожностью. Педагог должен мягко объяснить суть войны, но не акцентировать внимание на гибели и горестях. О блокаде Ленинграда достаточно сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Нужно показать, что люди защищали страну, не жалели себя, и поэтому сейчас мы можем жить в мире.

С пяти лет дети хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и историях:

1) Можно показать дошкольникам портрет своего деда в военной форме из семейного альбома, показать его боевые медали и ордена. Рассказать, как он жил до войны, как ушел на фронт, как воевал. Написать письмо дедушке и сложить его треугольником, как это делали на фронте.

2) Предложить детям вспомнить, кто из членов их семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть с детьми семейные фотографии военных лет.

3) Рассмотреть на картинках медали и ордена, которыми награждали доблестных солдат и офицеров в Великую Отечественную войну 1941 -1945 годов, или посмотреть документальный фильм.

4)Рассказать детям как началась война:

Что 22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов – фашистов. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась страшная война, которая продолжалась четыре года. Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран. Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года. А в июне того же года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Воины- победители торжественно прошли по площади и бросили на землю знамёна побеждённых фашистов. Это был Великий день!

5) Рассказать детям как мы отмечаем День Победы? :

Утром 9 мая в главных городах России, в Москве и Санкт- Петербурге, проходят военные парады. (Объяснить детям, кто такие ветераны? Это люди, которые сражались с врагами на фронте и в тылу). Ветераны Великой Отечественной войны одевают ордена и медали, устраивают торжественное шествие по улицам. Потом ветераны собираются вместе и вспоминают своих товарищей, то как они воевали, поют песни военных лет. В День Победы люди возлагают к военным памятникам, к вечному огню венки и цветы.

А вечером, когда стемнеет, начинается Салют Победы! Взлетают в небо разноцветные огни, рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются. Пусть никогда больше не будет войны! Пусть всегда будет мир!

6)Предложить детям послушать и выучить стихотворение «Пусть будет мир» (Н. Найдёнова)

7) Для детей среднего дошкольного возраста можно предложить мультфильмы. Например, «Солдатская сказка» или «Теплый хлеб».

8)Показать детям иллюстрации Военного Парада на Красной площади после окончания войны и в современном мире. Празднование Победы и Салют Победы в Москве.

Детям старшего дошкольного возраста :

1)В беседе с детьми, ещё раз объяснять ребёнку:

- кто такие ветераны;

- почему День Победы называют праздником со слезами на глазах;

- за какие заслуги награждали военных орденами и медалями;

- для чего нужен вечный огонь;

- как мы должны относиться к тем людям, которые сражались за нашу Родину и отдали за неё жизнь.

2) Нужно рассказать о подвигах детей на фронте и в тылу врага, о жизни в блокадном Ленинграде через дневники Тани Савичевой. Рассказать о войне помогут и произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами.

3) Можно показать детям репродукции картин на военную тематику. Это могут быть сцены прощания и проводов на фронт, картины о подвигах и человеческом горе, моменты отдыха и празднование Победы.

(Познакомить детей с картинами художников : Александр Локтионов «Письмо с фронта»- 1947 год, Михаил Хмелько «Триумф победившей Родины» - 1949 год, Пётр Александрович Кривоногов «Защитники Бретской крепости» - 1951 год).

4) Предложить родителям детей посмотреть телепередачу «Парад на Красной площади», или в своём родном городе быть очевидцем прохождения военного парада.

5)Предложить родителям прогуляться по городу с ребёнком, рассмотреть праздничное украшение города, возложить цветы к памятникам воинской славы, понаблюдать с детьми за праздничным салютом.

6) Помочь рассказать о войне могут и фильмы. Предложить родителям посмотреть вместе со старшими дошкольниками фильмы о войне. Например, советские фильмы: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры».

Также ребенку можно показать итальянскую трагикомедию «Жизнь прекрасна» (1997) – фильм о еврейском мальчике, который вместе с отцом попадает в концлагерь. Отец решает спасти сына не только от смерти, но и от страха. Он говорит ему, что все происходящее – большая игра, и если будешь соблюдать правила, то обязательно выиграешь приз – настоящий танк. Фильм «прикрывает» ребенка-зрителя выдуманной игрой.

При обсуждении фильмов и мультфильмов нужно не торопиться отвечать на вопросы детей: «Вот почему его награждают, а он плачет?», «Почему они победили, а музыка все равно грустная?». Стоит спросить: «А как ты сам думаешь? Как бы ты сам объяснил?». Необходимо делать паузы, давать ребенку возможность достроить логическую цепочку. Пусть он выскажется сам.

7) Предложить послушать военные песни: «Прадедушка», «День Победы», «Главный праздник», «Катюша», «Три танкиста»

8) Предложить детям выучить отрывок стихотворения М. Исаковского «На век запомни….» и поздравить близких с праздником.

9) Предложить детям по сюжетным картинкам о войне, о праздновании Дня Победы составить свой небольшой рассказ.

10) Предложить родителям вместе с детьми составить небольшой рассказ о подвигах героев Великой Отечественной войны: лётчиках (Покрышкине А. И., Маресьеве А. П. и др., танкистах (Колобанове З. Г. и др., снайперах, медсёстрах, пехотинцах. Предложить изготовить книжечку (как открытку) из листа А4, сложить пополам, на внешней стороне ребёнок нарисует героя, о котором будет рассказывать, внутри взрослый или ребёнок печатными буквами запишет рассказ. Ребёнок должен рассказать самостоятельно.

Предложить детям организовать в группе выставку таких книжек - самоделок.

11) Предложить родителям вместе с детьми изготовить из бросового материала боевую военную технику для выставки к празднованию Дня Победы! К дню 9 мая! Которая будет организована в группе детского сада.

К повествованиям нужно возвращаться периодически. Не стоит опережать информацией интерес ребенка, необходимо отвечать на детские вопросы, рассказывать по мере взросления все больше и больше. Обязательно нужно следить за реакцией дошкольников, чтобы не травмировать их.

И самое главное, нам никогда не следует забывать, какой ценой досталась это победа над фашизмом! Поэтому нужно ценить сегодняшнее мирное и спокойное время. И быть благодарным нашим ветеранам войны и тыла! И так же доблестно как наши предки продолжать охранять и защищать от внешних врагов рубежи нашего государства.

0
Игры для тренировки произвольной регуляции двигате...
План на летний оздоровительный период "День юного ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.01.2022

В блогах

ДЕТИ И МУЗЫКА

Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС»   Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС»  «Задачи музыкального воспитания...

Песня "Возле зеркала стою"(отрывок)

Серпутько Эмилия,подготовительная группа "Сказка". Песня "Возле зеркала стою" (отрывок) 

Новое на сайте

«Когда идти к логопеду?»

«Когда идти к логопеду?» В 2 года: если ребёнок не понимает речь взрослого; если нет звукоподражания, ребёнок искажает даже самые простые слова; ведёте речевой дневник, а записать в него нечего. В 3 года: если ребёнок не строит фразы и предложения; говорит на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях»

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить и расширить знания детей о божьей коровке; - отрабатывать технику рисования гуашевыми красками;- продолжать учить правильно...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике, ёлке как символе празднования нового года Задачи: Образовательные: - Закрепить умение вырезания полукруг из прямоугольника; - Закрепить правила пользования...

Путешествие по Республикам Поволжья

Путешествие по Республикам Поволжья Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение...