Оксана еще не указала никакой информации ...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»

Автор статьи: воспитатель ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки

СП д/с «Светлячок» Воронина Оксана Викторовна

                                                                  

  В старину говорили, что

здоровье приходит «золотниками»,

а уходит пудами…»

Жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой острой на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, формирование здоровьесберегающей культуры у детей, начиная с дошкольного возраста. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе педагогов нашего дошкольного учреждения, так как здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. В своей статье предлагаю подробнее остановиться на технологиях сохранения и стимулирования здоровья, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.

Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные знания и навыки коллективных отношений, и особое внимание я стараюсь уделять благополучной адаптации детей, организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. Это: обеспечение оптимальных гигиенических условий в группе и создание экологического пространства: освещение, проветривание, озеленение группы. Все ребята с удовольствием  ухаживают за комнатными растениями. Весной мы выращиваем рассаду декоративных растений для посадки на клумбы.  

В режиме дня группы предусматриваю дыхательную гимнастику, включающую многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек, задувание свечи, дутье во всевозможные дудки, на вертушки, надувание мыльных пузырей. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.

Для расширения зрительного восприятия, поля зрения провожу упражнения для глаз (глаза вверх – вниз, вправо – влево, вдаль – близко). Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают также межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.           

Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе и во время прогулок способствуют  эмоциональной разгрузке детей, повышению двигательной  активности, функционального состояния и работоспособности   организма, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни детей является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, я стараюсь менять последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице, которые развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Для снятия умственной усталости, эмоциональной нагрузки детей использую комплексы физкультминуток, которые подбираю к изучаемым на занятиях темам и провожу в игровой форме. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво формируются: поведение детей, мышечная активность, активизируется имеющийся словарный запас.

В работе с детьми использую упражнения для массажа пальцев рук, который очень полезен детям: «Колечко» (соединять большой палец поочередно с остальными), «Кулак – ребро – ладонь» (последовательно много раз), «Пальчики обеих рук здороваются», «Замок» и другие. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный – с желудком, большой – с головным мозгом.

В последние годы наблюдается печальная тенденция – растёт количество детей с речевыми нарушениями. На мой взгляд, наибольшим потенциалом для формирования речевой активности детей является артикуляционная и пальчиковая гимнастика, которая направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциации движений органов, участвующих в речевом процессе. Комплексы упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики я использую на занятиях по развитию речи. При отборе материала соблюдается определенная последовательность – от простого к сложному.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями бодрящая гимнастика и гимнастика после сна помогают детскому организму проснуться, улучшают настроение, поднимают мышечный тонус, способствуют профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

В целях совершенствования представлений у детей о здоровом образе жизни использую беседы о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нём, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, организую просмотр видеофильмов, мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников, направленные на формирование навыков безопасного поведения и разумных действий в различных непредвиденных ситуациях, на  профилактику и предотвращение детского дорожно – транспортного травматизма.  

Любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу я включаю здоровьесберегающие технологии, которые способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата.

Используемая литература.

  1. Антонов, Ю. Е., Кузнецова, М. Н., Саулина, Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально - оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000.
  2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально - ориентированныйподход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
  3. Пpаздников В. П. Закаливание детей дошкольного возpаста - М., 1988. С. 220.
  4. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика - Синтез, 2000.
0
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию ...
Консультация для родителей " Психологическая готов...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.01.2020

Комментарии

Игра "Волшебные слова"
23 января 2020
привет давайте начнём играть
Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста
20 января 2020
ничего нового не узнала
Конкурс спасателей «Чип и Дейл спешат на помощь»
15 января 2020
Спасибо за идею. Думаю провести в саду.

В блогах

Система мероприятий по оздоровлению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Как известно, период от рождения до поступления в школу является наиболее важным для физического и психического развития ребенка, для формирования...

Хобби для ребёнка

Зачем нам хобби. Для любого человека, в этом числе и для ребёнка, любимое увлечение – это та часть жизни, где он...

Индивидуальное интегрированное занятие с детьми 1-1,5 лет

   В гостях у домашних животных Цель: Закрепить: названия домашних животных, кошка, собака, лошадь, умение  находить их в окружающей обстановке, строить башенку...

Новое на сайте

Проект: «Азбука безопасного лета»

Проект: «Азбука безопасного лета» Вид проекта: творческий, среднесрочный, групповой для детей 3 - 4 лет. Продолжительность проекта: 3 месяца (с 1. 06. 2019 г. – по 31. 08. 2019 г. ) Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Актуальность темы: Дети...

Проект «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»

Проект «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша» Вид проекта: познавательно-творческий. Тип: долгосрочный. Участники проекта: воспитатель группы, родители, младшего дошкольного возраста. Актуальность проекта: Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления и развития...

Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей по возрастам

Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей по возрастам «На чём играю?» Цель: развитие тембрового слуха. Игровой материал: дудка и барабан, ширма. Репертуар: попевки «Дудочка и барабан» сл. Ю. Островского муз. Р. Рустамова Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать, на...

Сценарий спортивного праздника для детей 4-7 лет «Зимняя олимпиада 2020»

Сценарий спортивного праздника для детей 4-7 лет «Зимняя олимпиада 2020» Цель: обогащение представлений у дошкольников знаний о зимних видах спорта, об олимпийских играх, их символике, ритуале проведения; воспитание в детях патриотизма, формирование ценностного отношения к здоровью и...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог