Индивидуальный план по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Индивидуальный план по самообразованию

Тема:

«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Разработала: Ильясова Г.Р.

Воспитатель средней группы №1

Актуальность:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,

  • в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми среднего возраста;

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,

обобщать, классифицировать, анализировать).

Группа: средняя

Сроки: 2019-2020 учебный год

Ожидаемые результаты:

  • У детей:

- активизация познавательного интереса дошкольников;

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

 - формирование элементарных математических представлений.

  • У воспитателя:

- повышение своего теоретического познания в области математики;

- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

- оформление центра «Занимательная математика».

Перспективный план работы:

Месяц

Форма работы

Сентябрь

1. Составить перспективный план работы по самообразованию;

2.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования;

3. Проведение первичной диагностики детей в начале учебного года.

4. Анализ и оформление результатов диагностики.

Октябрь

1. Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

2.Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

3.Проведение занятий, с использованием игрового заниматель-ного материала (игры с использованием счетных палочек).

4.Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию матема-тических представлений с помощью занимательного материала.

Ноябрь

1.Пополнение развивающей предметно-пространственной сре-ды группы дидактическими играми по математике.

2. Изготовление папки – передвижки для родителей «Формиро-вание элементарных математических представлений у детей 4-5 лет».

3. Участие в «Смотр-конкурсе «Лучший математический уголок».

4.Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Най-ди пару»).

Декабрь

1. Оформление уголка занимательной математики в группе.

2.Изготовление буклета для родителей «Занимательная ма-тематика дома в повседневной жизни».».

3. Пополнение личной страницы на сайте http://dohcolonoc.ru;

Январь

1. Создание картотеки игр по ФЭМП.

2. Пополнение уголка занимательной математики в группе.

3. Изготовление лэпбука по математики для средней группы.

Февраль

1.Изучение передового педагогического опыта, посещение открытых занятий педагогов.

2. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников».

3. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с логическими Блоками Дьенеша , настольно-печатные игры).

Март

1. Проведение открытого ОД для педагогов по ФЭМП в сред-ней группе.

2.Изучить методическую литературу и публикации в периоди-ческих изданиях.

3. Продолжать создавать компьютерные презентации к заняти-ям по ФЭМП.

Апрель

1. Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну математики».

2.Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

3.Конкурс среди родителей «Математические игры для наших детей».

Май

1.Проведение итоговой диагностики, анализ, оформление результатов диагностики.

2.Провести самоанализ и самооценку работы по самообразова-нию;

2.Обобщить результаты самообразования, написать отчет;

3.Выступить с отчетом на итоговом педсовете.

 

Использование игр по ФЭМП в средней группе.

 

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

         

Сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных

Дидактические

игры

на

октябрь

математических представлениях.

усвоение понятия «цвета»:

   

«Сделаем

кукле бусы»,

   

«Цветная вода», «Цветные

   

палочки».

     
     

Ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме,

«Найди пару», «Разложи по

 

размеру.

коробочкам».

   
     

Декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних»

д/игра «Что лишнее?», «Что

 

предметов.

изменилось?»

   
         

Январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические

игры

по

   

развитию

количественных

   

представлений: «В лес за

   

грибами», «Малина для

   

медвежат», «Угости зайчат».

           

Февраль

Сравнение групп предметов

по количеству

Дидактические

игры

по

 

(столько же, больше, меньше).

 

развитию

равенства

на

     

основе сопоставления

двух

     

групп предметов: «Угостим

     

белочек

грибочками»,

     

«Жучки

на

листиках»,

     

«Бабочки и цветы».

 
       

Март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3,

Дидактические

игры:

 

формирование умения соотносить цифру с

«Подбери

дорожки

к

 

количеством.

 

домикам»,

 

«Почини

 

Формирование представлений о непосредственном

коврик», «Мостики для

 

сравнении предметов по длине и ширине (длиннее

зайчат», «Подбери дорожки

 

короче, шире – уже, выше – ниже).

 

к домикам».

   
       

Апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и

Дидактические

игры:

 

шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник,

«Геометрическое

лото»,

 

овал.

 

«Разложи

фигурки

по

 

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5,

домикам», «Катится – не

 

формирование умения соотносить цифру с

катится», «Найди пару по

 

количеством.

 

форме».

     
           

Май

Формирование пространственных

представлений:

Дидактические

игры

на

 

на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-

расположение

 

в

 

внутри, за-перед и др.

 

пространстве:

«Возьми

 

Количественный и порядковый счет от 1 до 5.

игрушку»,

 

«Магазин

 

Сравнение предыдущего и последующего чисел.

игрушек».

     
     

Дидактические

игры

на

     

умение соотносить цифры с

     

количеством: «Следопыты»,

     

«Строители»,

«Магазин

     

игрушек».

     
             

Литература подлежащая изучению:

 В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

 6. «Играем в числа» - серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

 10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. 11.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

 

Индивидуальный план по самообразованию

Тема:

«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Разработала: Ильясова Г.Р.

Воспитатель средней группы №1

Актуальность:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,

  • процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми среднего возраста;

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,

обобщать, классифицировать, анализировать).

Группа: средняя

Сроки: 2019-2020 учебный год

Ожидаемые результаты:

  • детей:

 

- активизация познавательного интереса дошкольников;

 

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

- формирование элементарных математических представлений.

 

  • воспитателя:

- повышение своего теоретического познания в области математики;

 

- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

- оформление центра «Занимательная математика».

Перспективный план работы:

Месяц

Форма работы

Сентябрь

1. Составить перспективный план работы по самообразованию;

2.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования;

3. Проведение первичной диагностики детей в начале учебного года.

4. Анализ и оформление результатов диагностики.

Октябрь

1. Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

2.Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

3.Проведение занятий, с использованием игрового заниматель-ного материала (игры с использованием счетных палочек).

4.Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию матема-тических представлений с помощью занимательного материала.

Ноябрь

1.Пополнение развивающей предметно-пространственной сре-ды группы дидактическими играми по математике.

2. Изготовление папки – передвижки для родителей «Формиро-вание элементарных математических представлений у детей 4-5 лет».

3. Участие в «Смотр-конкурсе «Лучший математический уголок».

4.Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Най-ди пару»).

Декабрь

1. Оформление уголка занимательной математики в группе.

2.Изготовление буклета для родителей «Занимательная ма-тематика дома в повседневной жизни».».

3. Пополнение личной страницы на сайте http://dohcolonoc.ru;

Январь

1. Создание картотеки игр по ФЭМП.

2. Пополнение уголка занимательной математики в группе.

3. Изготовление лэпбука по математики для средней группы.

Февраль

1.Изучение передового педагогического опыта, посещение открытых занятий педагогов.

2. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников».

3. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с логическими Блоками Дьенеша , настольно-печатные игры).

Март

1. Проведение открытого ОД для педагогов по ФЭМП в сред-ней группе.

2.Изучить методическую литературу и публикации в периоди-ческих изданиях.

3. Продолжать создавать компьютерные презентации к заняти-ям по ФЭМП.

Апрель

1. Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну математики».

2.Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

3.Конкурс среди родителей «Математические игры для наших детей».

Май

1.Проведение итоговой диагностики, анализ, оформление результатов диагностики.

2.Провести самоанализ и самооценку работы по самообразова-нию;

2.Обобщить результаты самообразования, написать отчет;

3.Выступить с отчетом на итоговом педсовете.

 

Использование игр по ФЭМП в средней группе.

 

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

         

Сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных

Дидактические

игры

на

октябрь

математических представлениях.

усвоение понятия «цвета»:

   

«Сделаем

кукле бусы»,

   

«Цветная вода», «Цветные

   

палочки».

     
     

Ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме,

«Найди пару», «Разложи по

 

размеру.

коробочкам».

   
     

Декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних»

д/игра «Что лишнее?», «Что

 

предметов.

изменилось?»

   
         

Январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические

игры

по

   

развитию

количественных

   

представлений: «В лес за

   

грибами», «Малина для

   

медвежат», «Угости зайчат».

           

Февраль

Сравнение групп предметов

по количеству

Дидактические

игры

по

 

(столько же, больше, меньше).

 

развитию

равенства

на

     

основе сопоставления

двух

     

групп предметов: «Угостим

     

белочек

грибочками»,

     

«Жучки

на

листиках»,

     

«Бабочки и цветы».

 
       

Март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3,

Дидактические

игры:

 

формирование умения соотносить цифру с

«Подбери

дорожки

к

 

количеством.

 

домикам»,

 

«Почини

 

Формирование представлений о непосредственном

коврик», «Мостики для

 

сравнении предметов по длине и ширине (длиннее

зайчат», «Подбери дорожки

 

короче, шире – уже, выше – ниже).

 

к домикам».

   
       

Апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и

Дидактические

игры:

 

шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник,

«Геометрическое

лото»,

 

овал.

 

«Разложи

фигурки

по

 

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5,

домикам», «Катится – не

 

формирование умения соотносить цифру с

катится», «Найди пару по

 

количеством.

 

форме».

     
           

Май

Формирование пространственных

представлений:

Дидактические

игры

на

 

на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-

расположение

 

в

 

внутри, за-перед и др.

 

пространстве:

«Возьми

 

Количественный и порядковый счет от 1 до 5.

игрушку»,

 

«Магазин

 

Сравнение предыдущего и последующего чисел.

игрушек».

     
     

Дидактические

игры

на

     

умение соотносить цифры с

     

количеством: «Следопыты»,

     

«Строители»,

«Магазин

     

игрушек».

     
             

Литература подлежащая изучению:

 В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

 6. «Играем в числа» - серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

 10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. 11.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

0
Конспект открытой образовательной деятельности по...
ОД в средней группе "Волшебное путешествие в волше...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.06.2021

В блогах

Загадки про героев русских народных сказок

Выросла она на грядке. И тянули по порядку: дедка, бабка, внучка, Жучка – не смогли! – большая штучка! Кошка с мышкой лишь пришли – сразу...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Как мы Степашку лечили» в подготовительной к…

Интегрированные цели. Продолжать знакомить детей с разнообразием растительного мира своей местности. Расширять представления детей о лекарственных растениях. Способствовать развитию умения...

"Домашние и дикие животные" итоговое занятие в средней группе

Конспект НОД. Интегрированное  занятие в средней группе с использованием ИКТ  на тему «Домашние  и дикие  животные» Цель: Формирование представлений детей о...

Новое на сайте

Сказка «Лягушка – Певунья»

Сказка «Лягушка – Певунья» В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, в одном пруду жила - была Лягушка. И очень она любила по вечерам песни петь. Послушать ее собирались все жители водоема. Приплывала на бережок Старая Черепаха...

Методическая разработка «Подвижные игры на занятиях по физкультуре в летний период» (Авторская разработка)

Методическая разработка «Подвижные игры на занятиях по физкультуре в летний период» (Авторская разработка) Образовательная область: «Физическое развитие». Аннотация С наступлением летнего периода физкультурные занятия, зачастую, переходят на улицу, и возможностей для проведения различных, новых подвижных игр, у педагога становится...

Конспект занятия: «Масленица - проводы Зимы» (младшая группа)

Конспект занятия: «Масленица - проводы Зимы» (Младшая группа) Цели и задачи: Познакомить с праздником Масленицей. Создать чувство единства группы, доброжелательную атмосферу в детском коллективе. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание. Закрепить знания...

Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только лучше. Константин Станиславский. Театр как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильной...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог