Пойми меня

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПОЙМИ МЕНЯ»

Тема:  «Пойми меня» - общайся, даже если не можешь говорить.

Приложение "Пойми меня" является искусственным заменителем речи для неговорящих людей или для тех, чья речь мало понятна окружающим. С помощью озвученных и выразительных пиктограмм не только дети, но и взрослые, по разным причинам лишённые естественной речи, смогут стать понятыми в выражении своих потребностей и желаний.

Технология посвящена: помочь реализовать право человека на общение со своим социальным окружением, не зависимо от его речевых способностей.

Суть преобразований: эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении, является метод пиктограмм.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

- средство временного общения, когда ребенок не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;

- как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизация, формирование элементарных представлений и понятий);

- как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

Предполагаемые  разработки: создание пиктографической картотеки слов. Наполнение тематических палитр.  Введение в активное использование «ленты общения» с  выбором  нужных слов из тематических палитр.

Создание прогрессивного опыта:

При коррекционной работе необходимо опираться на более сохранные области мозга – слуховые и зрительные. Например, мы не должны ждать, пока у ребёнка с алалией разовьётся речевая функция. Чтоб избежать вторичных дефектов, надо продолжать развитие, опираясь на образы. Речевой заменитель необходим не для того, чтоб смириться с отсутствием речи, опустить руки и прекратить традиционную работу логопеда по формированию естественной речи. Удовлетворение потребности в общении и логопедическая помощь - это не взаимозаменяемые, а процессы параллельного воздействия на развитие или восстановление речевой функции. Одно другому не мешает.

Адресация технологии:  неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеющими ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением; логопеды, дефектологи, воспитатели, родители.

Участники:

Активные: учителя-логопеды, воспитатели.

Разрабатывают, накапливают, оформляют, внедряют картотеку пиктограмм.

Пассивные: дети с тяжелыми нарушениями речи, родители.

Возраст участников: возрастных ограничений нет.

Типовые особенности технологии:

Характер создаваемого продукта: информационный;

Количество участников: парный, групповой.

Продолжительность действия: долгосрочный.

Содержание проекта: ребенок и общество.

Профиль проекта: межпредметный проект.

Характер координации: с открытой координацией.

Уровень контактов: на уровне образовательного учреждения.

Тип объекта проектирования: социальный, коррекционный.

Цель:  предоставить в распоряжение коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи в широкий социум.

Задачи:

- изучить и адаптировать инновационную методику всестороннего развития ребенка, основанную на использовании  письменного знака в виде рисунка-пиктограммы, под редакцией Л.Б. Баряевой, Т.Е. Логоновой, Л.В. Лопатиной.

- изучить и адаптировать компьютерное приложение "Пойми меня", которое  является искусственным заменителем речи для неговорящих людей или для тех, чья речь мало понятна окружающим.

- разработать адаптированное методическое пособие.

- разработать, оформить и внедрить адаптированную методику  в ДОО.

Ресурсы:

Материально-техническое обеспечение:

- компьютерное приложение «Пойми меня»;

- комплект рабочих тетрадей Л.Б. Баряевой. Я – говорю! Рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова,  Л.В. Лопатина. – М.:Дрофа, 2007.

- интеллект карты с пиктограммами;

- картотека пиктографических слов;

- пособие «лента общения».

Требования к уровню подготовленности педагогов:

- создание специальных образовательных условий для неговорящих детей;

- гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специ­фику нарушений и особые образовательные потребности;

- наличие разноуровневых программ, адаптированных для индиви­дуального обучения;

-поддержку и развитие сложившегося уровня индивидуа­лизации и вариативности образования;

-интегративное изучение отдельных дисциплин;

- обучение предполагается по индивидуальным об­разовательным маршрутам, разработанным в соответ­ствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического кон­силиума ДОО

- согласование  индивидуального    образовательного маршрута воспитанника с его родителями или лицами, их заменяю­щими, воспитателями, узкими специалистами.

Предполагаемые продукты:

Продукты деятельности педагогов:

- методические рекомендации по работе с пиктографической картотекой;

- планы занятий;

- дидактические разработки – интеллект карты;

- видеофрагменты занятий.

Продукты деятельности воспитанников:

- индивидуальная папка введенных пиктограмм.

0
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста по...
Конспект НОД по фгос подготовительная группа - "Ул...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
29.06.2022

В блогах

«Зимние Олимпийские игры». Спортивное развлечение в старшей и подготовительной группе

Sample Image

«Зимние Олимпийские игры». Спортивное развлечение в старшей и подготовительной группе   Зимние Олимпийские игры» Старшая и подготовительная группа Цель: обеспечить оптимальный двигательный режим детей...

Информационно-познавательный проект в подготовительной группе «Профессии» и Мастер класс от мамы кукольника «лепка из глины»

Информационно-познавательный проект в подготовительной группе «Профессии» и Мастер класс от мамы кукольника «лепка из глины» Тлепшукова Фатимет Мосовна. Информационно-познавательный проект в...

Золотые правила для педагога по взаимодействию с родителями.

Придерживайтесь следующих правил взаимодействия с родителями: • внушать и демонстрировать доверие; • помогать формулировать цели, стоящие перед каждым из них (или перед...

Новое на сайте

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Введение Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача формирования культуры здоровья с раннего возраста является важной, своевременной и достаточно сложной. Дошкольный возраст является...

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа)

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа) Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрёшкой, привлечь внимание к игрушке. Задачи: формировать интерес к народной игрушке; чувство радости от встречи с ней; различать количество предметов (один- много); привлекать внимание...

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство гордости за соотечественников, любви к Родине нужно уже с дошкольного возраста, делать это можно и...