Пойми меня
ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПОЙМИ МЕНЯ»
Тема: «Пойми меня» - общайся, даже если не можешь говорить.
Приложение "Пойми меня" является искусственным заменителем речи для неговорящих людей или для тех, чья речь мало понятна окружающим. С помощью озвученных и выразительных пиктограмм не только дети, но и взрослые, по разным причинам лишённые естественной речи, смогут стать понятыми в выражении своих потребностей и желаний.
Технология посвящена: помочь реализовать право человека на общение со своим социальным окружением, не зависимо от его речевых способностей.
Суть преобразований: эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении, является метод пиктограмм.
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
- средство временного общения, когда ребенок не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
- как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизация, формирование элементарных представлений и понятий);
- как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.
Предполагаемые разработки: создание пиктографической картотеки слов. Наполнение тематических палитр. Введение в активное использование «ленты общения» с выбором нужных слов из тематических палитр.
Создание прогрессивного опыта:
При коррекционной работе необходимо опираться на более сохранные области мозга – слуховые и зрительные. Например, мы не должны ждать, пока у ребёнка с алалией разовьётся речевая функция. Чтоб избежать вторичных дефектов, надо продолжать развитие, опираясь на образы. Речевой заменитель необходим не для того, чтоб смириться с отсутствием речи, опустить руки и прекратить традиционную работу логопеда по формированию естественной речи. Удовлетворение потребности в общении и логопедическая помощь - это не взаимозаменяемые, а процессы параллельного воздействия на развитие или восстановление речевой функции. Одно другому не мешает.
Адресация технологии: неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеющими ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением; логопеды, дефектологи, воспитатели, родители.
Участники:
Активные: учителя-логопеды, воспитатели.
Разрабатывают, накапливают, оформляют, внедряют картотеку пиктограмм.
Пассивные: дети с тяжелыми нарушениями речи, родители.
Возраст участников: возрастных ограничений нет.
Типовые особенности технологии:
Характер создаваемого продукта: информационный;
Количество участников: парный, групповой.
Продолжительность действия: долгосрочный.
Содержание проекта: ребенок и общество.
Профиль проекта: межпредметный проект.
Характер координации: с открытой координацией.
Уровень контактов: на уровне образовательного учреждения.
Тип объекта проектирования: социальный, коррекционный.
Цель: предоставить в распоряжение коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи в широкий социум.
Задачи:
- изучить и адаптировать инновационную методику всестороннего развития ребенка, основанную на использовании письменного знака в виде рисунка-пиктограммы, под редакцией Л.Б. Баряевой, Т.Е. Логоновой, Л.В. Лопатиной.
- изучить и адаптировать компьютерное приложение "Пойми меня", которое является искусственным заменителем речи для неговорящих людей или для тех, чья речь мало понятна окружающим.
- разработать адаптированное методическое пособие.
- разработать, оформить и внедрить адаптированную методику в ДОО.
Ресурсы:
Материально-техническое обеспечение:
- компьютерное приложение «Пойми меня»;
- комплект рабочих тетрадей Л.Б. Баряевой. Я – говорю! Рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. – М.:Дрофа, 2007.
- интеллект карты с пиктограммами;
- картотека пиктографических слов;
- пособие «лента общения».
Требования к уровню подготовленности педагогов:
- создание специальных образовательных условий для неговорящих детей;
- гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений и особые образовательные потребности;
- наличие разноуровневых программ, адаптированных для индивидуального обучения;
-поддержку и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности образования;
-интегративное изучение отдельных дисциплин;
- обучение предполагается по индивидуальным образовательным маршрутам, разработанным в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума ДОО
- согласование индивидуального образовательного маршрута воспитанника с его родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, узкими специалистами.
Предполагаемые продукты:
Продукты деятельности педагогов:
- методические рекомендации по работе с пиктографической картотекой;
- планы занятий;
- дидактические разработки – интеллект карты;
- видеофрагменты занятий.
Продукты деятельности воспитанников:
- индивидуальная папка введенных пиктограмм.
Комментарии