Интерактивные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими дисфункции речевого развития

Интерактивные формы взаимодействия ДОУ и семьи  в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими дисфункции речевого развития


«Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»

М. Горький

В федеральных государственных стандартах к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы взамодействия с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс развития и познания собственного ребенка.

Одними из основных характеристик «интерактива» являются: диалоговое общение, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее значимых для каждого участника, задач и путей решения проблем.

Исходя из выше изложенного, целью нашей работы стало:  повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей через внедрение интерактивных форм работы.

Задачи:

  • выявить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей;
  • повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей через внедрение интерактивных форм работы;
  • проанализировать эффективность использования интерактивных форм работы с родителями по речевому развитию детей.

Ожидаемые результаты: повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, активное включение родителей в коррекционно – развивающий процесс, положительное влияние на различные стороны речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В традиционно используемые формы общения педагогов с родителями (информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные формы, мы привнесли интерактивное содержание:

Информационно-аналитические формы: опрос, тесты, анкетирование, социальный паспорт, «почтовый ящик доверия», «телефон доверия», буккросинг, родительские уголки.

- Создание буккросинга для родителей, своего рода библиотека, в которой можно обменяться книгами по основным проблемам речевого развития детей.

-«Почтовый ящик доверия» и «телефон доверия» созданы для того, чтобы родители помещали туда волнующие их вопросы, на которые отвечаем либо мы - сотрудники д/с, либо сами родители дают советы другим родителям и сотрудникам детсада. Связь при данной форме работы носит двусторонний характер и одинаково полезна как для родителей, так и для сотрудников учреждения.

- Игротеки: «Игры на кухне», «Игры нашего детства» и д.р.

- Листы активности: они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

- Выставки, оформленные с родителями: «Наши любимцы» - фото любимых животных, «Моя малая Родина» - конкурс фотографий родного края, «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» - фото детей на свежем воздухе в разное время года.

- Стенды, оформленные совместно с родителями: «Когда мы были маленькие…» - рассказы мам и пап, «Я умею, я могу, я люблю» - информация об умениях, достижениях, интересах ребёнка, «Устами младенца» - юмористические высказывания детей

- Создание родителями альбомов после праздников.

- Семейные газеты: «Под крышей дома моего», «А это моё солнышко», «Мы едем в отпуск!», «Зимняя мозаика».

- Создание книжек – малышек по лексическим темам: «Животные жарких и холодных стран», «Путешествие воды», «Подводный мир морей и океанов».

На наш взгляд, вышеперечисленные формы помогают лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учитывать её индивидуальные особенности.

Самая популярная и любимая всеми родителями - досуговая форма – совместные праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть проблемы своего ребенка. Праздники стараемся проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они осознавали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Нами были организованы и проведены: Праздник речи, развлечение «У истоков слова…», досуг «Аз, буки, веди…»

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Очень запомнилось собрание, проведённое в форме «Аукциона», по теме «Кризис шести лет» Собрание проходило в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме. Воспитатель дал понятия кризиса шести, совместно с родителями проанализировали, как остро протекает этот период у детей. Далее родители продолжили делиться своим опытом, как они преодолевали со старшими детьми данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет выдавались фишки, (т.е. советы продавались за фишки). Наиболее удачные советы поместили на стенд «Копилка родительского опыта».

Широко используется нами такая форма работы с родителями, как занятия - практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми. Они могут быть подгрупповыми и индивидуальными. Индивидуальные практикумы носят коррекционную направленность. Основное внимание родителей на таких занятиях обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Положительно зарекомендовали себя семинары – практикум. Тема одного из них – «Речь наших детей». В ходе проведения мероприятия участники вспомнили пословицы о речи, слове; обсудили наиболее часто встречающиеся проблемы в речевом развитии дошкольников; решали проблемы создания условий для развития связной речи дома.

Систематичными стали мероприятия по повышению педагогической компетенции родителей «Копилка советов родителям» посредством деятельности сайтов педагогов.

Положительно зарекомендовали себя «мастер – классы»: Нами были проведены мастер – класс «В мире звуков», на котором были представлены и проиграны игры на развитие фонематического слуха («Корзинка слов», «Фломастеры», «Ищем друзей»)

Интегрированный мастер – класс «Куклы из бабушкиного сундучка», в процессе которого ребята и родители познакомились с традиционной русской народной игрушкой «Зайчик на пальчик», научились ее изготовлять.

Среди наших родителей встречаются люди разных профессий. Есть среди них: учитель начальных классов, преподаватель художественной школы, библиотекарь, педагоги из горно-технического колледжа и просто интересные люди со своими увлечениями. Мы предложили им поделиться с другими родителями своими находками в вопросах развития речи детей, и они откликнулись.

Так одна из мам провела мастер-класс «Игры, сделанные своими руками», в процессе которого были изготовлены игры на закрепление различных речевых навыков, в которые можно играть дома. Игры подбирались с учетом того, что родители большую часть времени заняты ежедневными домашними делами. Данные игры не требуют сложной подготовки и особых финансовых затрат.

- «Игры – моталки» (на развитие мелкой моторики)

- Игра «Воздушная карусель» (на развитие речевого дыхания)

- «Игры – бродилки» (на автоматизацию звуков словах)

На родительских собраниях используем различные методы активизации родителей.

  1. «Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.
  2. «Коллективная запись» Каждый из участников получает лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в лист. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов, по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.
  3. «Хорошо-плохо»: предлагается высказать полярные мнения по одному вопросу, проблеме, например, что хорошего в наказании, и что в нем плохого.
  4. «Слово-эстафета»: родителям предлагается высказать самое главное о воспитании детей. Родитель, взяв предмет (мяч), должен продолжить предложения: «Чтобы у меня вырос(ла) хороший сын (дочь), я должен …….» и передает предмет по кругу. В результате высказываются все родители.
  5. «Шапка вопросов»: родители пишут друг другу вопросы-записки, которые кладут в шапку. Потом по очереди достают их оттуда и отвечают.

       На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками образовательных отношений, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять интерес к жизни группы, эмоционально поддерживать своего ребенка. Многое у нас сделано руками пап и мам наших воспитанников. Они помогли нам приобрести пособия для занятий, оформить различные уголки. Привлекаем пап и мам к участию в субботниках, озеленению, и постройке снежных городков на территории детского сада.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

0
Игры для детей на улице летом
Весеннее музыкально-валеологическое развлечение « ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.01.2021

В блогах

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет.

Каша Наша Маша варила кашу (можно назвать имя своего ребенка) Кашу сварила, малышей кормила.( круговые движения указательным пальцем по ладошке малыша) Этому дала...

годовой план работы учителя-логопеда

Годовой план работы учителя-логопеда № Вид работы Содержание   Сроки               1. Организационная работа Оформление циклограммы деятельности Составление годового плана Оформление тетради учета посещаемости логопедических занятий Написание конспектов занятий Подготовка анкет для родителей Подготовка...

Проект по музейной педагогике волшебница-вода

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад комбинированного вида №138.Информационно-образовательный проект по музейной педагогике«Волшебница-вода!»Разработала воспитатель: Андреева Татьяна АлексеевнаЛипецк, 2015г.Актуальность.Выбирая...

Новое на сайте

Конспект тематического занятия в подготовительной группе «День освобождения Конзавода»

Конспект тематического занятия в подготовительной группе «День освобождения Конзавода» Цель: расширение знаний детей о подвигах земляков в Великую Отечественную войну и в мирное время. Программные задачи: - закреплять знания о боевом прошлом родного края, великих подвигах земляков, известных всей...

«Пальчиками играем-речь развиваем»

«Пальчиками играем-речь развиваем»

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ

Социально–коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ Каждый ребенок нуждается в полноценном развитии детей. В соответствии с ФГОС ДО социально – коммуникативное развитие является одним из пяти важнейших направлений воспитательно-образовательной работы...

Новогодний утренник в средней группе «Снеговик и подарки!!!!!»

Новогодний утренник в средней группе «Снеговик и подарки!!!!!» Выходят дети под веселую музыку и встают вокруг елочки. Ведущий 1: В лесу, где дед Мороз живет, Все птички и зверюшки В веселый праздник Новый год Ждут елку и игрушки Срубил им елку Дед...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог