Исследовательский проект "Поведай, ракушка, мне тайну на ушко"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению

развития детей № 5»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Поведай, ракушка,

мне тайну на ушко»

 

 

Автор проекта: Дымов Константин, 6 лет,

Старшая группа № 8 «Звездочки»

Руководитель: Першина Е.Л.

п. Буланаш, 2019 г.

 

Содержание работы

 

План работы:

 

I этап: Подготовительный (сбор информации).

- Подбор литературы по теме (энциклопедии, словари, журналы, книги);

- выставка ракушек, иллюстраций, альбомов с ракушками;

- поисковая деятельность – как растет ракушка? Почему слышно море в ракушке? Ракушка – это осколки подводных камней?

II этап: Основной, исследовательский.

- Рассматривание иллюстраций в книге Р. Бурковского «О чем поют ракушки?»  Поиск сведений в энциклопедии «Я познаю мир».
- Рассматривание раковин.

- Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений   «Ракушка», «С утра изучаю большую ракушку».

- Дидактические игры: «Веселый осьминог», «Составь узор из ракушек», «Собери ракушку из частей», «Найди пару».

- Опытно – экспериментальная деятельность «Шум моря».

- Просмотр видеофильмов «Красота подводного мира».

- Конструирование: дать ракушкам «Вторую жизнь», сделать из них поделки.

III этап: Заключительный.

- Презентация  для детей «Поведай,  ракушка, мне тайну на ушко».

- Мини музей ракушек в группе «Сокровища морских глубин».

Продукт проекта: Выставка поделок «Чудо ракушки»;

Защита проекта на  муниципальном конкурсе «Юный исследователь»

 

 

 

 

 Исследовательский проект на тему

«Поведай, ракушка, мне тайну на ушко»

 

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный.

Продолжительность проекта:  краткосрочный  (3 недели)

Период работы: с 4 марта по 25 марта

Участники проекта: воспитанник старшей группы, воспитатель, родители.


 

Море шепчет не грусти,

Лучше в гости приходи.

Подарю тебе ракушку,

Ласково шепну на ушко,

Искупаю в пене даже,

Полежишь со мной на пляже.

Улыбнёшься облакам,

А потом вернёшься к нам.

                                              

Г. Польняк


 

Актуальность темы: В последнее время люди стали чаще отдыхать на море, а возвращаясь, домой стараются привезти ракушки, которые будут напоминать о море.

 

Проблема: Однажды папа рассказал мне историю о том, что когда был маленьким, часто ездил с родителями на море и привозил  много разных ракушек. Их становилось все больше и больше.  Он показал мне эти ракушки.

Моя семья очень любит путешествовать. Отдых у моря быстро пролетел, и я не успел заметить, как оказался дома. Воспоминания о нём остались самые приятные, а ещё фотографии, сувениры и, конечно же, ракушки. Гуляя по берегу моря с братом,  я нашел ракушки, они были разные по форме, цвету и размеру, и во всех слышался шум моря. Их выбрасывают на берег морские волны.

Меня заинтересовал вопрос о разновидностях ракушек и, что можно сделать с использованием их. Тогда я вспомнил рассказ папы, про ракушки.  Поэтому я стал собирать коллекцию своих ракушек, проводить опыты, делать поделки, чтобы узнать о них как можно больше.

Гипотеза:

Я предполагаю, что ракушка – это осколки подводных камней, волны их делают такими гладкими и волнистыми; а море в ракушке слышно потому, что она долго лежала в воде.

Цель проекта: Узнать и рассказать детям в своей группе интересные сведения о ракушках, об их форме, о том, как они растут, откуда они в море.

 

Задачи проекта:

-  познакомиться с разными видами ракушек, местами их обитания;

-  выяснить, почему мы слышим в раковине шум моря?

- познакомить со своей коллекцией ракушек детей группы и всех    желающих;

- оформить вместе с воспитателем в группе мини-музей «Сокровища морских глубин»;

-  дать ракушкам «Вторую жизнь»,  сделать из них поделки.

Ожидаемый результат проекта:

-Познакомиться и получить новые знания о моллюсках, их  разновидностях, важности их пребывания на морских побережьях;

-бережно  относится к природным ресурсам.

Этапы реализации проекта:

Чтобы ответить на эти вопросы я решил спросить у взрослых, посмотреть мультфильмы. Вместе с папой мы стали искать информацию на просторах интернета. Оказывается, коллекционирование ракушек имеет удивительно давнюю историю. Интерес человека к ракушкам появился около 120 тыс. лет назад.

Коллекционирование и добывание морских и речных ракушек, называется конхиофилия.

Своё исследование мы начали со слова ракушка.   Что же такое ракушка, что означает это слово? Я узнал, что ракушка – это маленькая раковина, она бывает морская и прудовая.  Морские - живут в море. А прудовые - в пруду и реке.

В ракушках живут моллюски.  У них мягкое тело, совсем без костей. Зато у моллюска есть наружный скелет - раковина. Моллюск рождается, растёт,  и его раковина растёт вместе с ним. Чтобы защититься от врагов, беспомощные моллюски прячутся в раковину.  Если раковина у моллюска состоит из двух половин, он называется двустворчатым, если раковина цельная (обычно спиральная) – брюхоногим.

Из воды они берут и кислород для дыхания, и пищу. Некоторые улитки употребляют животную пищу – хищники.

Моллюск передвигается, отталкиваясь от дна просунутой через створки раковины единственной ногой. Некоторые из них проползают 20 см в час. А другие - скороходы среди улиток: перевозят свой дом со скоростью 1 метр в минуту.

Когда моллюск умирает, пустая раковина остаётся в море.

Моллюски издавна служили человеку не только пищей и украшением, из раковин делали ножи, рыболовные крючки, блесна, свёрла, кухонную утварь, а из больших раковин лопаты, сигнальные трубы и музыкальные инструменты.

При просмотре иллюстраций из книг я увидел много удивительно красивых, разнообразных по форме раковин - овальных, изогнутых, вытянутых, рогатых. Окраска их очень разнообразна: в полоску, пятнистые, с извилинами. Наиболее ярко окрашена верхняя поверхность раковины. Все это придает раковинам очень красивый вид. Окраска раковин многих моллюсков делает их незаметными в окружающей среде.

Из ракушек я делал различные поделки. Однажды мне не хватило ракушек, мы с мамой купили их в магазине. Мы обратили внимание, что купленные ракушки отличаются от ракушек, собранных на море. Решили опытным путем установить различие.

Опыт 1: Настоящая или искусственная ракушка

Приготовили для опыта: ракушки, пустую стеклянную емкость, уксусную кислоту.

Внимание! Этот опыт проводят только взрослые!

Залили ракушки уксусной кислотой.

При контакте раковин с кислотой сразу же началось выделение пузырьков углекислого газа с ракушек, собранных с берега моря, а с ракушками, купленных в магазине, ничего не произошло.

-  Еще через час раковины с берега моря стали совсем тонкими и хрупкими, а магазинные ракушки остались без изменения.

-  Через несколько часов от раковин, собранных с берега моря, осталась только тонкая белковая пленка, а магазинные ракушки, остались без изменения, т.е. они искусственные.

Опыт 2: В ракушке слышно море потому, что она долго лежала в воде.

Чтобы доказать гипотезу, провел опыты. Прикладывая ракушку к уху - слышу шум моря, потом отвожу ракушку немного дальше, и звук исчезает.

Далее воспользовался стаканом, прикладывая к уху - слышу шум.

Согнул ладонь лодочкой и повторил все еще раз. Также слышу шум. Все эти опыты мы повторили вместе с ребятами из нашей группы.

Вывод: Предметы разных форм и разных размеров отражают звуки.

Опыт 3: Самодельный телефон из нитки и спичечных коробков.

Звук — это колебания воздуха. Наглядно передачу звуковых колебаний можно пронаблюдать, сделав самодельный телефон. Этот опыт мне помогла провести с детьми нашей группы воспитатель.

Взяли 2 спичечных коробка  и нитку длиной несколько метров. Проткнули иголкой с ниткой донышко коробка и завязали на нитке узелок, чтобы она не выскакивала. Таким образом, оба коробка будут соединены с помощью нитки. В телефонном разговоре участвуют двое: один говорит в коробок, как в микрофон, другой - слушает, приложив коробок к уху. Нить во время разговора должна быть натянута и не должна касаться каких-либо предметов, включая и пальцы, которыми держат коробки. Если прикоснешься пальцем к нитке, разговор тут же прекратится.

Вывод: Звуковые колебания передаются по воздуху через разные материалы, например дерево, ткани, картон.

Значит, все дело именно в окружающих нас звуках. Они такие привычные и незаметные, что мы просто перестаем слышать их, а вот с помощью раковины или стакана мы делаем их громче.

Проделав опыты, мы узнали, что в раковине мы слышим не шум моря, а эхо тех звуков, которые попадают в раковину извне.

 

Гипотеза о том, что ракушка – это осколки подводных камней и  в ней слышно море потому, что она долго лежала в воде, не подтвердилась.

Выводы моих наблюдений:

-  Морская ракушка - это часть тела моллюсков.

- Ракушки - это не только пища для людей, но ещё  предметы украшения, коллекционирование.

- Морские существа, так же как и мы люди, строят себе жилища, защищаются от опасностей и также страдают, если окружающая среда загрязнена.

-  Всё, что создано природой, не случайно, а значит нужно беречь.

В следующий раз, когда поедем путешествовать с родителями, я буду гулять по берегу моря, увидев ракушку,  обязательно вспомню, что это не просто ракушка, а это был домик живого существа!

Итог работы над проектом:

Я, рассказал детям, о ракушках; показал опыты, свою коллекцию ракушек. Вместе с воспитателем и детьми, которые с родителями отдыхали на море,  приносили в группу ракушки, как сувениры из поездок, создали  мини музей «Сокровища морских глубин». С родителями делали различные поделки из ракушек, составляли с братом картины на морскую тему из пазлов.

Составляя коллекцию раковин, не стоит забывать о том, что ракушка – домик для живого организма. Поэтому для всех коллекционеров раковин должно стать законом такое правило: всегда оставляйте время для того, чтобы посмотреть  экземпляры, переворачивая камни и кораллы, всегда возвращайте их в прежнее положение – под ними обитают не только моллюски, которых вы соберете, но и другие живые организмы. Если разрушите их жилище, они могут погибнуть.

Список используемой литературы

  1. Наталья Московская «Раковины Мира» − И: «Аквариум-Принт» 2008.
  2. Ершов В.Е. « Чарующий мир раковин» − И: «Курсив» Москва 2005.
  3. Ершов В.Е., Кантор Ю.И. Морские раковины. Краткий определитель – И: Москва «Курсив» 2008.
  4. Подводный мир. Полная энциклопедия Москва «Просвещение» 2010.
  5. rakushki.ru
  6. kakProsto.ru
  7. muzej-morckix-rakovin.ru
  8. Большая энциклопедия «МАХАОН» Море – И: «Азбука-Аттикус»
0
Турник ,как витамин роста
Проект для детей второй группы раннего возраста "С...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
25.05.2020

Комментарии

Использование мнемотехники в разучивании песен в младших группах
19 мая 2020
Замечательная идея! Мнемотаблицы -это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник...
Конспекты НОД с элементами экспериментирования В подготовительной к школе группе
17 мая 2020
Огромное спасибо за интересные занятия и не стандартный подход к организации образовательной деятель...
Педагогика
13 мая 2020
Пожалуйста, и мне ответы!

В блогах

Методические рекомендации по изготовлению и использованию дидактического пособия «Барышня Лето»

Sample Image

Методические рекомендации по изготовлению и использованию дидактического пособия «Барышня Лето» «Что ты мне подаришь, лето?  Много солнечного света! В небе pадyгy - дyгy!  И...

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС».

  Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС». Семинар-практикум Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДО в вопросах планирования и осуществления воспитательно-образовательной...

Новое на сайте

Реализация проекта «Вечная слава героям Великой Победы!» (В условиях самоизоляции)

Реализация проекта «Вечная слава героям Великой Победы!» (В условиях самоизоляции)

Конспект интегрированного занятия «По следам гусей-лебедей» для детей младшей группы

Конспект интегрированного занятия «По следам гусей-лебедей» для детей младшей группы Цель: Продолжать знакомить детей с художественной литературой, восприятием произведений разных жанров (сказки, потешки, загадки), воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям, воспитывать...

НОД по развитию речи (в младшей группе). Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Усатый - полосатый»

НОД по развитию речи (в младшей группе) Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Усатый - полосатый» Цели: довести до сознания детей замысел автора: котенок-живое существо, он не игрушка, у него свои потребности, привычки; учить выразительно читать отдельные строки...

Формирование у дошкольников навыков общения с незнакомыми людьми

Формирование у дошкольников навыков общения с незнакомыми людьми Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. К сожалению, мы слишком часто...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог