Сайт для воспитателей детских садов




Воспитатель д/с Тургай.

Автор Абдрахманова Гулия Ришатовна пока ничего не указал(а) о себе ...

Исполнение этикетных норм в детском саду

Поведение в обществе - это тоже зеркально отражение того, что ребенок видит вокруг себя, поэтому стремясь ему что-либо хорошее и полезное привить, будьте для него лучшим примером этого.

Первые представления о нормах поведения дети получают в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают им определённые нравственно - поведенческие правила. В детском саду ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного существования детского коллектива.

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.

Воспитатель ежеминутно, терпеливо формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, готовя его к будущей самостоятельной жизни. Ребёнок дошкольного возраста многое знает из рассказов родителей, бесед с ними, а также из собственных наблюдений за окружающим миром. Педагог лишь должен расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе.

Поскольку в этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, следует постоянно обращать внимание воспитанников на то, что и почему хорошо или плохо. При этом тон воспитателя должен быть спокойный, доброжелательный и доверительный. Это создаёт наиболее подходящие условия для формирования этикетного поведения. При обучении правилам этикета необходимо учитывать психовозрастные особенности дошкольника.

Стандарт дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям - уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создание коммуникативной компетентности ребёнка - распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Таким образом, исходя из выдвигаемых требований, с правилами и нормами этикета дети знакомятся на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Необходимый настрой на этикетное поведение создаёт установленный порядок в группе, выработанный совместными усилиями воспитателя и детей. Для воспитания этикетного поведения необходимы определённые условия.

Основные правила этого порядка можно сформулировать так:

- Проявляем к каждому дружеское участие и терпение;

- Сопереживаем и стремимся оказать помощь друг другу;

- Доброжелательно воспринимаем каждого из своих товарищей;

- Не отказываемся в участии в играх и упражнениях;

- Не стесняемся своего незнания и неумения;

- Не боимся ошибаться сами и не смеёмся над ошибками других.

Все эти правила можно объединить в такое важное состояние человеческого общежития, как любовь. Научить ребёнка проявлению любви в этом одно из важнейших назначений обучения правилам этикета.

Таким образом, правила детского этикета - это основа основ, которая поможет ответить на вопрос, как последовательно научить ребенка правильно и достойно вести себя в обществе. Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе.

Стержнем основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия -- непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость.

В обществе существуют принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут -- тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.

Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное.

Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия:

1) как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения;

2) как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами;

3) как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Для формирования правил и норм поведения воспитатели-практики рекомендуют использовать следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:

- Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо)

- Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа)

- Игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)

- Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы.)

- Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе, этюды, сцены.)

- Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)

- Музыка

- Практические действия

- Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления)

- Метод проектов

Подводя итог сказанному, хочется вспомнить замечательные слова А.С. Пушкина: «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».Мы часто ошибаемся, когда думаем, что сможем прожить без людей. Процесс социализации личности, который напрямую зависит от принятия и соблюдения правил этикета, принятых с обществе, очень важен. Стоит иногда больших усилий сохранить добрые отношения с окружающими людьми и в то же время остаться самим собой. И если взрослым легче себя контролировать, то детям нужно помогать, учить жить в коллективе.

Приходя в детский сад, ребёнок попадает в интересное и необычное для него пространство. Это совершенно новый коллектив - воспитатели, младшие воспитатели, педагоги и - такие же, как он сам, - малыши. Существуют определенные нормы и правила поведения, которые нужно постепенно объяснить ребенку. Другими словами, разъяснить, что такое «хорошо», и что такое «плохо». Процесс занятий может быть очень увлекательным как для детей, так и для взрослых. Ведь обучая, мы и сами учимся (это всегда полезно), иногда у своих же собственных детей, потому что в их глазах и устах - истина. Проводимая работа помогает воспитателю и родителям научить ребенка адаптироваться в коллективе, общаться со сверстниками и родителями, другими взрослыми.

0
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Пу...
Новые подходы по обучению детей татарскому языку
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.08.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Перспективное планирование по познавательному развитию (ФЦКМ)
12 августа 2019
Добрый вечер. Скопировала себе Вашу перспективу. Спасибо.
Дидактическая игра
10 августа 2019
Спасибо, хорошая подборка. Как ВЫ думаете, с какого возраста необходимо начинать постоянную работу с...
Паспорт экологической тропы
08 августа 2019
Прекрасный материал!
Педагогика
31 июля 2019
Добрый день Как можно узнать правильные ответы на вопросы?

В блогах

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основной общеобразовательной школы пос. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области филиал «Детский...
Тип проекта : практико-ориентированный. Участники проекта : дети группы с 5 до 7 лет, воспитатели группы, родители. Продолжительность : 2 месяца По времени проведения : среднесрочный. По характеру кон...
Стихотворение «Сколько месяцев в году»  с элементами пальчиковой гимнастики            Все педагоги знают, как нелегко бывает детям запомнить  на...
Цель: продолжать учить детей выкладывать постройку из плоских фигур с опорой на схему. Задачи: Образовательные: Продолжать учить детей воспринимать рассказ с помощью презентации. Отвечать на вопросы в...

Новое на сайте

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Настольная дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Вершки и корешки» Дидактическая игра «Вершки и корешки» разработана для самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности воспитателя и детей. Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в...

Сценарий праздника «Прощай, лето»

Сценарий праздника «Прощай, лето» Цели: Создать веселое, праздничное настроение у детей разных возрастных групп в рамках праздника, посвященного Дню России. По средствам метода интеграции активизировать детей разных возрастных групп с помощью звучания музыки. Создать комфортные...

Проект: «Как узнать время?»

Проект: «Как узнать время?» Проект: «Как узнать время?» Образовательная область Программные задачи Необходимые ресурсы Познавательное развитие     "Путешествие в прошлое часов" "Как увидеть время?" Экспериментальная деятельность: "Водяные часы" , "Время течет" Создать условия для развития познавательной активности в...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в…

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности посредством интеграции «Инновационная культура педагога» это сформированная готовность педагога к целенаправленному поиску и получению новых знаний, проявление общекультурных, профессиональных и...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top