Индивидуальный план по самообразованию. «Экологическое воспитание через познавательное развитие»
Содержание
1. Актуальность.
2. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с семьёй.
3. Ожидаемые результаты.
4. Перспективный план работы.
5. Список использованной литературы.
Актуальность:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность. Последнее десятилетие люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир - главная задача на сегодняшний день. Нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно, является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.
Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесут свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа.
Цель: Формирование у воспитанников экологических знаний через познавательное развитие.
Задачи:
1. Изучить соответствующую литературу;
2.Создать условия для экологического воспитания детей, создание экологически-развивающей среды в группе;
3.Формировать системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
4.Воспитать гуманного, эмоционально-положительного, бережного и заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом:
5.Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Группа: старшая
Сроки: 2020-2021 учебный год
Ожидаемые результаты:
- детей:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- творческая активность воспитанников.
У воспитателя:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников экологии;
-показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры;
- пополнение РППС новыми дидактическими играми по экологии.
У родителей:
-Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
-Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
Перспективный план работы:
Месяц | Форма работы |
Сентябрь | 1. Разработать перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста; 2.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования; 3. Проведение первичной диагностики детей в начале учебного года. Анализ и оформление результатов диагностики. 4.Анкетирование родителей “На сколько вы компетентны в вопросах экологии?” |
Октябрь | 1. Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. 2. «Щедрые дары природы». Организовать вместе с родителями выставку поделок из природных материалов, овощей и фруктов. 3.Проведение занятий, с использованием игрового заниматель-ного материала. 4. Изготовление папки – передвижки «Алтын көз. Табигатьне күзәтү”. |
Ноябрь | 1.Пополнение развивающей предметно-пространственной сре-ды группы дидактическими играми по экологическому воспитанию. 2. Консультация для родителей «Экологические игры для дошкольников. 3. Развлечение для детей старшей группы «До свидания осень» 4. Работа с родителями. «Птицы – наши друзья». Изготовление кормушек для зимующих птиц. |
Декабрь | 1. Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лаборатории с объектами неживой природы. 2. Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково - иследовательской деятельности детей дошкольного возраста». 3. Пополнение личной страницы на сайте http://dohcolonoc.ru; 4. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе. |
Январь | 1. Оформление картотеки дидактических игр по экологичес-кому воспитанию. 2. Изготовление лэпбука по экологическому воспитанию для старшей группы. 3. Оформление папку консультаций для родителей «Сохраним нашу природу». |
Февраль | 1.Изучение передового педагогического опыта, посещение открытых занятий педагогов. 2. Экологический проект совместно с родителями «Зимующие птицы». 3. Игровая-обучающая ситуация для детей «Чипполино выращивает зелёный лук». 4. Акция для родителей «Сдай макулатуру-сохрани дерево». |
Март | 1. Проведение открытого ОД для педагогов по естествознанию в старшей группе. 2.Изучить методическую литературу и публикации в периоди-ческих изданиях. 3. Продолжать создавать компьютерные презентации к заняти-ям. 4. Создание буклета для родителей «Экологическое воспитание в семье» |
Апрель | 1. Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях». 2. Развлечение для детей «Спасем лес!». 3. Изготовление совместно с родителями и детьми макетов «Домашние животные», «Дикие животные». 4. Совместное создание в группе огорода. “Огород на окне”. |
Май | 1.Проведение итоговой диагностики, анализ, оформление результатов диагностики. 2.Подготовка буклета для родителей «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик). 3.Провести самоанализ и самооценку работы по самообразова-нию; 4.Обобщить результаты самообразования, написать отчет, выступить с отчетом на итоговом педсовете. |
Литература подлежащая изучению:
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
- Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Ознакомление с природой в детском саду/ О. А. Соломенникова. -Москва: Мозаика Синтез, 2017.
- Простые опыты с природными материалами/Мария Султанова. – Москва: Хатбер – пресс, 2015.
- Интернет – ресурсы:
1. http://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-sisteme-yekologicheskogo-vospitanijadoshkolnikov.html
2. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/05/13/ekologicheskoe-vospitanie-i-predmetno-prostranstvennaya
3. http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-nikolaevna-pulygina/iz-opyta-raboty-postroenie-predmetno-prostranstvenoi-sredy-vdou-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html
4. http://www.studfiles.ru/preview/5795156/page:10/
Комментарии