Сайт для воспитателей детских садов




Автор Першина Евгения Леонардовна пока ничего не указал(а) о себе ...

Исследовательский проект "Поведай, ракушка, мне тайну на ушко"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению

развития детей № 5»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Поведай, ракушка,

мне тайну на ушко»

 

 

Автор проекта: Дымов Константин, 6 лет,

Старшая группа № 8 «Звездочки»

Руководитель: Першина Е.Л.

п. Буланаш, 2019 г.

 

Содержание работы

 

План работы:

 

I этап: Подготовительный (сбор информации).

- Подбор литературы по теме (энциклопедии, словари, журналы, книги);

- выставка ракушек, иллюстраций, альбомов с ракушками;

- поисковая деятельность – как растет ракушка? Почему слышно море в ракушке? Ракушка – это осколки подводных камней?

II этап: Основной, исследовательский.

- Рассматривание иллюстраций в книге Р. Бурковского «О чем поют ракушки?»  Поиск сведений в энциклопедии «Я познаю мир».
- Рассматривание раковин.

- Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений   «Ракушка», «С утра изучаю большую ракушку».

- Дидактические игры: «Веселый осьминог», «Составь узор из ракушек», «Собери ракушку из частей», «Найди пару».

- Опытно – экспериментальная деятельность «Шум моря».

- Просмотр видеофильмов «Красота подводного мира».

- Конструирование: дать ракушкам «Вторую жизнь», сделать из них поделки.

III этап: Заключительный.

- Презентация  для детей «Поведай,  ракушка, мне тайну на ушко».

- Мини музей ракушек в группе «Сокровища морских глубин».

Продукт проекта: Выставка поделок «Чудо ракушки»;

Защита проекта на  муниципальном конкурсе «Юный исследователь»

 

 

 

 

 Исследовательский проект на тему

«Поведай, ракушка, мне тайну на ушко»

 

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный.

Продолжительность проекта:  краткосрочный  (3 недели)

Период работы: с 4 марта по 25 марта

Участники проекта: воспитанник старшей группы, воспитатель, родители.


 

Море шепчет не грусти,

Лучше в гости приходи.

Подарю тебе ракушку,

Ласково шепну на ушко,

Искупаю в пене даже,

Полежишь со мной на пляже.

Улыбнёшься облакам,

А потом вернёшься к нам.

                                              

Г. Польняк


 

Актуальность темы: В последнее время люди стали чаще отдыхать на море, а возвращаясь, домой стараются привезти ракушки, которые будут напоминать о море.

 

Проблема: Однажды папа рассказал мне историю о том, что когда был маленьким, часто ездил с родителями на море и привозил  много разных ракушек. Их становилось все больше и больше.  Он показал мне эти ракушки.

Моя семья очень любит путешествовать. Отдых у моря быстро пролетел, и я не успел заметить, как оказался дома. Воспоминания о нём остались самые приятные, а ещё фотографии, сувениры и, конечно же, ракушки. Гуляя по берегу моря с братом,  я нашел ракушки, они были разные по форме, цвету и размеру, и во всех слышался шум моря. Их выбрасывают на берег морские волны.

Меня заинтересовал вопрос о разновидностях ракушек и, что можно сделать с использованием их. Тогда я вспомнил рассказ папы, про ракушки.  Поэтому я стал собирать коллекцию своих ракушек, проводить опыты, делать поделки, чтобы узнать о них как можно больше.

Гипотеза:

Я предполагаю, что ракушка – это осколки подводных камней, волны их делают такими гладкими и волнистыми; а море в ракушке слышно потому, что она долго лежала в воде.

Цель проекта: Узнать и рассказать детям в своей группе интересные сведения о ракушках, об их форме, о том, как они растут, откуда они в море.

 

Задачи проекта:

-  познакомиться с разными видами ракушек, местами их обитания;

-  выяснить, почему мы слышим в раковине шум моря?

- познакомить со своей коллекцией ракушек детей группы и всех    желающих;

- оформить вместе с воспитателем в группе мини-музей «Сокровища морских глубин»;

-  дать ракушкам «Вторую жизнь»,  сделать из них поделки.

Ожидаемый результат проекта:

-Познакомиться и получить новые знания о моллюсках, их  разновидностях, важности их пребывания на морских побережьях;

-бережно  относится к природным ресурсам.

Этапы реализации проекта:

Чтобы ответить на эти вопросы я решил спросить у взрослых, посмотреть мультфильмы. Вместе с папой мы стали искать информацию на просторах интернета. Оказывается, коллекционирование ракушек имеет удивительно давнюю историю. Интерес человека к ракушкам появился около 120 тыс. лет назад.

Коллекционирование и добывание морских и речных ракушек, называется конхиофилия.

Своё исследование мы начали со слова ракушка.   Что же такое ракушка, что означает это слово? Я узнал, что ракушка – это маленькая раковина, она бывает морская и прудовая.  Морские - живут в море. А прудовые - в пруду и реке.

В ракушках живут моллюски.  У них мягкое тело, совсем без костей. Зато у моллюска есть наружный скелет - раковина. Моллюск рождается, растёт,  и его раковина растёт вместе с ним. Чтобы защититься от врагов, беспомощные моллюски прячутся в раковину.  Если раковина у моллюска состоит из двух половин, он называется двустворчатым, если раковина цельная (обычно спиральная) – брюхоногим.

Из воды они берут и кислород для дыхания, и пищу. Некоторые улитки употребляют животную пищу – хищники.

Моллюск передвигается, отталкиваясь от дна просунутой через створки раковины единственной ногой. Некоторые из них проползают 20 см в час. А другие - скороходы среди улиток: перевозят свой дом со скоростью 1 метр в минуту.

Когда моллюск умирает, пустая раковина остаётся в море.

Моллюски издавна служили человеку не только пищей и украшением, из раковин делали ножи, рыболовные крючки, блесна, свёрла, кухонную утварь, а из больших раковин лопаты, сигнальные трубы и музыкальные инструменты.

При просмотре иллюстраций из книг я увидел много удивительно красивых, разнообразных по форме раковин - овальных, изогнутых, вытянутых, рогатых. Окраска их очень разнообразна: в полоску, пятнистые, с извилинами. Наиболее ярко окрашена верхняя поверхность раковины. Все это придает раковинам очень красивый вид. Окраска раковин многих моллюсков делает их незаметными в окружающей среде.

Из ракушек я делал различные поделки. Однажды мне не хватило ракушек, мы с мамой купили их в магазине. Мы обратили внимание, что купленные ракушки отличаются от ракушек, собранных на море. Решили опытным путем установить различие.

Опыт 1: Настоящая или искусственная ракушка

Приготовили для опыта: ракушки, пустую стеклянную емкость, уксусную кислоту.

Внимание! Этот опыт проводят только взрослые!

Залили ракушки уксусной кислотой.

При контакте раковин с кислотой сразу же началось выделение пузырьков углекислого газа с ракушек, собранных с берега моря, а с ракушками, купленных в магазине, ничего не произошло.

-  Еще через час раковины с берега моря стали совсем тонкими и хрупкими, а магазинные ракушки остались без изменения.

-  Через несколько часов от раковин, собранных с берега моря, осталась только тонкая белковая пленка, а магазинные ракушки, остались без изменения, т.е. они искусственные.

Опыт 2: В ракушке слышно море потому, что она долго лежала в воде.

Чтобы доказать гипотезу, провел опыты. Прикладывая ракушку к уху - слышу шум моря, потом отвожу ракушку немного дальше, и звук исчезает.

Далее воспользовался стаканом, прикладывая к уху - слышу шум.

Согнул ладонь лодочкой и повторил все еще раз. Также слышу шум. Все эти опыты мы повторили вместе с ребятами из нашей группы.

Вывод: Предметы разных форм и разных размеров отражают звуки.

Опыт 3: Самодельный телефон из нитки и спичечных коробков.

Звук — это колебания воздуха. Наглядно передачу звуковых колебаний можно пронаблюдать, сделав самодельный телефон. Этот опыт мне помогла провести с детьми нашей группы воспитатель.

Взяли 2 спичечных коробка  и нитку длиной несколько метров. Проткнули иголкой с ниткой донышко коробка и завязали на нитке узелок, чтобы она не выскакивала. Таким образом, оба коробка будут соединены с помощью нитки. В телефонном разговоре участвуют двое: один говорит в коробок, как в микрофон, другой - слушает, приложив коробок к уху. Нить во время разговора должна быть натянута и не должна касаться каких-либо предметов, включая и пальцы, которыми держат коробки. Если прикоснешься пальцем к нитке, разговор тут же прекратится.

Вывод: Звуковые колебания передаются по воздуху через разные материалы, например дерево, ткани, картон.

Значит, все дело именно в окружающих нас звуках. Они такие привычные и незаметные, что мы просто перестаем слышать их, а вот с помощью раковины или стакана мы делаем их громче.

Проделав опыты, мы узнали, что в раковине мы слышим не шум моря, а эхо тех звуков, которые попадают в раковину извне.

 

Гипотеза о том, что ракушка – это осколки подводных камней и  в ней слышно море потому, что она долго лежала в воде, не подтвердилась.

Выводы моих наблюдений:

-  Морская ракушка - это часть тела моллюсков.

- Ракушки - это не только пища для людей, но ещё  предметы украшения, коллекционирование.

- Морские существа, так же как и мы люди, строят себе жилища, защищаются от опасностей и также страдают, если окружающая среда загрязнена.

-  Всё, что создано природой, не случайно, а значит нужно беречь.

В следующий раз, когда поедем путешествовать с родителями, я буду гулять по берегу моря, увидев ракушку,  обязательно вспомню, что это не просто ракушка, а это был домик живого существа!

Итог работы над проектом:

Я, рассказал детям, о ракушках; показал опыты, свою коллекцию ракушек. Вместе с воспитателем и детьми, которые с родителями отдыхали на море,  приносили в группу ракушки, как сувениры из поездок, создали  мини музей «Сокровища морских глубин». С родителями делали различные поделки из ракушек, составляли с братом картины на морскую тему из пазлов.

Составляя коллекцию раковин, не стоит забывать о том, что ракушка – домик для живого организма. Поэтому для всех коллекционеров раковин должно стать законом такое правило: всегда оставляйте время для того, чтобы посмотреть  экземпляры, переворачивая камни и кораллы, всегда возвращайте их в прежнее положение – под ними обитают не только моллюски, которых вы соберете, но и другие живые организмы. Если разрушите их жилище, они могут погибнуть.

Список используемой литературы

  1. Наталья Московская «Раковины Мира» − И: «Аквариум-Принт» 2008.
  2. Ершов В.Е. « Чарующий мир раковин» − И: «Курсив» Москва 2005.
  3. Ершов В.Е., Кантор Ю.И. Морские раковины. Краткий определитель – И: Москва «Курсив» 2008.
  4. Подводный мир. Полная энциклопедия Москва «Просвещение» 2010.
  5. rakushki.ru
  6. kakProsto.ru
  7. muzej-morckix-rakovin.ru
  8. Большая энциклопедия «МАХАОН» Море – И: «Азбука-Аттикус»
0
Турник ,как витамин роста
Проект для детей второй группы раннего возраста "С...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
15.11.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

«Мастер-класс» «Сторителлинг, или необычные истории об обычном»
14 ноября 2019
здравствуйте! Материал очень хороший! Очень хотелось бы увидеть презентацию к мастер-классу!
Рождественский кукольный спектакль «Лучший подарок»
14 ноября 2019
Добрый вечер. А можно сказку "Рождественский подарок" целиком? Ищу историю для постановки в школьном...
Анализ НОД по ФЭМП в подготовительной группе
11 ноября 2019
добрый вечер , как приятно найти за столько километров своего земляка.
консультация для родителей по экспериментированию
04 ноября 2019
Очень интересные эксперименты, особенно для детей!!! Большое спасибо!!!

В блогах

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1. Проектная деятельность в средней группе «Снеговик - лучший друг детей» Составитель: Булыгина С. С. в...
Организационный момент: Звучит приятная «весенняя» музыка. Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ, слушайте внимательно. -Побежали по дорогам весёлые говорливые ручейки. Лёд на речке почер...
Составила: Лисник Галина Николаевна. г. Дубна Мос.обл. ДОУ №5 "Радость"   "Осенние дары"   Дети входят в зал с ведущим, на полу лежат листья» Вед: Желтый листик на ладони, был когда-то он зе...
Цель: Формирование представлений о различных профессиях посредством активного взаимодействия с родителями. В нашей группе проходили  встречи с родителями , на которых они раскрывали секреты свое...

Новое на сайте

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего…

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста»

Дидактическая игра для детей второго раннего возраста

Дидактическая игра для детей второго раннего возраста Цель: ознакомление детей с предметным миром на тему «посуда» Задачи: формировать знания о названиях предметов посуды; формировать умения группировать предметы посуды по цвету, размеру; развивать внимание, память, логическое...

Применение образовательных педагогических технологий при организации коммуникативной деятельности дошкольников с…

Применение образовательных педагогических технологий при организации коммуникативной деятельности дошкольников с ТНР и ОНР в работе учителя – логопеда Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и...

Логоритмика с элементами театрализации при развитии речи детей с ТНР

Логоритмика с элементами театрализации при развитии речи детей с ТНР «Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». С. Мерзлякова. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения детей...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top