Пойми меня

Опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Методическая работа учителя-логопеда.
Консультации для родителей детей с нарушениями речи.
Логопед - практик. Опыт работы с детьми, имеющими заключения моторная алалия, аутизм, общее недоразв ...

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПОЙМИ МЕНЯ»

Тема:  «Пойми меня» - общайся, даже если не можешь говорить.

Приложение "Пойми меня" является искусственным заменителем речи для неговорящих людей или для тех, чья речь мало понятна окружающим. С помощью озвученных и выразительных пиктограмм не только дети, но и взрослые, по разным причинам лишённые естественной речи, смогут стать понятыми в выражении своих потребностей и желаний.

Технология посвящена: помочь реализовать право человека на общение со своим социальным окружением, не зависимо от его речевых способностей.

Суть преобразований: эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении, является метод пиктограмм.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

- средство временного общения, когда ребенок не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;

- как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизация, формирование элементарных представлений и понятий);

- как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

Предполагаемые  разработки: создание пиктографической картотеки слов. Наполнение тематических палитр.  Введение в активное использование «ленты общения» с  выбором  нужных слов из тематических палитр.

Создание прогрессивного опыта:

При коррекционной работе необходимо опираться на более сохранные области мозга – слуховые и зрительные. Например, мы не должны ждать, пока у ребёнка с алалией разовьётся речевая функция. Чтоб избежать вторичных дефектов, надо продолжать развитие, опираясь на образы. Речевой заменитель необходим не для того, чтоб смириться с отсутствием речи, опустить руки и прекратить традиционную работу логопеда по формированию естественной речи. Удовлетворение потребности в общении и логопедическая помощь - это не взаимозаменяемые, а процессы параллельного воздействия на развитие или восстановление речевой функции. Одно другому не мешает.

Адресация технологии:  неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеющими ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением; логопеды, дефектологи, воспитатели, родители.

Участники:

Активные: учителя-логопеды, воспитатели.

Разрабатывают, накапливают, оформляют, внедряют картотеку пиктограмм.

Пассивные: дети с тяжелыми нарушениями речи, родители.

Возраст участников: возрастных ограничений нет.

Типовые особенности технологии:

Характер создаваемого продукта: информационный;

Количество участников: парный, групповой.

Продолжительность действия: долгосрочный.

Содержание проекта: ребенок и общество.

Профиль проекта: межпредметный проект.

Характер координации: с открытой координацией.

Уровень контактов: на уровне образовательного учреждения.

Тип объекта проектирования: социальный, коррекционный.

Цель:  предоставить в распоряжение коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи в широкий социум.

Задачи:

- изучить и адаптировать инновационную методику всестороннего развития ребенка, основанную на использовании  письменного знака в виде рисунка-пиктограммы, под редакцией Л.Б. Баряевой, Т.Е. Логоновой, Л.В. Лопатиной.

- изучить и адаптировать компьютерное приложение "Пойми меня", которое  является искусственным заменителем речи для неговорящих людей или для тех, чья речь мало понятна окружающим.

- разработать адаптированное методическое пособие.

- разработать, оформить и внедрить адаптированную методику  в ДОО.

Ресурсы:

Материально-техническое обеспечение:

- компьютерное приложение «Пойми меня»;

- комплект рабочих тетрадей Л.Б. Баряевой. Я – говорю! Рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова,  Л.В. Лопатина. – М.:Дрофа, 2007.

- интеллект карты с пиктограммами;

- картотека пиктографических слов;

- пособие «лента общения».

Требования к уровню подготовленности педагогов:

- создание специальных образовательных условий для неговорящих детей;

- гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специ­фику нарушений и особые образовательные потребности;

- наличие разноуровневых программ, адаптированных для индиви­дуального обучения;

-поддержку и развитие сложившегося уровня индивидуа­лизации и вариативности образования;

-интегративное изучение отдельных дисциплин;

- обучение предполагается по индивидуальным об­разовательным маршрутам, разработанным в соответ­ствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического кон­силиума ДОО

- согласование  индивидуального    образовательного маршрута воспитанника с его родителями или лицами, их заменяю­щими, воспитателями, узкими специалистами.

Предполагаемые продукты:

Продукты деятельности педагогов:

- методические рекомендации по работе с пиктографической картотекой;

- планы занятий;

- дидактические разработки – интеллект карты;

- видеофрагменты занятий.

Продукты деятельности воспитанников:

- индивидуальная папка введенных пиктограмм.

0
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста по...
Конспект НОД по фгос подготовительная группа - "Ул...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
03.08.2020

В блогах

С.Я. Маршак

Консультация для родителей по разделу «Ребенок и книга» - творчество Самуила Яковлевича Маршака О творческой манере Маршака можно написать не одну...

Мини-музей "Мой весёлый звонкий мяч"

 МДОУ детский сад «Золотые зёрнышки» ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА МИНИ – МУЗЕЯ «Мой веселый звонкий мяч» Воспитатель: Калабухова С.В.   ПАСПОРТ МИНИ- МУЗЕЯ «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ» Мой веселый...

конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования "Шубки для зайчат" вторая младшая группа

Из личного опыта.НОД с использованием нетрадиционной техники рисования "Шубки для зайчат". Формирование интегративных качеств:любознательный, активныйэмоционально отзывчивый;овладевший средствами общения и способами взаимодействия...

Новое на сайте

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества; создание праздничного настроения у детей и взрослых. Задачи: 1. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. 2. Формировать...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. – Беседы, экскурсии к дороге, изготовление светофора из бросового материала, рассматривание дорожных знаков. Материал. – Дорожные знаки...

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки»

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки» Герои: Хозяюшка, внук, Коза, козленок, Курица, 2 цыпленка. Гости в зале, детей нет. Звучит музыка «Утро в деревне» или «Петушок, погромче пой». Выходит Хозяюшка. Хозяюшка: (поет) Утром только зорька над землей встает, Звонко...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог