Сайт для воспитателей детских садов




Оксана еще не указала никакой информации ...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»

Автор статьи: воспитатель ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки

СП д/с «Светлячок» Воронина Оксана Викторовна

                                                                  

  В старину говорили, что

здоровье приходит «золотниками»,

а уходит пудами…»

Жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой острой на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, формирование здоровьесберегающей культуры у детей, начиная с дошкольного возраста. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе педагогов нашего дошкольного учреждения, так как здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. В своей статье предлагаю подробнее остановиться на технологиях сохранения и стимулирования здоровья, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.

Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные знания и навыки коллективных отношений, и особое внимание я стараюсь уделять благополучной адаптации детей, организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. Это: обеспечение оптимальных гигиенических условий в группе и создание экологического пространства: освещение, проветривание, озеленение группы. Все ребята с удовольствием  ухаживают за комнатными растениями. Весной мы выращиваем рассаду декоративных растений для посадки на клумбы.  

В режиме дня группы предусматриваю дыхательную гимнастику, включающую многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек, задувание свечи, дутье во всевозможные дудки, на вертушки, надувание мыльных пузырей. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.

Для расширения зрительного восприятия, поля зрения провожу упражнения для глаз (глаза вверх – вниз, вправо – влево, вдаль – близко). Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают также межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.           

Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе и во время прогулок способствуют  эмоциональной разгрузке детей, повышению двигательной  активности, функционального состояния и работоспособности   организма, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни детей является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, я стараюсь менять последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице, которые развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Для снятия умственной усталости, эмоциональной нагрузки детей использую комплексы физкультминуток, которые подбираю к изучаемым на занятиях темам и провожу в игровой форме. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво формируются: поведение детей, мышечная активность, активизируется имеющийся словарный запас.

В работе с детьми использую упражнения для массажа пальцев рук, который очень полезен детям: «Колечко» (соединять большой палец поочередно с остальными), «Кулак – ребро – ладонь» (последовательно много раз), «Пальчики обеих рук здороваются», «Замок» и другие. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный – с желудком, большой – с головным мозгом.

В последние годы наблюдается печальная тенденция – растёт количество детей с речевыми нарушениями. На мой взгляд, наибольшим потенциалом для формирования речевой активности детей является артикуляционная и пальчиковая гимнастика, которая направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциации движений органов, участвующих в речевом процессе. Комплексы упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики я использую на занятиях по развитию речи. При отборе материала соблюдается определенная последовательность – от простого к сложному.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями бодрящая гимнастика и гимнастика после сна помогают детскому организму проснуться, улучшают настроение, поднимают мышечный тонус, способствуют профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

В целях совершенствования представлений у детей о здоровом образе жизни использую беседы о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нём, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, организую просмотр видеофильмов, мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников, направленные на формирование навыков безопасного поведения и разумных действий в различных непредвиденных ситуациях, на  профилактику и предотвращение детского дорожно – транспортного травматизма.  

Любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу я включаю здоровьесберегающие технологии, которые способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата.

Используемая литература.

  1. Антонов, Ю. Е., Кузнецова, М. Н., Саулина, Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально - оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000.
  2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально - ориентированныйподход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
  3. Пpаздников В. П. Закаливание детей дошкольного возpаста - М., 1988. С. 220.
  4. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика - Синтез, 2000.
0
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию ...
Консультация для родителей " Психологическая готов...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
26.04.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

В блогах

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «В гостях у сказки». Цель: Развивать речь детей средствами авторской сказки: расширять словарный запас, развивать артикуляцию и коммуникативные навыки. З...
Макет «Кубанская хата»   Представляю вам мини макет кубанской хаты. Макет изготовлен для детского сада, который поможет детям узнать быт и традиции Кубанских казаков. Хата выглядит в разрезе, чт...
Поможем зелёным друзьям. Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе по теме «Поможем зелёным друзьям» Автор конспекта ННОД: воспитател...

Новое на сайте

Перспективный план дидактических игр по развитию связной речи для дошкольников…

Перспективный план дидактических игр по развитию связной речи для дошкольников 2 младшей группы на 1 квартал Лексическая тема Игры с предметами (игрушками) Настольно-печатные игры Словесные игры Сентябрь Части тела «Покажи у куклы» «Веселый кубик» «Зеркало» «Чей портрет?» «Что...

Дидактическая игра «Прятки»

Дидактическая игра «Прятки» Цель игры: формировать умение задавать вопросы, участвовать во внеситуативном диалоге; поощрять желание сопровождать речью свои действия при поиске предмета, ориентируясь на его основные признаки, группировке предметов по заданному...

Психолого-социальная адаптация детей к школе

Психолого-социальная адаптация детей к школе С приходом в школу изменяется весь образ жизни и деятельности ребенка. Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребенка, ведь от того...

Конспект интегрированного бинарного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Прогулка…

Конспект интегрированного бинарного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Прогулка по весеннему лесу» Интеграция областей: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое. Цель: Закрепить знания и представления у детей о времени...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top