Музыкальное воспитание в детском саду
Информация для ознакомления дошкольников с коми народными музыкальными инструментами.
Традиционный музыкальный инструментарий народа Коми представлен почти всеми основными типами народных музыкальных инструментов.
В его состав входят как простейшие приспособления предметов окружающей природы и домашнего быта, так и более сложные и разнообразные по конструкции инструменты специального изготовления. По эстетически - прикладным признакам, времени, обстоятельствам употребления - все они полифункциональные.
Музыкальные инструменты возникли на различных стадиальных уровнях развития культуры народа Коми и имеют исторически сложившиеся очаги бытования.
Региональное и неравномерное распространение инструментов, возможно, связано с древним родоплеменным заселением Коми края.
Наиболее значительные результаты по собиранию и изучению коми народных инструментов были достигнуты в советское время. Научные этнографические и музыковедческие экспедиции 20-50 годов способствовали выявлению ряда инструментов и определению их в быту коми-зырян и коми-пермяков. К сожалению, народный инструментарий Коми ныне почти утрачен, но до наших дней дошло большое разнообразие названий коми народных инструментов. Композитор П. И. Чисталев все это разнообразие названий подчинил классификации, определил термином, определяющим вид инструмента. Таким образом, получилось четыре группы инструментов:
ИДИОФОНЫ - ударные ХОРДОФОНЫ - струнные АЭРОФОНЫ - духовые МЕМБРАФОНЫ-мембранные
1 группа «ИДИОФОНЫ» (от греч. своеобразный, особый звук) - самозвучащие музыкальные инструменты. Источником их звука является колеблющийся или вибрирующий корпус инструмента. В зависимости от звукоизвлечения выделяют :ударные, щипковые и фрикционные (приводятся в звучание трением).
Пу барабан (деревянный барабан) — деревянная подвеска-дощечка прямоугольной формы с закруглениями в верхней части и ремешком. При игре двумя палочками наносятся удары по поверхности и торцевой части дощечки. При этом извлекаются гулкие разновысотные звуки.
Пастушеский барабан употреблялся в хозяйственном быту как инструмент сигнально-оповещательный на выгон, поиск и пригон коров, охранительный - по свидетельству самих пастухов барабанный бой в лесу оберегает от медведя, отпугивая его.
Тотшкддчан - колотушка, относится к виду соударяемых идиофонов и представляет собой долбленую колодку-рукоятку с укрепленным внутри ее билом — молоточком в виде головы коня или птицы, — или привязанным деревянным шариком. Колотушка выполняла оповещательно-собирательную и охранительную функцию: ею подавали сигнал — сбор артельных людей: раньше мужики, назначаемые обществом на очередную "сторожевую службу", ночью обходили деревню и постукивали колотушкой и таким образом подавали сигнал — предупреждение об охране объектов.
Торгам - бубенчики; относятся к встряхиваемым идиофонам (погремушкам). Имеют различную форму соединений в комплекте из нескольких бубенчиков. Шумящие и звенящие предметы, как подвесные колокола, бубенцы, погремушки применялись с магически-охранительной целью отпугивания диких зверей от пасущихся домашних животных.
Сярган - трещотка, относится к виду скребковых идиофонов. Сярган представляет собой ребристый валик с рукояткой и скользящий по нему при вращении деревянный язычок внутри рамки. Наверху трещотки иногда прикрепляется для украшения фигура человека или птицы. Звучание сяргана очень сильное, трескучее. Оно соответствовало его функции — устрашение лошадей, забравшихся на посевы.
Пу панъяс - деревянные ложки; вид соударяемых идиофонов. Играли на них, ударяя о колено и ладонь руки. Использовались ложки как аккомпанирующие инструменты в народных ансамблях с разнообразными ритмическими фигурами — вариациями.
Пу бедъяс - деревянные палки; вид соударяемых идиофонов. Представляют собой две ошкуренные сухие березовые палки, соединенные веревкой. О назначении их А.С.Сидоров писал: "С целью отпугивания от оленьего стада рыскающих кругом волков, оленеводы ночью, время от времени, выходят из чума и бьют трещотками-палочками друг о друга, производя треск" (А.Сидоров 1928, с. 130).
2 группа «ХОРДОФОНЫ»
(от греч. струна и звук) - общее название класса музыкальных инструментов, у которых источником звука служит натянутая струна. Класс хордофоны включает щипковые, смычковые и ударные инструменты.
Сигуддк - волосяной гудок; трехструнный смычковый инструмент, по внешнему виду напоминающий скрипку, но его корпус не имеет дек (боковых вырезов). В деревянный корпус инструмента(из ели) вставлялась жестяная коробка из-под пороха с пробитыми в ней дырочками. Смычок - "вудж" - был сделан из прутика черемухи или можжевельника, очищенного от листьев и коры и согнутый в дугу. При игре инструмент держали подобно скрипке, прикладывая его несколько ниже груди. Сигуддк в прошлом был самым распространенным и любимым национальным инструментом народа коми.
Инструмент имеет разнообразные внешние формы - плоские, прямоугольной, восьмеркообразной формы, в поздних образцах — под скрипку — с небольшими фигурными боковыми вырезами, крученные из конского волоса, Сигудбк был наиболее значительным инструментом в муз. быту у коми, на нем исполнялись сольные песенные и плясовые наигрыши, под сигудбк пели песни речитативного склада. В условиях одиночной жизни в лесной избушке музыкант играл для собственного "увеселения".
Сигудбк пбв - волосяной гудок-доска — простейший струнный щипковый инструмент.
Это обыкновенная дощечка прямоугольной или трапециевидной формы с рукояткой без
боковых вырезов и резонирующих углублений с четырьмя кручеными волосяными или
жильными струнами. Настраивается с помощью натяжения струн при их закреплении в
вырезах-щелях и передвижения струнных подставок. Инструмент звучит тихо из-за
слабого натяжения струн и отсутствия резонатора. > ?*
Сигудбк - балалайка - щипковый инструмент с долбленым корпусом прямоугольной с закруглениями формы. Основной способ игры на инструменте - бряцание по всем струнам. Звучание получается мягкое, глухое. Струны на инструментах волосяные, проволочные или жильные.
Сигудбк - кумли - выдолбленная из твердого нароста на березе деревянная чаша, поверх которой натягиваются крученые струны из конского волоса различной толщины. Звучание инструмента приглушенное, тихое и мягкое.
Сигудбк — вор — отличается только своей формой. Он представляет собой выдолбленное корытце с двумя плоскими рукоятками - окрылками, поверх корытца натягиваются волосяные струны разной длины. Звучание инструмента так же приглушенное, тихое и мягкое.
Брунган (от слова брунгбм — гудение, брунбдны — извлекать гулкие звуки) — представляет собой трех или шестиструнный ударный инструмент с приспособленным резонаторным ящиком больших размеров (деревянная пристройка к кухонной печи — голбец). Брунган изготовляется следующим образом. На боковую стенку голбца прибивают толстые проволочные струны (в прошлом — жильные), настраивают с помощью передвижных струнных поставок — колодочек, играют деревянным молоточком с валяной набойкой. Звучание брунгана (в низком регистре) очень мощное, гудящее, напоминающее звон больших церковных колоколов.
Брунган-лагун - представляет собой четырехструнный музыкальный инструмент -приспособление с корпусом - резонатором из небольшой кадушки. Звучание инструмента несильное, с волосяными струнами - глуховатое, с проволочными - гудящее, как у гуслей. Мастерили его так: на верхнее днище с небольшим отверстием набивали гвоздики или сбоку вырезали выступы, на которые навивали четыре волосяные или проволочные струны.
3 раздел «АЭРОФОНЫ»
(от греч. воздух и звук) - класс инструментов, у которых источником звука служит колебание воздушного столба. Наиболее распространенными в народном музыкальном быту коми в прошлом были духовые инструменты - аэрофоны. Плясовые песни исполнялись под аккомпанемент многоствольных духовых инструментов, известных под названием «флейта Пана». В настоящее время они утратили свое значение и сохраняются в реальном звучании, в основном, среди музыкантов старшего поколения и в детской игровой практике.
Полян - дудка и Чипсан - свистулька. Музыканты мастерили эти инструменты из пустотелого стебля растения, в изобилии растущего на лугах. Летом, во время сенокоса срезаются стебли, очищаются от листьев и сушатся несколько дней. Высота звука каждой свистульки зависит от длины трубки. Один исполнитель может играть от 2 до 9 трубок одновременно. На чипсанах и полянах летом играли во время сенокоса, по пути на луга, в лес по грибы-ягоды, зимой — дома на посиделках.
Сюмод киль — тонкая берестяная ленточка, туго натянутая между губами исполнителя, или обрамленная деревянной колодочкой. При вдувании струя воздуха, разбиваясь о тонкую грань ленточки, приводит ее в колебание. Высота возникшего довольно высокого звука зависит от степени натяжения и длины колеблющейся части ленточки. Инструмент звукоподражательный. Искусные игроки стремятся не только изобразить пение птиц, но и привнести в наигрыш художественное содержание.
Каля полян — это закрытая трубка из свежего стебля гума (дудника) с частично продольной прорезью — щелью. Струя воздуха, выходящая через щель, периодически прерывается смыкающимися при колебании упругими пластинками. Звук каля поляна сильный, а по тембру — мягкий, "бархатный" в нижнем и среднем регистре, резковатый — в высоком. Использовался в детском быту как игрушка-забава, состязание в звуковых сигналах. Про его звучание говорят: «Свистит, как чайка».
Кырбдбм сюмод сюр дуда — модификация каля поляна .Этот инструмент состоит из двух расщепленных прорезью трубок, на которые навивается берестяной рожок.
Пблянъяс - дудки; разновидность коми многоствольных флейт. По числу дудок в комплекте (от 4-х до 12-ти) называются, например, квайта полян - шестиствольная дудка или бкмыся полян —девятиствольная дудка-флейта. Дудки ничем не скрепляются между собой, а удерживаются при игре обеими руками. Каждая дудка имеет свой порядковый номер и название: ыджыд - большая, определяющая основной тон, шбркост - средняя, дзоля - маленькая и т.д. Звукоряд пблянов расположен не в обычном поступенном порядке, а в терцово-квинтовых последовательностях: народные музыканты считают, что игра двузвучиями громче, красивее.
Сьбла чипсан - рябчиковый свисток, манок; закрытая продольная флейта со свистковым вырезом и вставной пробочкой со щелью. Изготавливается из пера крыла, из плечевой косточки водоплавающей птицы, из металла (бронзы) и из сучка еловой ветки. Последний вариант делается на ходу, то есть по пути в лес или на охоту. Слуховая выверка инструмента заключается в том, чтобы легко издавался звук, а высота тона была в соответствующем диапазоне издаваемого рябчиком свиста. В процессе наблюдений и практики у охотников сложились посвисты на рябчиков — самца и самки.
Бадьпу чипсан - ивовый свисток; инструмент сезонный: он изготавливается весной, когда деревья наливаются соком и кора легко отделяется от ствола дерева. На тонком прутике делается кольцевой надрез, свистковый вырез, и, после осторожно снимается кора в виде трубки - цилиндра. На скосе срезается небольшой слой дерева для образования продувной щели.
Идзас чипсан - соломенный свисток; это довольно звучный инструмент с несколько гнусавым тембром. На нем исполняются небольшие по форме и интонационному материалу забавные изобразительные наигрыши. Делают его из толстого стебля ржаной соломинки.
Куима чипсан - трехствольный свисток; представляет собой трехствольную закрытую флейту.
Гум чипсан - свисток из гума; открытая и закрытая продольная губно-щелевая флейта со свистковым вырезом. Имеет другие местные названия: бтика полян — одноствольная дудка, кузь полян — длинная дудка. Изготовляется во время сенокоса из зонтичного пустотелого растения - дудника.
Гум полян — тростниковый инструмент сравнительно больших размеров: длиной от 50 до 70 см, диаметром от 1 до 2-х см. Ствол трубки на месте сочленения суставов имеет два узла, в дне которых заостренной палочкой пробиваются отверстия. Головка имеет односторонний срез и небольшой прямоугольный свистковый вырез. Вставная пробка отсутствует, при игре ее заменяет губа исполнителя, игровых отверстий нет. Звук получается на инструменте при передувании и при открытом и закрытом положении выходного отверстия. В репертуаре исполнителей — импровизационные или устойчивые традиционные плясовые и песенные наигрыши.
Сёй полян (глиняная дудка) — вид флейты в форме птицы (петушка, утки) с отверстиями: свистковым, двумя игровыми и нижним выходным. На сёй поляне исполняли звукоподражательные - "Кукушка", простейшие песенные и плясовые наигрыши типа "Шощцбанбй" (солнцеликая).
Сюмдд буксан - берестяной рожок; представляет собой берестяную дудку в форме рога или прямого раструба. На них исполнялись специфические пастушеские и охотничьи сигналы: пастухи оповещали друг друга и таким образом связывались между собой во время поисков коров, охотники возвещали о прекращении охоты и сборе на место стоянки, подавали сигналы "на зов собаки", подражали голосу-реву лося с целью его приманивания.
Бадьпу полян - ивовая дудка; относится к подгруппе кларнетов. Представляет собой дудку из тонкого ствола ивы с выкрученной сердцевиной, надрезанным язычком и двумя-четырьмя игровыми отверстиями. Репертуар музыкантов состоит в основном из оригинальных пастушеских наигрышей "туглан" или "тур-лю-лю", "ту-лу-ллу" (звукоподражание крику птиц). Кроме импровизаций исполняются песенные и плясовые наигрыши.
4 группа «МЕМБРАФОНЫ»
(от лат. кожица, перепонка и греч. звук ) - класс инструментов, у которых источником звука служит натянутая на резонатор перепонка - мембрана. Звук извлекается ударом, а так же щипком и фрикционным способом (трением пальцев по мембране или по прикрепленному к ней конскому волосу, нитке и т.д.),
Сынан гудок - гребенчатая гармонь. Инструмент представляет собой гребенку, поверх которой натянута тонкая пленка из бересты или папиросная бумага. При напевании бумага или береста придают голосу своеобразное звучание. Инструмент используется в сольном и ансамблевом исполнении. | ||
1 wwww 1 | ||
БАЛАЛАЙКА И ГАРМОНЬ
Балалайка. Самодельные балалайки были похожи на старинные русские балалайки — с плоскодонным корпусом треугольной формы, склеенным из тонких дощечек и прикрепленным к концу шейки — грифа.
Лады деревянные или железные, струны — проволочные. Прославленным "мастером балалаечных дел" был СИ.Налимов (1857-1916) — уроженец Вьшьгортской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. С 1895 года он работал у В.Андреева — организатора Великорусского оркестра народных инструментов. Всего Налимов изготовил более 250 балалаек и домр, обладавших красивым тоном, полнотой и силой звука, совершенством формы.
Гармонь (гудок) появилась в Коми крае во второй половине XIX в. и получила повсеместное распространение. В массовом обиходе были однорядная "тальянка", двухрядная "русская" и "венка", а затем "хромка". Гармонисты были самыми желанными и важными гостями на гуляниях, вечеринках, свадьбах. На гармониках исполняли сольные песенные и танцевально-плясовые наигрыши, частушки.
Комментарии